Наперегонки с дефицитом

Наперегонки с дефицитом

Стройиндустрию Юга России ожидает пятилетка беспрецедентных инвестиций

Последние годы в отрасли — сродни началу советского строительного бума: растущие объемы панельного домостроения, дефицит стройматериалов, новые технологии ищут себе дорогу… Правда, сегодня строительство и модернизация производств финансируется не за счет государственной казны, а преимущественно крупными девелоперскими компаниями, а также местными производственно-строительными группами с участием иностранных и федеральных производителей. Наиболее инвестиционно привлекательные регионы уже реализуют свои стратегии развития стройиндустрии, предусматривающие привлечение колоссальных инвестиций в отрасль в ближайшие пять лет, а также меры господдержки местных производителей.

Истоки дефицита

В прошлом году более 80% производства стройматериалов в ЮФО, по данным Ростовстата, приходилось на Краснодарский край (33,6%), Волгоградскую и Ростовскую области (25,2 и 21,2%). Это неудивительно, ведь объемы строительства распределяются по территории округа неравномерно: на Дону и Кубани вводится больше половины от общего объема жилья на Юге России.

Вместе с увеличением объемов строительства растут и цены на стройматериалы: по данным маркетингового агентства Step by Step, по итогам прошлого года прирост составил 16,2%, в том числе за счет удорожания энергоносителей, транспортных услуг, стоимости рабочей силы. Дефицит и зависимость регионов от импорта некоторых видов материалов, таких как стекло, теплоизоляционные материалы, полимерные трубы и т. д., производства которых единичны на Юге России, подстегивает крупных федеральных и транснациональных игроков создавать свои производства в регионе. Для их размещения они предпочитают преимущественно Краснодарский край и Ростовскую область.

Однако доля таких предприятий невелика: стройкомплекс живет преимущественно за счет продукции построенных еще в советские годы предприятий, которые не в состоянии резко увеличить ее выпуск. Общая их беда — в устаревшем морально и физически оборудовании. Среди регионов Юга России наибольший износ (более 75%) на предприятиях Астраханской области, наименьший — в Ставропольском крае — около 30%.

Сегодня мощности предприятий стройиндустрии загружены в среднем на 60–80%, в частности, по данным Ростовстата, южнороссийские заводы по производству панелей и других конструкций для крупнопанельного домостроения выпускают менее чем 60% объемов от своих проектных мощностей. Еще один тормоз — устаревший ассортимент продукции, без его расширения невозможны ни качественные, ни количественные изменения. По данным опроса Института экономики переходного периода, намерения разрабатывать и выпускать новую продукцию имеют сейчас только 45% российских предприятий стройиндустрии. Для создания новых продуктов больше возможностей, конечно, имеют крупные предприятия, а таковых на Юге немного (в рейтинге «150 крупнейших компаний Юга России», составленном в 2007 г. «Экспертом», их всего десять. — Прим. ред.). С другой стороны, о серьезных научных открытиях и инновациях, которые доведены до ума и внедрены в производство, слышно мало.

В отношении некоторых регионов Юга стоит говорить не столько о собственных научных разработках, сколько о дефиците сырья. В Астраханскую область цемент, песок, щебень, арматуру и другие материалы приходится ввозить из других регионов. Дефицита стройматериалов в полном смысле этого слова в регионе нет: в условиях рынка то, что не можешь произвести, можно купить — вопрос в цене материала. Эксперты не исключают приход, к примеру, в Ростовскую область, лидера по производству щебня в ЮФО, инвесторов из регионов, испытывающих дефицит в этом материале, — Волгоградской, Астраханской, Самарской и других областей России. Директор оценочно-консалтинговой компании «ИКР-Консультант» Валерий Аллавердян отмечает, что участники рынка жалуются на высокие ж.-д. тарифы и отсутствие инфраструктуры: наличия станций с высокой пропускной способностью отгрузки железнодорожным транспортом, специализированных причалов для отгрузки водой, площадок для складирования сыпучих грузов. «Данные факты, безусловно, не стимулируют появление новых производств и увеличивают риски инвестиций в данную отрасль», — отмечает эксперт.

