Истоки дефицита
В прошлом году более 80% производства стройматериалов в ЮФО, по данным Ростовстата, приходилось на Краснодарский край (33,6%), Волгоградскую и Ростовскую области (25,2 и 21,2%). Это неудивительно, ведь объемы строительства распределяются по территории округа неравномерно: на Дону и Кубани вводится больше половины от общего объема жилья на Юге России.
Вместе с увеличением объемов строительства растут и цены на стройматериалы: по данным маркетингового агентства Step by Step, по итогам прошлого года прирост составил 16,2%, в том числе за счет удорожания энергоносителей, транспортных услуг, стоимости рабочей силы. Дефицит и зависимость регионов от импорта некоторых видов материалов, таких как стекло, теплоизоляционные материалы, полимерные трубы и т. д., производства которых единичны на Юге России, подстегивает крупных федеральных и транснациональных игроков создавать свои производства в регионе. Для их размещения они предпочитают преимущественно Краснодарский край и Ростовскую область.
Однако доля таких предприятий невелика: стройкомплекс живет преимущественно за счет продукции построенных еще в советские годы предприятий, которые не в состоянии резко увеличить ее выпуск. Общая их беда — в устаревшем морально и физически оборудовании. Среди регионов Юга России наибольший износ (более 75%) на предприятиях Астраханской области, наименьший — в Ставропольском крае — около 30%.
Сегодня мощности предприятий стройиндустрии загружены в среднем на 60–80%, в частности, по данным Ростовстата, южнороссийские заводы по производству панелей и других конструкций для крупнопанельного домостроения выпускают менее чем 60% объемов от своих проектных мощностей. Еще один тормоз — устаревший ассортимент продукции, без его расширения невозможны ни качественные, ни количественные изменения. По данным опроса Института экономики переходного периода, намерения разрабатывать и выпускать новую продукцию имеют сейчас только 45% российских предприятий стройиндустрии. Для создания новых продуктов больше возможностей, конечно, имеют крупные предприятия, а таковых на Юге немного (в рейтинге «150 крупнейших компаний Юга России», составленном в 2007 г. «Экспертом», их всего десять. — Прим. ред.). С другой стороны, о серьезных научных открытиях и инновациях, которые доведены до ума и внедрены в производство, слышно мало.
В отношении некоторых регионов Юга стоит говорить не столько о собственных научных разработках, сколько о дефиците сырья. В Астраханскую область цемент, песок, щебень, арматуру и другие материалы приходится ввозить из других регионов. Дефицита стройматериалов в полном смысле этого слова в регионе нет: в условиях рынка то, что не можешь произвести, можно купить — вопрос в цене материала. Эксперты не исключают приход, к примеру, в Ростовскую область, лидера по производству щебня в ЮФО, инвесторов из регионов, испытывающих дефицит в этом материале, — Волгоградской, Астраханской, Самарской и других областей России. Директор
Фактор Сочи
Проблема с доставкой стройматериалов остро стоит перед руководством Краснодарского края в преддверии олимпийской стройки. С тем, какая транспортная инфраструктура необходима для обеспечения бесперебойного снабжения, Правительство РФ определилось в прошлом году. «У нас есть детальный план строительства инфраструктуры в Сочи», — заявил на форуме «Транспорт России2008» министр транспорта РФ Игорь Левитин. По данным Минтранса РФ, предстоит построить более 5 тыс. погонных метров причальных сооружений, более 3,5 тыс. м оградительных сооружений, более 100 км железнодорожных линий, свыше 56 км вторых путей, более 75 км новых федеральных автотрасс, порядка 20 автодорожных развязок и 20 автомобильных тоннелей. До решения вопроса с транспортной инфраструктурой говорить о выполнимости массы заявленных по Сочи проектов не приходится. Причем не только о реальности олимпийских планов, но и о всей ФЦП развития Сочи
— Когда начнется реконструкция автомобильной и железной дорог, положение облегчит именно морской транспорт, — считает глава Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) Александр Давыденко. — Особое внимание будет уделено Сочи: реконструированный грузовой терминал сочинского порта и два вспомогательных грузовых района в устьях рек обеспечат доставку олимпийских грузов.
