Фонд в помощь

Фонд в помощь

В 2008 году Фонд содействия реформированию ЖКХ перечислил в Краснодарский край 2 млрд 400 млн рублей

В прошлом году Краснодарский край наряду с другими регионами России приступил к реализации Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». О том, как государственная мера по оживлению отрасли прижилась на Кубани, рассказывает начальник отдела жилищной политики департамента ЖКХ Краснодарского края Евгений Пимоненко.

— Фонд содействия реформированию ЖКХ позволяет регионам получать финансовую помощь на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья. Насколько нашему краю нужна такая поддержка?

— В Краснодарском крае капитального ремонта требуют около половины многоквартирных домов. Это расплата за предыдущие десятилетия, когда жилищный фонд недополучал должного обслуживания. В результате мы имеем ветхие крыши, коммуникации, невзрачные фасады. Что касается аварийного жилищного фонда, то на сегодняшний день в крае 548 многоквартирных домов, которые признаны непригодными для проживания, суммарной площадью около 150 000 кв. м. В них проживает около 9000 человек. Наибольшее количество таких домов расположено в городах Краснодар и Сочи, Апшеронском, Крымском и Северском районах.

— Фонд содействия реформированию ЖКХ выдвигает регионам ряд условий, которым необходимо соответствовать для участия в программах.

— Совершенно верно, причем с каждым годом они становятся жестче. Суть требований сводится к необходимости активной позиции регионов в процессе реформирования жилищно-коммунального хозяйства. В 2008 году для участия в программе капитального ремонта допускались муниципалитеты, на территории которых доля частных организаций коммунального комплекса была не ниже 25%, а число многоквартирных домов, имеющих товарищества собственников жилья,- не менее 5%. Плюс к этому количество частных управляющих компаний должно было быть не менее половины. Им необходимо управлять как минимум 1/2 частью многоквартирных домов. С первого января этого года для подачи заявки муниципалитеты должны иметь уже 50% частных организаций коммунального жилищно-коммунального комплекса. Возросли требования к количеству ТСЖ. Собственники помещений в не менее чем 10% домов должны выбрать эту форму управления. Неизменным остались лишь условия по частным управляющим организациям и количеству, управляемых ими домов. В обоих направлениях это не менее 50%.

— Какому условию соответствовать наиболее трудно?

— Сложнее всего у нас протекает процесс создания товариществ собственников жилья. Несмотря на то, что местные власти принимают достаточно мер для стимулирования этого явления, освобождают собственников помещений в домах, где создаются ТСЖ от различных налогов, предусматривают в бюджете средства на регистрацию ТСЖ, такой подход к управлению жилищным фондом не получает активного распространения. Про-блема не только в менталитете наших жителей, которые не хотят взваливать на себя «лишнюю» ответственность, но и в том, что нет необходимого кадрового ресурса, способного на должном уровне выполнять необходимые задачи. У нас элементарно отсутствуют образовательные программы в данной области, способные помочь населению справится с созданием и управлением ТСЖ. Несмотря на это в крае создано немало успешных ТСЖ. У «руля» таких товариществ — способные управленцы, владеющие особенностями функционирования жилищно-коммунального комплекса. Нередки случаи укрупнения подобных эффективных ТСЖ. Это свидетельствует об изменении ситуации в положительную сторону.

— Насколько сильно затруднения с выполнением требований влияют на количество заявок?

— Безусловно, это отражается на активности муниципалитетов, но любая реформа подразумевает наличие трудностей. Наш регион делает многое для их преодоления. В 2008 году Краснодарский край подавал две заявки по программе капитального ремонта, в которых участвовало 1638 домов из 20 муниципальных образований. По первой заявке деньги муниципалитеты получили в августе. Сумма средств, перечисленных из Фонда содействия реформированию ЖКХ, составила 1 млрд 440 млн рублей. По второй заявке в ноябре было получено 960 млн. Краевая администрация и муниципалитеты софинансировали работы по капитальному ремонту по 15% от сметной стоимости работ. 5% затрат легло на плечи собственников помещений в многоквартирных домах.

— Выделенные деньги уже освоены?

— Это не быстрый процесс. На сегодняшний день по первой заявке из 839 домов капитально отремонтировано 119, по второй заявке домов с завершенными капитальными ремонтами единицы.

— Насколько качественно справляются со своей работой подрядные организации, выполняющие капитальный ремонт?