Фактор Сочи

Проблема с доставкой стройматериалов остро стоит перед руководством Краснодарского края в преддверии олимпийской стройки. С тем, какая транспортная инфраструктура необходима для обеспечения бесперебойного снабжения, Правительство РФ определилось в прошлом году. «У нас есть детальный план строительства инфраструктуры в Сочи», — заявил на форуме «Транспорт России2008» министр транспорта РФ Игорь Левитин. По данным Минтранса РФ, предстоит построить более 5 тыс. погонных метров причальных сооружений, более 3,5 тыс. м оградительных сооружений, более 100 км железнодорожных линий, свыше 56 км вторых путей, более 75 км новых федеральных автотрасс, порядка 20 автодорожных развязок и 20 автомобильных тоннелей. До решения вопроса с транспортной инфраструктурой говорить о выполнимости массы заявленных по Сочи проектов не приходится. Причем не только о реальности олимпийских планов, но и о всей ФЦП развития Сочи как горно-климатического курорта стоимостью 150 млрд. рублей.

— Когда начнется реконструкция автомобильной и железной дорог, положение облегчит именно морской транспорт, — считает глава Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) Александр Давыденко. — Особое внимание будет уделено Сочи: реконструированный грузовой терминал сочинского порта и два вспомогательных грузовых района в устьях рек обеспечат доставку олимпийских грузов.

Пока же нет ни одного порта, где можно перевалить насыпной цемент, остается — только мешками, используя краны, что замедляет время разгрузки. Снизить нагрузку на черноморские порты возможно при условии модернизации имеющихся производств и строительства новых на Юге России. В частности, одна из крупнейших девелоперских компаний «Интеко» планирует создать на базе краснодарских предприятий — Верхнебаканского цементного завода и ООО «Атакайцемент» — крупнейшее в России объединение по производству цемента общей мощностью 5 млн. тонн в год, которое позволит обеспечить потребности Юга России не только в цементе, но и наладить поставки в другие регионы страны. Кроме того, недавно «Евроцемент» объявил о строительстве двух предприятий в Воронежской области и Карачаево-Черкесии мощностью 2,4 млн. тонн цемента в год каждое (в КЧР уже функционирует завод «Кавказцемент» мощностью 2,7 млн. тонн).

Другая мощная структура — холдинг «Базовый элемент» — создала с австрийской строительной компанией Strabag совместное предприятие, которое через два-три года рассчитывает производить только в России более 10 млн. тонн. В это СП войдет в том числе и строящийся «Базэлцементом» цементный завод под Туапсе (его мощность — 1,7 млн. тонн). Кроме того, холдинг намерен стать крупнейшим поставщиком нерудных материалов для строительства олимпийских объектов в Сочи. Для этого на 6 га в 3 км от Имеретинской низменности (место строительства Олимпийской деревни) компания возведет логистический центр, рассчитанный на перевалку до 3 млн тонн нерудных материалов в год, что соответствует почти 50% потребности сочинских строек.

По итогам 2007 года сам «Базэлцемент» произвел всего 300 тыс. тонн нерудных материалов, но в его планах к 2009 году увеличить мощности в ЮФО до 1 млн. тонн в год за счет покупки новых месторождений.

Параллельно «Базэл» направил $16 млн. на создание производства щебня из валунника (крупнообломочная сцементированная порода) на Алагирском месторождении песчано-гравийных смесей в Северной Осетии и 200 млн. рублей на разработку Киевского месторождения кварцевых песков (Крымский район Краснодарского края). Однако всего этого катастрофически не хватает для заявленных объемов даже жилищного строительства в крае. В эксплуатацию все эти объекты вступят в лучшем случае к 2009–2011 годам. Везти же нерудные материалы из других регионов влетит девелоперам в копеечку.

Вертикально интегрированные

Как правило, из-за нехватки производственных мощностей многие компании срывают сроки сдачи в эксплуатацию объектов. В случае с олимпийскими и инфраструктурными объектами, завершить которые, по словам министра регионального развития РФ Дмитрия Козака, надо досрочно, т.е. к 2012 году, эта проблема может стать еще более острой для застройщиков. Поэтому крупные девелоперские компании обзаводятся всем необходимым, приходя на Юг.

По сути инвесторы строят вертикальные холдинги, вкладывая средства для обеспечения полного цикла производства жилья: от подбора и выкупа площадки до производства и поставки стройматериалов, финансирования проектов, строительства, продажи и управления готовыми объектами. Тем более что в условиях растущих цен собственное производство для строительных компаний — это не только способ обеспечить бесперебойное снабжение своих объектов, но и высокорентабельный бизнес. По данным Ростовстата, в 2007 году уровень рентабельности производителей цемента, извести и гипса составил на предприятиях Краснодарского края 161%, Волгоградской области — 138%, Ростовской области — 70%.

Интересными активами для девелоперов, специализирующихся на строительстве массового жилья, являются домостроительные комбинаты, заводы по производству ЖБИ, комбинаты строительных материалов. В условиях инфляции и сезонного спроса свое производство позволяет застройщикам гарантировать бесперебойность поставок и не зависеть от роста цен. Конечно, здесь есть своя специфика: например, панельные заводы девелоперы покупают только в тех местах, где они уверены в скорой реализации масштабных проектов — доставка панелей рентабельна в радиусе 200 км.

