Сергей Пахомов: «Принятые в 2022 году меры поддержки сферы строительства можно охарактеризовать как исключительные и беспрецедентные»

Сергей Пахомов: «Принятые в 2022 году меры поддержки сферы строительства можно охарактеризовать как исключительные и беспрецедентные»

Ускорение темпов развития российской экономики — задача, которую невозможно реализовать без возведения новых инфраструктурных объектов и наращивания объемов жилищного строительства.

17.08.2022

Именно поэтому в строительный комплекс, или, как его часто называют, локомотив экономики, вкладываются значительные финансовые средства, в оперативном режиме принимаются законы, призванные обеспечить опережающее развитие отрасли. О приоритетных направлениях законодательных изменений, принимаемых для обеспечения инфраструктурного роста страны, в эксклюзивном интервью «Вестнику» рассказал председатель Комитета Государственной думы РФ по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.

Благодаря своевременно принятым законам строительный комплекс в этом году, несмотря на все объективные сложности, не только не остановил работу, но и продолжает демонстрировать отличные показатели. Сергей Александрович, какие меры поддержки отрасли вы считаете наиболее эффективными?

Принятые в 2022 году меры поддержки сферы строительства в текущих социально-экономических, сложных геополитических условиях можно охарактеризовать как исключительные и беспрецедентные.

Если следовать хронологическому порядку, то необходимо отметить антикризисный пакет для отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства — это три федеральных закона.

Вынужденная мера передачи полномочий правительству, упрощение процедур принятия решений — все это позволит дать максимальную экономическую свободу бизнесу и регионам, задача которых сейчас сделать все возможное, чтобы стабилизировать ситуацию и не дать рухнуть экономике и в частности стройке.

Темпы строительства должны быть сохранены и стабильны. Своими решениями мы поддерживаем правительство и президента, выступаем гарантом стабилизации экономики для страны.

Введен временный порядок передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства, в том числе досудебное урегулирование споров. До 1 января 2023 года введен мораторий на финансовые санкции в отношении застройщика за ненадлежащее исполнение обязательств по договорам долевого строительства. На один год продлен срок действия разрешений на строительство, который истекает в период с 13 апреля до 1 августа 2022 года. Продлен срок лицензий и разрешительных документов на 12 месяцев.

В части государственных и муниципальных строительных контрактов появилась возможность внесения изменений в существенные условия исполнения таких контрактов, если изначальная реализация невозможна по независящим от сторон обстоятельствам. При этом, конечно, требуется полное соблюдение всех норм и требований безопасности к объекту.

До конца текущего года мы отменили плановые и внеплановые проверки для строительного бизнеса и дали возможность СРО в сфере строительства предоставлять своим членам займы за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.

Продлен срок депонирования средств на счете эскроу до двух лет. Такая мера будет способствовать как обеспечению финансовой стабильности застройщиков, так и гарантированию получения жилья участниками долевого строительства.

Упрощена процедура подготовки и согласования генеральных планов. Установлена возможность пролонгации договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Установлен льготный размер арендной платы за земельные участки. Это буквально тезисы, но если мы будем проговаривать каждый из них, то нам не хватит и половины «Вестника» — так много важных и нужных для строительной отрасли нюансов.

Внесли изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, которыми отменили ряд знаковых для строительной отрасли норм, которые не давали сократить сроки строительства. Например, сокращены сроки согласования региональных нормативов градостроительного проектирования с двух месяцев до 15 рабочих дней.

Кроме того, до конца этого года не начисляются неустойки за нарушение сроков внесения платежа по договору долевого участия и за нарушение сроков передачи объекта, убытки сверх неустойки в связи с нарушением ДДУ, проценты за пользование денежными средствами при расторжении договора, неустойки (штрафы, пени) по закону о защите прав потребителей.

По уже предъявленным к исполнению требованиям вводится отсрочка исполнения до конца 2022 года. Также до конца 2022 года не направляются уведомления о нарушении застройщиком сроков завершения строительства и передачи объектов.

Благодаря нашей работе правительство смогло на 1 год продлить срок действия разрешений на строительство объектов капстроительства, срок действия которых истекает в период с 13 апреля до 1 августа 2022 года, и срок действия всех градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ), если указанный срок истекает в период с 13 апреля до 1 января 2023 года. С 15 до 10 рабочих дней сокращен срок согласования проекта планировки территории.

