Еще чище

Еще чище

Качество питьевой воды — на государственной повестке

Проект «Чистая вода», стартовавший в стране в текущем году, предусматривает амбициозные целевые показатели и многомиллиардное финансирование. Однако его успешность зависит и от негосударственных источников, а с привлечением внешних средств в инфраструктуру водоснабжения в России пока не очень складывалось.

Федеральный проект «Чистая вода» имеет достаточно амбициозные целевые показатели — ​ожидается, что благодаря его реализации к 2024 году доля населения страны, обеспеченного качественной питьевой водой, увеличится до 90,8% с зафиксированных в 2017 году, когда завершилась реализация предшествующей одноименной ФЦП, 87,5%. Доля городского населения, пьющего нормальную воду, вообще дойдет до 99% (с 94,5% в 2017 году). Достичь таких показателей планируется благодаря строительству и реконструкции 373 крупных объектов питьевого водоснабжения (эти планы будут уточняться).
«Основная цель реализации проекта — ​увеличение доли россиян, обеспеченных качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения. Эта задача определена в майском указе президента РФ. Проект сложный, но мы приложим все усилия для его реализации», — ​прокомментировал проект глава Минстроя Владимир Якушев.

Федеральные деньги играют первую скрипку
Объем федерального софинансирования проекта впечатляет — ​это 147 млрд рублей. Еще 12,5 млрд из регионального и почти 85,5 млрд руб. из внебюджетных источников. Всего же в инфраструктуру водоснабжения планируется инвестировать 245 млрд рублей. «Цифры достаточно значительные. Мы понимаем, что реализация программы потребует больших усилий, однако задача стоит социально значимая, поэтому мы призываем приложить все силы для ее достижения», — ​говорил о финансировании проекта советник (ныне замминистра) главы Минстроя РФ Максим Егоров.
Комментируя данную программу, руководитель департамента по связям с общественностью Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Роман Ступаченко отметил: «В течение 2019 года финансирование получат регионы с уже «упакованными» и подготовленными проектами, которые прошли государственную экспертизу. Параллельно идут работы по инвентаризации централизованных систем водоснабжения региональными органами Роспотребнадзора, которые должны завершиться до 1 июня текущего года и определить объемы дальнейшего финансирования для каждого субъекта РФ по федеральной программе «Чистая вода».
В ближайшее время региональные структуры, заглянув внутрь себя, должны определиться с основными планами по улучшению ситуации с питьевым водоснабжением, к июлю Минстрой РФ вместе с Минприроды и Роспотребнадзором проанализирует представленные региональные программы. По итогам этой работы будут определены и более точные параметры федерального финансирования регионов, хотя предварительные оценки доступны уже сейчас (см. таблицу на стр. ХХ). «Муниципалитеты, в которых невозможен вариант решения проблемы в рамках концессии, получат 100-процентное бюджетное финансирование», — ​говорил глава Минстроя РФ Владимир Якушев, выступая 12 сентября во Владивостоке на сессии Восточного экономического форума.
«По состоянию на 15 февраля 2019 года между Минстроем России и субъектами Российской Федерации заключены все необходимые соглашения о предоставлении финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий федерального проекта «Чистая вода», — ​сообщили в пресс-службе Минстроя. — ​В то же время нельзя не отметить, что объемы субсидий, выделяемые каждому субъекту-участнику федерального проекта на период с 2019-го по 2021 год, утверждены Федеральным законом от 29.11.2018 N°459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», поэтому в настоящее время сложно оценить, будет ли объем субсидий корректироваться в будущем. Это будет зависеть от степени готовности и активности субъектов в процессе реализации федерального проекта».

    Топ-30 субъектов Российской Федерации по объемам финансирования реализации проекта «Чистая вода»
Как привлечь инвестиции
Как видно, госфинансирование проекта «Чистая вода» за счет местных и федеральных средств составляет основу бюджета проекта. Тем не менее предполагается и серьезный объем внебюджетного финансирования — ​85,5 млрд рублей. Между тем до сих пор успешные случаи привлечения крупных инвестиций в отрасль в России до сих пор точечное явление. Очевидно, что здесь необходимы и новые механизмы, и новые стимулы для инвесторов. По мнению специалистов РАВВ, эффективными в решении этого вопроса могут быть несколько инструментов.

Во-первых, возврат инвестиционной надбавки, ее вывод из предельного индекса роста коммунальных услуг. Дело в том, что хроническая недостаточность инвестиций в отрасли сегодня, как и раньше, — «зашита» в тарифообразовании. На практике организации водоснабжения и водоотведения вынуждены отказываться от реализации инвестиционных программ для того, чтобы уложиться в предельный индекс платы граждан за коммунальные услуги, рост которого ежегодно ограничен 4% и распределяется между всеми отраслями ЖКХ. Возврат к финансированию инвестиционных программ отдельно от «операционного» тарифа позволит создать защищенный источник без увеличения нагрузки населения.