Возрождением крупнопанельного домостроения они займутся прежде всего в Краснодарском крае и Ростовской области. Ожидается, что на Кубани выпуск изделий из объемно-блочного и крупнопанельного домостроения после модернизации производств может быть доведен до 620 тыс. кв. м жилья в год, а на ростовском ККПД к 2010 году — до 220 тыс. кв. м плит в год. Согласно Стратегии развития строительного комплекса Краснодарского края до 2020 года, в ближайшие годы индустриальное домостроение ожидает коренная реформа: на многих предприятиях планируется также освоить производство изделий для различных архитектурно-строительных систем, в том числе каркасных, сборно-монолитных и т.д.

Сегодня аналогичные процессы уже начались и в других регионах ЮФО. Волгодонский завод КПД и Волгоградский завод ЖБИ освоили выпуск материалов для возведения жилья по технологии «Куб-2,5». В этом году Астраханский домостроительный комбинат (ныне — ПСК «Строитель Астрахани») помимо панельного домостроения, начнет производство несъемной опалубки из цементно-стружечной плиты для строительства многоэтажного жилья. Мощность первой линии — 80 тысяч кв. м условного жилья в год. Предполагается, что в регионах ЮФО компания разместит десять таких линий. Объем инвестиций — порядка 20 млн. евро. В планах — открыть филиалы с таким же оборудованием во Владикавказе (мощность — около 300 тыс. кв. м) и Ставрополе (800 тыс. кв. м жилья). В Ростовской области несъемную опалубку из стружечно-цементной плиты выпускает Волгодонский комбинат древесных плит, его мощность — порядка 200 тыс. кв. метров в год. Но плиты для возведения многоэтажного жилья пока поставляет в Казахстан и на Украину: в Ростовской области из продукции комбината возводятся только малоэтажные поселки.

Готовые решения

— К 2010 году количество предприятий стройиндустрии на Юге, производящих конструкции, увеличится, и они займут свою нишу, — считает генеральный директор «Национальной жилищной корпорации Гризли» (Волгоград) Сергей Коростин. Так, только с 2007-го по 2010 г. в Краснодарском крае планируется построить и ввести девять предприятий, суммарные мощности которых позволят ежегодно производить до 1,2 млн. кв. м термоструктурных панелей, до 200 тыс. кв. м панелей для сборно-каркасного домостроения, до 40 тыс. кв. м трехслойных стеновых блоков и 1,110 млн. кв. м ячеистых бетонов.

Планируется, что годовой объем ввода жилья из быстровозводимых конструкций на Кубани составит более 700 тыс. кв. м, а при наличии спроса возможно увеличить мощности до 1 млн. кв. метров. Однако в ближайшие несколько лет не стоит ждать, что быстровозводимые технологии возведения жилья подвинут самый популярный на Юге строительный материал — кирпич. Хотя общий объем производства этого стенового материала в ЮФО — более 1,1 млрд. усл. кирпичей (около 60% от общего объема — в Краснодарском крае), во многих регионах ощущается потребность в строительстве новых заводов: до 2010 года, например, Краснодарский край должен будет обеспечить себя более чем 1 млрд. усл. кирпичей, Ставропольский — 270–290 млн. «Дефицит на рынке кирпича стимулировал появление новых быстрых, дешевых, низкокачественных технологий строительства, которые уже активно реализуются», — констатирует председатель совета директоров ОАО «Глубокинский кирпичный завод» Андрей Ляшов.

В ближайшую пятилетку перспективны вложения в принципе во все отрасли производства стройматериалов, ведь потребности год от года увеличиваются. В частности, сегодня инвесторы активно вкладываются в металлургию.

«Через два-три года в ЮФО, после введения только части запланированных металлургических мощностей, может возникнуть серьезный дефицит лома — основного сырья для производства на Юге», — отметил эксперт. Ситуация исправится, если правительство повысит экспортные пошлины на вывоз лома. Сейчас треть его отправляется за рубеж.

Власти регионов Юга России уже сегодня обеспокоены ситуацией в стройиндустрии. Разработанные в Ростовской области и Краснодарском крае стратегии развития предполагают господдержку местным производителям, которые, в частности, предоставляют субсидии на покрытие процентной ставки по кредитам, налоговые льготы, также оказывается помощь в создании инженерной и транспортной инфраструктур.

Логотип Вестник Строительство