Также застройщику предоставлено право на экспертное сопровождение на стадии проектирования. Это даст возможность согласовывать отдельные разделы проектной документации и приступать к работам по мере готовности таких разделов — так называемое параллельное проектирование.

При рассмотрении третьего антисанкционного пакета мер поддержки строительной отрасли возник широкий резонанс общественности, связанный с опасениями застройки заповедных территорий озера Байкал и иных охраняемых территорий, а также ликвидации перечня важных согласовательных процедур при коммерческом строительстве. Однако, насколько известно, все замечания комитетов-соисполнителей были учтены. При этом сроки строительства приоритетных инфраструктурных объектов, социальной и иной инфраструктуры, связанной с жизнеобеспечением граждан, значительно сокращены. Каковы еще плюсы данного закона?

Вы правильно заметили, что сроки строительства сокращены. Я считаю, что это самая главная мысль и идея этих изменений. Нам необходимо ускорять темпы развития нашей экономики. Нам нужны новые инфраструктурные объекты — дороги, электростанции, предприятия, социальные учреждения.

Я хочу особо подчеркнуть, что мы не ставим знак равенства между коммерческим строительством и строительством, которое должно отравить нашу воду или хищнически использовать наши природные ресурсы. Но снимать административные барьеры мы обязаны. У нас достаточное количество контролирующих и надзорных органов, у которых есть соответствующие полномочия. Снижение количества согласований не означает автоматическое разрешение строить объекты, не соответствующие требованиям безопасности.

image copy.jpg

Действующие сегодня строительные нормы избыточны и существенно тормозят возведение объектов. В связи с этим не первый год идет работа в рамках «регуляторной гильотины». Подведите промежуточные итоги данной работы.

«Регуляторная гильотина» — инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.

Приоритеты для нас сейчас — обеспечение прав и интересов людей, выполнение обязательств по улучшению жилищных условий граждан и повышение качества их жизни. В практическом направлении для этого мы продолжаем вести активную работу, направленную на сокращение строительного процесса.

Так, например, сейчас ведется работа по рассмотрению возможности перевода в ближайшее время оставшихся обязательных требований в строительстве в разряд добровольных с учетом обеспечения безопасности на этапе экспертизы. Здесь работают наши коллеги из Минстроя РФ, мы внимательно следим за тем, какие будут финальные предложения.

Вместе с этой нормой рассматривается целый ряд мер, направленных на сокращение сроков подготовки документов, а также сроков и стоимости государственной экспертизы. Помимо этого продолжается разработка нормативных правовых актов в связи с принятием федеральных законов по мерам поддержки, которые в том числе призваны снизить риск несвоевременного и некачественного ввода в эксплуатацию объектов.

За последние годы массив сводов правил и стандартов был переработан на 90%. Инвестиционно-строительный цикл существенно сокращен. Необходимо отметить, что согласование важнейших элементов строительства сейчас значительно упрощено.

Ряд руководителей строительных компаний говорят о необходимости возможности поэтапного раскрытия эскроу-счетов. Как вы считаете, насколько это требование выполнимо и не приведет ли такой шаг к росту числа обманутых дольщиков?

Федеральным законом правительству предоставлена возможность установить порядок доступа застройщиков к деньгам дольщиков. При этом мы считаем, что необходимо обеспечить защиту прав и интересов участников долевого строительства.

До настоящего времени правительством не реализованы данные полномочия, то есть не принят специальный подзаконный акт. Следует отметить, что предложение по поэтапному раскрытию эскроу-счетов полностью не нашло поддержки ни в Банке России, ни в одной из кредитных организаций, которые мотивировали свою позицию тем, что это может привести к появлению новых обманутых дольщиков.

Для положительного рассмотрения и решения поднятого вопроса необходим сбалансированный механизм, который будет реализован в акте Правительства РФ и согласован со всеми заинтересованными сторонами.

