Региональным строителям рекомендовали саморегулирование

Региональным строителям рекомендовали саморегулирование

В свете грядущей 1 июля 2008 года отмены лицензирования особое значение принимает формирование саморегулируемых организаций в строительстве (СРОС)

В свете грядущей 1 июля 2008 года отмены лицензирования особое значение принимает формирование саморегулируемых организаций в строительстве (СРОС). Принятый в декабре ФЗ №315 «О саморегулируемых организациях», по мнению экспертов, ориентирован на широкий круг отраслей, поэтому не учитывает специфики строительной деятельности. В феврале Совет Российского союза строителей (РСС) инициировал принятие ряда поправок в ФЗ №315, а также рекомендовал до 1 июля всем региональным союзам строителей обеспечить регистрацию региональной саморегулируемой организации в строительстве.

Разработанная РСС модель саморегулирования включает два уровня. Региональный уровень, ответственный за допуск строительных компаний на рынок, формируется на базе существующих региональных объединений строителей, хорошо знающих участников рынка в своем регионе. Общие правила, требования и стандарты к членам СРО, а также контроль за их исполнением возлагаются на саморегулируемую организацию общероссийского уровня. Подобная система, в частности, позволяет организациям, входящим в СРО одного региона, осуществлять деятельность на территории другого.

По словам генерального директора РСС Михаила Викторова, для того чтобы система СРО быстрее становилась на ноги, исполнительная дирекция РСС разработала нормативно-методические документы по организации и регистрации СРОС. В пакет документов, который бесплатно передается всем заинтересованным организациям, входят типовой договор и устав, которые помогут на местах приступить к созданию СРО.

И хотя вопрос о процедурах государственной регистрации СРО до конца не решен, подчеркнул Викторов, откладывать эту работу нецелесообразно. Поскольку процедурные вопросы неизбежно займут определенное время, в регионах уже сейчас надо начинать первичную работу.

Один из самых больных вопросов организации саморегулирования — нужен или не нужен переходный период от лицензирования к СРО? Для обеспечения преемственности в осуществлении строительной деятельности в переходный период РСС предлагает строить СРО по производственному принципу, в соответствии с Перечнем (классификатором) видов деятельности (работ). В перспективе он должен закрыть основные направления деятельности в отрасли: общестроительный блок, проектирование, инженерные изыскания и сметное нормирование. В связи с этим Михаил Викторов предложил представителям соответствующих организаций и объединений подготовить и представить свои предложения по классификатору.

Это позволит строительным организациям найти свою нишу. Теоретически в субъектах РФ может быть один базовый союз, объединяющий все строительные организации. Если такой региональный союз в состоянии объединить все блоки, то он может осуществлять допуск организаций к работе. Например, в целом ряде субъектов РФ нельзя разделить проектные и строительные организации: они и в организационном, и в юридическом смысле тесно связаны друг с другом. Для регионального союза реально преодолеть определенную количественную и качественную «планку». В тех регионах, где превалируют только строительные организации, возможно несколько СРО, в том числе и объединяющих строительные компании узкой специализации. Таким образом, перечень (классификатор) позволит создать структуру как профильных, так и многопрофильных объединений СРО.

По мнению заместителя руководителя Росстроя Андрея Старовойтова, в настоящее время должны параллельно функционировать и органы лицензирования, и саморегулируемые организации. Государство инерционно и не может моментально изменить правила взаимоотношений в отрасли.

Президент РСС Виктор Забелин:

— Мы должны будем сами выдавать лицензии и сертификаты и отвечать за тех, кому мы эти лицензии дали. Нужно будет очистить строительный рынок от недобросовестных фирм… Принимая на себя все это, мы, естественно, хотим, чтобы в законе о СРО были бы прописаны и наши права, исключающие произвол чиновников на всех уровнях строительного процесса. При этом нельзя допустить превращения этих СРО в какие-то элитарные сообщества, которые монополизируют строительный рынок.

Мнения о саморегулировании:

Алексей Горяинов, генеральный директор КСМ-1:

— Уже отменяли Росстройнадзор. Ненадолго. Что будем делать, если отменят лицензирование, а саморегулирующие организации еще не начнут работу?

Вячеслав Саяпин, руководитель лаборатории организационно-промышленной психологии ЮФУ:

— Саморегулируемая организация строителей — это аналог классической артели, которая всегда дорожила качеством, так как это гарантия следующего заказа. Одно из преимуществ такой «артели» — повышение профессионального уровня, привлечения и закрепления кадров. Ведь даже крупным организациям не по карману оплачивать подготовку-переподготовку своих специалистов. А в рамках такого объединения — вполне. Оплатив их обучение, СРО сможет предотвратить утечку кадров в частный сектор, предоставив подходящие вакансии.

Александр Денисов, генеральный директор Союза строителей Кубани:

— По закону «О саморегулируемых организациях» очень много проблем: количественный состав участников не определен, уставной фонд, необходимый для принятия компании в саморегулируемую организацию, тоже не ясен. Предполагается, что он составит один миллиард рублей, но это заставит уйти с рынка представителей малого бизнеса, чего никак нельзя допустить.

Логотип Вестник Строительство