Пока же нет ни одного порта, где можно перевалить насыпной цемент, остается — только мешками, используя краны, что замедляет время разгрузки. Снизить нагрузку на черноморские порты возможно при условии модернизации имеющихся производств и строительства новых на Юге России. В частности, одна из крупнейших девелоперских компаний «Интеко» планирует создать на базе краснодарских предприятий — Верхнебаканского цементного завода и ООО «Атакайцемент» — крупнейшее в России объединение по производству цемента общей мощностью 5 млн. тонн в год, которое позволит обеспечить потребности Юга России не только в цементе, но и наладить поставки в другие регионы страны. Кроме того, недавно «Евроцемент» объявил о строительстве двух предприятий в Воронежской области
Другая мощная структура — холдинг «Базовый элемент» — создала с австрийской строительной компанией Strabag совместное предприятие, которое через
По итогам 2007 года сам «Базэлцемент» произвел всего 300 тыс. тонн нерудных материалов, но в его планах к 2009 году увеличить мощности в ЮФО до 1 млн. тонн в год за счет покупки новых месторождений.
Параллельно «Базэл» направил $16 млн. на создание производства щебня из валунника (крупнообломочная сцементированная порода) на Алагирском месторождении
Вертикально интегрированные
Как правило,
По сути инвесторы строят вертикальные холдинги, вкладывая средства для обеспечения полного цикла производства жилья: от подбора и выкупа площадки до производства и поставки стройматериалов, финансирования проектов, строительства, продажи и управления готовыми объектами. Тем более что в условиях растущих цен собственное производство для строительных компаний — это не только способ обеспечить бесперебойное снабжение своих объектов, но и высокорентабельный бизнес. По данным Ростовстата, в 2007 году уровень рентабельности производителей цемента, извести и гипса составил на предприятиях Краснодарского края 161%, Волгоградской области — 138%, Ростовской области — 70%.
Интересными активами для девелоперов, специализирующихся на строительстве массового жилья, являются домостроительные комбинаты, заводы по производству ЖБИ, комбинаты строительных материалов. В условиях инфляции и сезонного спроса свое производство позволяет застройщикам гарантировать бесперебойность поставок и не зависеть от роста цен. Конечно, здесь есть своя специфика: например, панельные заводы девелоперы покупают только в тех местах, где они уверены в скорой реализации масштабных проектов — доставка панелей рентабельна в радиусе 200 км.
Возрождением крупнопанельного домостроения они займутся прежде всего в Краснодарском крае и Ростовской области. Ожидается, что на Кубани выпуск изделий
Сегодня аналогичные процессы уже начались и в других регионах ЮФО. Волгодонский завод КПД и Волгоградский завод ЖБИ освоили выпуск материалов для возведения жилья по технологии
Готовые решения
— К 2010 году количество предприятий стройиндустрии на Юге, производящих конструкции, увеличится, и они займут свою нишу, — считает генеральный директор «Национальной жилищной корпорации Гризли» (Волгоград) Сергей Коростин. Так, только
Планируется, что годовой объем ввода жилья из быстровозводимых конструкций на Кубани составит более 700 тыс. кв. м, а при наличии спроса возможно увеличить мощности до 1 млн. кв. метров. Однако в ближайшие несколько лет не стоит ждать, что быстровозводимые технологии возведения жилья подвинут самый популярный на Юге строительный материал — кирпич. Хотя общий объем производства этого стенового материала в ЮФО — более 1,1 млрд. усл. кирпичей (около 60% от общего объема — в Краснодарском крае), во многих регионах ощущается потребность в строительстве новых заводов: до 2010 года, например, Краснодарский край должен будет обеспечить себя более чем 1 млрд. усл. кирпичей, Ставропольский —
В ближайшую пятилетку перспективны вложения в принципе во все отрасли производства стройматериалов, ведь потребности год от года увеличиваются. В частности, сегодня инвесторы активно вкладываются в металлургию.
«Через
Власти регионов Юга России уже сегодня обеспокоены ситуацией в стройиндустрии. Разработанные в Ростовской области и Краснодарском крае стратегии развития предполагают господдержку местным производителям, которые, в частности, предоставляют субсидии на покрытие процентной ставки по кредитам, налоговые льготы, также оказывается помощь в создании инженерной и транспортной инфраструктур.