Указанное предложение обсуждалось на последнем Госсовете. Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина такую идею не поддержала, напомнив, что эскроу-счета — это те счета, где наши граждане хранят деньги до получения квартир. Для строителей это гарантированный спрос, обеспеченный деньгами. Это основа механизма кредитования сейчас, для того чтобы не появлялись обманутые дольщики.

Логика здесь простая. Люди должны получить либо квартиру, либо вернуть свои деньги, если что-то не так. Президент в свою очередь отметил, что эскроу-счета и смысл их введения заключался именно в том, чтобы гарантировать получение гражданами жилья, которое фактически ими и проавансировано. В этом был весь смысл реформы, которую мы делали в этой области. Поэтому не думаю, что в ближайшее время нас ждут здесь революционные изменения.

new construction.jpg

В этом году принят целый ряд законов, призванных защитить жилищные права граждан и модернизировать ЖКХ. В частности, 25 мая принят федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», которым предполагается поднять кворум по выбору управляющей организации до 50% плюс 1 голос всех собственников помещений. Расскажите о важности принятия этих и других законов в сфере ЖКХ.

Госдумой в весеннюю сессию принят ряд важных законов, которые положительно повлияют на жизнь граждан и работу предприятий сферы ЖКХ.

Упомянутые вами изменения в Жилищный кодекс с 1 сентября 2022 года устанавливают кворум для выбора управляющей организации более чем в 50% голосов от общего числа голосов собственников. Это существенно уменьшит случаи проведения одновременно нескольких собраний в многоквартирном доме, а также даст возможность большинству договориться, что станет основой для стабильного управления жилыми домами.

Кроме того, вводится правило, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам предоставляются путем перечисления средств тому лицу, которое вносит такую плату, что упрощает получение социальной поддержки гражданами.

Также принят закон, который переносит финансовую нагрузку с граждан на ресурсоснабжающие организации. Речь о компенсациях в сфере водоснабжения и водоотведения, связанных с потерями горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке.

По новому закону объемы потерь воды сверх норматива в тариф включить будет нельзя, а значит, и расходы на их оплату водоканалам придется компенсировать из прибыли. Новая норма не только будет мотивировать коммунальщиков ремонтировать сети, но и будет способствовать повышению энергоэффективности предприятий.

Ужесточаются правила приемки работ по капитальному ремонту. Теперь акты оказанных услуг и выполненных работ будут подписывать уполномоченные сотрудники органов местного самоуправления. Как правило, это компетентные специалисты, обмануть которых не получится. Но чтобы не создавалось впечатления, что мы хотим загнать в угол подрядчиков по капремонту, отмечу: мы принимаем законы и для их защиты. Так, например, мы приняли проект, согласно которому для осуществления работ по капитальному ремонту МКД подрядчик может получить более 30% аванса, что позволит обеспечить плановый и системный характер работ.

Ну и еще один закон отмечу. Мы приняли поправки в Жилищный кодекс, которые закрепили обязанность за инициатором общего собрания собственников в многоквартирном доме разместить в ГИС ЖКХ или в региональной информационной системе сообщение о проведении собрания, а также решение и протокол собрания не позднее чем через 10 дней после его проведения. Это позволит идентифицировать лицо, которое несет ответственность за размещаемые документы и может быть привлечено к ответственности за подделку этих документов, если это будет установлено; исключить проведение нескольких собраний одновременно; устранить правовой пробел, установив срок для размещения официальных документов по итогам проведения собрания.

В общей сложности в ходе весенней сессии Комитетом рассмотрено и подготовлено 21 заключение по проектам федеральных законов, по которым комитет являлся соисполнителем.

электростанции.jpg

Сергей Александрович, какие изменения, произошедшие в сферах строительства и ЖКХ в этом году, вы можете выделить? Какие еще важные законы в данных отраслях необходимо принять в ближайшей и отделенной перспективе?

В связи с тем, что Государственная дума перешла в особый режим работы, часть законопроектов, которые мы планировали принять весной, перешла на осеннюю сессию. Вкратце о тех проектах, которые мы хотим принять в горизонте ближайшего полугода.

Во-первых, необходимо законодательное обеспечение ускорения расселения аварийного жилья в рамках федеральной программы. Сегодня более 100 млрд рублей выделяется для ее текущего финансирования ежегодно. Аварийными признано почти 16 млн кв. метров жилья, но на подходе еще несколько миллионов. Президентом поставлена задача ускорить темпы реализации. Не исключаю, что будем использовать включение рынка арендного жилья для опережения текущих темпов расселения.