— В основном на объектах работают местные строительные компании, которые заботятся о своей репутации, поэтому негативных примеров не так уж много. С 2009 года департамент ужесточил требования к материалам и технологиям, используемым при капитальном ремонте. Мы настаиваем на том, чтобы на объектах применяли только современные разработки. К примеру, кровля должна быть выполнена из металлопрофиля или металлочерепицы, а не из асбоцементного шифера.

— В настоящий момент идет оформление заявки по капитальному ремонту на 2009 год?

— Да, до первого марта органы местного самоуправления должны подать нам официально оформленную заявку. Сейчас представители администраций часто приезжают к нам на консультации, но полного пакета документации еще не сдал никто. Если сравнивать активность муниципалитетов по программе капитального ремонта с прошлым годом, то она на порядок выше. Это результат долгой разъяснительной работы, которую планомерно осуществляет департамент. Также в этом году большую заинтересованность в программе проявляют небольшие сельские поселения. По заявке этого года край планирует получить 1 млрд 440 млн — столько же, сколько и в 2008-м. Правда, в текущем году произошло четырехкратное уменьшение доли софинансирования со стороны краевого и местных бюджетов. 11 января президент России подписал закон, устанавливающий подобные изменения. С одной стороны, это благоприятная мера, поскольку снижает нагрузку на местные бюджеты, что в нынешней экономической ситуации вполне резонно. Но с другой стороны, в прошлом году суммарный объем денежных средств с учетом всех источников финансирования был около 2 млрд 500 млн, в этом же при аналогичном объеме фондовых денег (1 млрд 440 млн) общий объем составит 1 млрд 645 млн рублей. Значит, будет уменьшено количество домов, на которых планировалось проводить капитальный ремонт.

— На каком этапе находится разработка проекта краевой адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, позволяющая получать денежные средства из Фонда содействия реформированию ЖКХ?

— Сейчас он находится на согласовании в краевой администрации. В программе участвуют 18 муниципальных образований. Она предусматривает решение двух задач — переселение граждан из аварийного жилищного фонда и поддержку в условиях кризиса строительной отрасли. Непростая экономическая ситуация заставила пересмотреть прежний механизм работы программы. На период 2009 года не предусмотрено софинансирование со стороны местных бюджетов. Средства выделяют Фонд содействия реформированию ЖКХ и субъект РФ. На эти деньги краевая администрация приобретает жилье в стоящихся многоквартирных домах со степенью готовности не менее 70% и с обязательством застройщика ввести дом в эксплуатацию в течение полугода после заключения госконтракта. Квартиры будут приобретать по цене, установленной Минрегионом РФ. На первый квартал этого года для Краснодарского края она равна 30 450 рублей. Приобретенные квартиры оформляются в краевую собственность. Затем в установленном порядке их передают в собственность муниципальных образований. После этого владельцам аварийного жилья эти квартиры передаются в собственность по договору мены, а нанимателям предоставляются по договору социального найма. На переселение граждан из аварийного жилья Краснодарский край планирует получить из фонда 1 млрд 666 млн рублей. Краевая же доля софинансирования — около 4% (142,9 млн рублей). В этом вопросе есть один важный нюанс. По закону переселение граждан должно осуществляться с соблюдением требований жилищного законодательства. А статья 89 Жилищного кодекса РФ говорит о том, что выселяемому из аварийного жилья гражданину должно быть предоставлено жилое помещение, по площади равнозначное ранее занимаемому. Аварийные дома чаще всего имеют небольшие квартиры площадью по 15-20 кв. м. Где же брать такое жилье, если схема 2009 года предполагает его покупку в новостройках, а там, как известно, даже однокомнатная квартира имеет среднюю площадь 36-38 «квадратов»? Для того чтобы переселять людей в такие дома, будет недостаточно средств Фонда и субъекта (раньше в переселении граждан участвовали и муниципалитеты, и общий вклад муниципалитета и субъекта составлял 31,56%). Поэтому край предусмотрел в бюджете дополнительные средства на эти цели — 600 млн рублей. Суммарно краевая часть вложений равна 742,9 млн рублей.

— Госкорпорация предусматривает выделение денежных средств на капитальный ремонт и переселения граждан из аварийного жилья до 2011 года. Как будет протекать реализация проекта в нашем регионе в будущем?

— На наш край Фонд предусмотрел выделение 8 млрд рублей. Мы уже получили почти третью часть этих средств. Естественно, что с каждой заявкой будет расти количество муниципалитетов, задействованных в программах. Если реализация программ будет проходить успешно, возможно, мы сможем завершить свое участие в них раньше положенного срока.

Логотип Вестник Строительство