Дефицит цемента и строительной химии ударит по региональным производителям сухих смесей

Дефицит цемента и строительной химии ударит по региональным производителям сухих смесей

Рынок сухих строительных смесей (сокращенно — ССС) характеризует динамику развития строительной отрасли

Рынок сухих строительных смесей (сокращенно — ССС) характеризует динамику развития строительной отрасли. По оценкам специализированных агентств, в 2007 году потребление ССС в РФ составит 4506,68 тысячи тонн. Доля рынка ЮФО — 10-13%, или около 450 тысяч тонн. Наиболее крупными регионами потребления в ЮФО являются Ростовская область и Краснодарский край (180 тысяч тонн и 140 тысяч тонн соответственно). О динамике развития рынка ССС и его отдельных сегментов в нашем регионе рассказывает руководитель представительства ООО «ИВСИЛ Евро Трейд» по ЮФО Сергей Соколов.

— Сергей, скажите, хватает ли нам своих мощностей на рынке сухих строительных смесей или большую часть занимает экспортируемая продукция?

— Места на российском рынке ССС хватит и местным производителям, и крупным российским компаниям, и иностранным фирмам. По объему потребления этих материалов ЮФО отстает от развитых субъектов Федерации в 5-6 раз. В ЮФО есть свои лидеры рынка: в Ростове — это ТИМ, в Ставрополе — «Профикс». Но перспективы быстрого развития местных производителей сомнительны. Они успешно конкурируют только в эконом-сегменте. У них ограничены финансовые и технологические возможности.

Сейчас отмечается возросший интерес к ЮФО почти всех ключевых игроков ССС, в том числе с иностранным капиталом. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы южнороссийский рынок ждут значительные изменения, и это связано с открытием новых производств, укрупнением или даже дружественными поглощениями.

Те крупные российские компании, которые планируют открытие своих площадок на территории ЮФО, будут активно занимать все сегменты рынка.

Они начнут теснить местных производителей в секторе сравнительно дешевых и наиболее потребляемых видов смесей (клеи для плитки, штукатурки, шпатлевки, смеси для выравнивания полов). Остальные же смогут по-прежнему удерживать прочные позиции в секторе дорогих, сложных по рецептурному составу, высокотехнологичных продуктов и некоторых видов смесей узкого или специального применения.

Доля рынка зарубежных производителей ССС незначительна и, скорее всего, будет иметь тенденцию к уменьшению. Российские производители научились выпускать новинки, по качеству не уступающие зарубежным аналогам и по более низкой цене.

— Как участники южнороссийского рынка ССС отреагировали на очередное повышение цен на цемент?

— Рост цен на цемент — один из главных факторов удорожания стоимости цементосодержащих ССС в 2007 году. За этот год он составил 100%. Дорогой белый цемент из Турции с характеристиками, значительно превышающими серый отечественный цемент, стоит дешевле последнего.

Союз производителей сухих строительных смесей (СП ССС) уже обратился в ФАС РФ с заявлением о ценовом сговоре российских производителей цемента. По мнению членов СП ССС, резкий скачок цен на цемент приведет к росту цен на жилье на 10-15%. Но это не единственная проблема. Производителей ССС беспокоит и рост цен на строительную химию, применяемую в производстве смесей. Дело в том, что в Европе наблюдается также рост спроса на строительную химию. Европейские производители заявили, что они будут ограничивать объемы поставок строительной химии в Россию. Это в первую очередь ударит по мелким и региональным производителям. Если из ситуации с дефицитом цемента есть выход, то вопрос по дефициту строительной химии остается открытым.

— Ожидается ли приход на южнороссийский рынок новых сильных игроков и какие качественно новые продукты они могут принести?

— На рынке ЮФО сейчас представлено около 60 производителей. Из большой десятки» самым заметным событием был выход на рынок компании «ИВСИЛ Евро Трейд» с брендом IVSIL. За полгода работы в ЮФО продукцию под брендом IVSIL узнали почти во всех крупных городах округа. Компания IVSIL предлагает широкий ассортимент гипсовых и цементных ССС. Мы занимаем лидирующую позицию на рынке по наливным полам в соотношении «цена — качество — ассортимент». Компания обновила ассортимент цементных штукатурок и в ближайшее время порадует клиентов новыми теплоизоляционными штукатурками.

Появление новых производителей на рынке во многом зависит от дилера.

В Ростове всего две компании, занимающие серьезные позиции на рынке ССС. Компания «ВИСТ-Ростов» в этом году вывела на рынок бренд IVSIL, компания «БИРС» начала выводить ТМ «Глимс».

Местным производителям надо готовиться к усилению конкуренции как в количественном, так и в качественном отношением. Что касается предположений о совместном бизнесе и слияниях, то реальные движения в этом направлении начнутся только после запуска заводов со стороны федеральных производителей.

— Какими темпами будет развиваться южнороссийский рынок ССС в 2008-2009 годах?

— В ближайшие два года темпы роста будут выше общероссийских. Краснодарский край выйдет на первое место по уровню спроса на ССС, и его объем может увеличиться в 2-3 раза. Сама же структура рынка не будет сильно подвержена изменению, за исключением значительного роста более сложных продуктов, в том числе машинного нанесения. Эти предположения основаны на прогнозах развития смежных отраслей (керамическая плитка, лакокрасочные материалы, обои и т.п.).

Логотип Вестник Строительство