Во-вторых, назрела необходимость модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Готовится мощная программа перезапуска самой устаревшей отрасли. Строя более 100 млн квадратных метров жилья ежегодно, мы больше не можем «сажать» их на старые изношенные сети. В целом износ системы высокий, и не так важно, в какой именно части. Проблема в том, что отрасль безнадежно устарела технологически. Мы вынуждены использовать решения прошлого века, и это уже сегодня неудобно и дорого для потребителя. При нынешней инфраструктуре качество услуги будет постоянно снижаться, а ее цена расти. Потребитель будет нам об этом жесточайшим способом сигнализировать вне зависимости от количества построенных новых красивых школ и детских садов. И будет прав. В процессе модернизации будут не только государственные вложения. Нужны тотальная цифровизация, энергоэффективность, энергосбережение и учет.

В-третьих, требуется корректировка рынка управляющих компаний. Либеральное законодательство в этой сфере существовало довольно долго. Назрели решения по ужесточению правил и регламентов. Поддержим установку единых регламентов по управлению и обслуживанию МКД. Также есть проект по созданию гарантирующих управляющих организаций, которые будут эталонными для рынка. У них будут четкие параметры по количеству работающих специалистов и спецтехнике. Мы не собираемся «душить» рынок частных УК, но приходить их к определенному стандарту обяжем. При этом нам необходимо принять решения, повышающие ответственность и самих собственников жилья.

Важный вопрос связан с учетом, контролем и финансированием капитального ремонта. Сразу несколько решений коснутся этой сферы. Зачастую перед началом работ строители не располагают четкими сведениями о состоянии дома. Готовим законопроект об обследовании домов перед проведением капремонта. Управляющие компании будут обязаны передать аналитику строителям, чтобы были выполнены именно те работы, которые нужны. По реализации самой программы капремонта тоже есть вопросы. Сейчас задолженность перед фондами в регионах составляет 240 млрд рублей, еще 200 млрд лежат и буквально превращаются в пыль на спецсчетах, созданных собственниками. Наша задача — отрегулировать механизмы финансирования.

Регулирование финансирования капремонта необходимо еще и потому, что до 2025 года нам нужно заменить 105 тыс. лифтов, технический срок работы которых истекает. Все производственные мощности в России позволяют закрыть вопрос, что называется, «на ленточке». Но есть проблема. В текущей программе капремонта всего 40 тыс. лифтов под замену. Обеспечено финансово еще меньше. Отложить ремонт лифтового хозяйства мы не можем: это напрямую влияет на безопасность наших жителей. Вопрос, который с каждым годом приобретает все большее значение, — цифровизация отрасли. Необходим переход на электронные квитанции за ЖКУ как основные. Возможность получать бумажные квитанции сохранится, но электронная платежка должна стать основной. При отказе от бумаги мы сэкономим 5 млрд рублей. Важно, чтобы они ушли не в карманы бизнесу, а были направлены в отрасль. Есть идея сэкономленные средства, как и инвестиционную составляющую тарифа поставщиков услуг, зачислять на спецсчета, чтобы было видно, как и на что их будут расходовать. Но это пока тема для обсуждения.

Кроме того, необходимо предоставить управляющим компаниям базу данных о собственниках. Если мы хотим «умную и современную УК» без кавычек, то должны дать ей кроме техучета с информацией о состоянии дома еще и полную базу данных о собственниках. Плюс к этому нужно упростить доступ провайдеров в многоквартирные дома. Без этого интернета вещей нам не видать как своих ушей. Работаем над таким законопроектом.

И, наконец, еще один важнейший вопрос — обслуживание газового оборудования. Требуется внедрение механизма «одна организация — один дом». Недопустима ситуация, когда разные компании отвечают за внутридомовое и внутриквартирное оборудование. Это приводит к бардаку и безответственности. Сейчас мы дорабатываем механизм, где в договоре обслуживающей организации с жителями будут прописаны обязательства граждан по допуску специалистов в квартиры.

Авторы: Елена Александрова