Во-вторых, разрешение акционирования и других форм государственно-частного партнерства в водоснабжении и водоотведении. В частности, предлагается законодательно вернуть и сохранить все возможные в рамках гражданского законодательства формы управления имуществом, такие как управление имуществом, находящимся в уставном капитале хозяйственного общества (акционирование, создание межмуниципальных хозяйственных обществ с блокирующим пакетом муниципалитета и/или субъекта РФ); управление на основе права хозяйственного ведения (в переходный период с целью предотвращения дробления технологически связанных имущественных комплексов); аренда централизованных систем ВКХ и отдельных объектов таких систем (в переходный период в целях ликвидации существующей в ряде регионов раздробленности имущественных комплексов).

Также эффективной мерой было бы предоставление инвестору возможности работы по упрощенной системе налогообложения при заключении концессий. Сегодня такой возможности нет, и у инвестора сразу возникает НДС при заключении концессионного соглашения. В случае упрощенной системы налогообложения высвобожденные средства могли бы использоваться на реализацию инвестиционной программы. Кроме того, улучшить ситуацию с финансированием помогло бы предоставление льгот по налогу на имущество на новое строительство и реконструкцию объектов водопроводно-канализационного хозяйства. Необходимо снять ограничения, связанные с распределением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, чтобы стимулировать регионы к установлению льгот по налогу на имущество в отношении предприятий отрасли.

Помимо этого для привлечения инвестиций в отрасль необходимо увеличить роль субъекта в развитии систем водоснабжения и водоотведения. Сегодня этим занимается муниципальная власть, и ей в большинстве случаев не хватает ни экономических, ни административных, ни кадровых ресурсов для решения этой сложной и капиталоемкой задачи.

«В последние годы для решения проблем, накопленных в ЖКХ, основным инструментом стали концессионные соглашения, — ​прокомментировали вопрос специалисты Минстроя РФ. — ​Однако в настоящий момент только этого инструмента недостаточно, так как большинство концессионных соглашений не имеют инвестиционных обязательств. Инвестиции возможны только в муниципалитетах с хорошей тарифной базой и инвестиционным потенциалом. Но в таких городах и населенных пунктах успешно работают предприятия любых организационно-правовых форм собственности и форм хозяйствования. А вот на территориях с малой тарифной выручкой, как правило, это малые города и сельские поселения, концессионный механизм не является привлекательным.

Поэтому Минстрой предлагает скорректировать подходы к привлечению инвестиций в ЖКХ. Баланс интересов между качеством коммунальных услуг и их стоимостью находится в конкретной территории, в конкретных домах и квартирах. Поэтому мы предлагаем трансформировать существующую систему установления индексов роста платы граждан, оставив на федеральном уровне обязанность установления правил расчета индексов, и передать право и ответственность за определение конкретных размеров индексов субъектам РФ. По аналогии с тем, как сейчас происходит установление тарифов на коммунальные услуги: ФАС России определяет правила расчета, а регионы — ​конкретные тарифы. В этом случае каждый регион самостоятельно сможет принимать решение, что будет строиться или модернизироваться в коммунальном хозяйстве территории. Как будет проводиться текущая эксплуатация оборудования, чтобы обеспечить надлежащее качество тепло- и водоснабжения. И сколько средств регионального бюджета, инвесторов и граждан потребуется на обеспечение такого качества услуг».

Технологии и стандарты
Другое важное направление работы по проекту — ​формирование пула эффективных технологических решений, которые могут улучшить качественные показатели воды, подаваемой потребителю. Для этого создана межведомственная рабочая группа по разработке и актуализации справочника перспективных технологий. Планируется, что уже к августу текущего года он будет готов.
Однако технологиям необходимы также стандарты, и работа в этом направлении уже ведется, в том числе силами специалистов РАВВ. По словам представителей ассоциации, в настоящее время идет работа над несколькими стандартами в области качества воды. В частности, идет обсуждение окончательной редакции ГОСТ Р «Оценка качества воды водных объектов с экологических позиций», стандартов «Обоснование эколого-экономической целесообразности внедрения водоохранных мероприятий» и «Экспертно-комбинированный метод регулирования природопользования». Кроме того, ведется обсуждение первой редакции ГОСТ Р «Реагенты для водоподготовки. Полиоксихлорид алюминия. Технические условия» и ГОСТ Р «Качество воды. Оценка стоимости жизненного цикла для эффективной работы систем и сооружений водоснабжения и водоотведения».

«Три первых стандарта выполняются в рамках госконтракта, а стандарты по полиоксихлориду алюминия и по оценке стоимости жизненного цикла являются инициативными, — ​говорит Роман Ступаченко. — ​Полагаем, все упомянутые стандарты будут приняты в 2019 году. Кроме того, по просьбе Комитета Совета Федерации в рамках реализации мероприятий Федерального проекта «Чистая вода» Нацпроекта «Экология» технический комитет «Качество воды» Росстандарта инициировал разработку ГОСТ Р «Качество воды. Критерии эффективности технологических решений для нужд централизованного питьевого водоснабжения». Этот стандарт в самое ближайшее время должен быть включен в Программу национальной стандартизации, сроки подготовки первой редакции — ​июль 2019 года».
Как видно, направления работы по программе в целом определены, и сама работа уже ведется. Остается надеяться, что через несколько лет эта работа приведет к видимому и ощущаемому на вкус питьевой воды, которая идет из крана, результату. 

Логотип Вестник Строительство