Батайск: затянуть транспортный узел

Батайск: затянуть транспортный узел

Согласно генплану, к 2025 году Батайск усилит свои позиции как главный транспортно-логистический терминал Юга России

Согласно генплану, к 2025 году Батайск усилит свои позиции как главный транспортно-логистический терминал Юга России. Реализация проекта «Южный хаб» впишет регион в глобальную экономическую систему. Помешать этим планам может требующая реформирования система дорожных и инженерных коммуникаций внутри города.

Батайск одним из первых в Ростовской области в 1995 г. сменил старый «советский» генплан на новый со сроком действия до 2010 года. Однако с вступлением в силу нового Градостроительного кодекса и разработкой схемы территориального планирования Ростовской агломерации мэр города Валерий Путилин назвал разработку нового плана развития одной из приоритетных задач. Чтобы успеть за инвестиционными процессами, документация нового генплана Батайска была подготовлена в рекордные сроки — за год и два месяца. Кроме того, после утверждения генплана планируется разработать план реализации сроком на 5 лет.

Согласно градостроительной концепции питерского НИИП градостроительства, особый акцент в городе будет сделан на строительстве жилья и создании мультимодального транспортного узла — «Южного хаба», который нацелен на решение задач комплексного развития всех видов транспорта, складской, терминальной инфраструктуры, таможни и т.д. На территории бывшего военного аэродрома в Батайском авиагородке планируется построить новый международный аэропорт пропускной способностью 8 млн. пассажиров и 70 тыс. т грузов. Рядом с Батайском в промзоне «Заречная» намечено строительство универсального порта годовой мощностью 16,5 млн. т грузов. Близость портов, способных принимать суда «река-море», крупнейшего в ЮФО железнодорожного узла, федеральной трассы, связывающей Москву и Юг России, дают очевидные преимущества этому проекту.

Подсчитано, что транспортно-логистический комплекс способен взять на себя обслуживание мегаполиса с численностью населения более 2 млн. человек, в который со временем превратится донская столица с городами-спутниками. Составной его частью является создание промзоны «Южная» в Батайске. Однако для этого сначала нужно создать в городе единую систему транспортных магистралей и инженерной инфраструктуры. Ведь склады не будут нужны, если рядом вечные пробки.

Инвестиции полетят на юг

Согласно генплану, город-спутник будет прирастать территориями на юге: Южную промзону площадью 850 га планируется разместить в 4 км от жилых районов. Группа «Агроком» намерена здесь возвести мясокомбинат, комбикормовый завод и торгово-логистический центр, а на резервных площадях планируют разместиться логистические комплексы «Евразия-Логистик» и «Евросиб-Девелопмент». Промзона включает в себя пять участков (северо-восточный, северо-западный, восточный, юго-западный и южный), которые будут обеспечены дорогами с учетом трех выходов на автомагистрали федерального и регионального значения. Обслуживание железнодорожным транспортом предусмотрено только для предприятий юго-западного участка.

«Местоположение промзоны неудачно, — считает руководитель архитектурной мастерской Норальд Нерсесянц. — Основной минус касается транспортной инфраструктуры: большая протяженность от жилья до собственно промышленной территории предусматривает строительство длинных дорог, увеличиваются затраты на инфраструктуру. В идеале промзона должна представлять собой компактную территорию с линейным размещением объектов. Для этого подошел бы участок Азовского района, можно было бы обменяться территориями с данным муниципальным образованием».

По утверждению главного архитектора Батайска Владимира Горелкина, сегодня обозначено направление развития южной промзоны — логистика и производство. Параллельно с разработкой концепции идет работа над инженерной инфраструктурой, над проектом водоснабжения и канализования, через полгода начнется строительство сетей.

Ведется реконструкция подстанции, которая снабжает с южной стороны Батайск и Ростов с центром, питающим всю промзону. Проектируется газопровод среднего давления. Еще один принципиально важный момент развития города — создание Южного хаба. По словам Владимира Горелкина, окончательное решение по проекту еще не принято. Размещение аэропорта в пределах Южного хаба — неоднозначный вопрос: насколько близко к батайскому жилью он может быть расположен и насколько это оправданно? «В Батайске возможно размещение аэропорта для коммерческих самолетов и вертолетов. Эта тема очень востребована во всем мире, и для нас актуальна — для коммерческого транспорта нужно быть как можно ближе к центру, чтобы попасть без проблем, например, в Порт-Катон», — считает главный архитектор города.

Много районов — хороших и разных

С возведением новых жилых районов в Батайске увязываются перспективы не только строительства аэропорта, но и железнодорожной и автодорожной сети. «Посредством решений генплана упорядочивается транспортная и инженерная инфраструктуры, создается разветвленная система магистралей, улиц, пешеходных направлений. Мы планируем построить объездные магистрали, чтобы грузовой транспорт не проходил через Батайск, и кольцевую восточную дорогу вдоль главного железнодорожного пути. Сегодня в городе работает один мост через ул. Ленинградскую, а связь западной части с центром осуществляется по единственной магистрали — ул. Горького. Мы закладываем три дополнительных моста через железную дорогу, что сократит транспортные потоки, а также будет способствовать быстрому доступу к местам работы и жилья батайчан», — отмечает Владимир Горелкин. Также в Батайске предусмотрен ряд новых улиц, в частности магистраль, которая свяжет центр с неосвоенной еще восточной частью города, где планируется разместить семь жилых микрорайонов.

Не секрет, что благодаря транспортной доступности жилая недвижимость в Батайске пользуется популярностью у ростовчан. «Новым генпланом предусмотрена реконструкция центра и строительство новых жилых районов, — поясняет Владимир Горелкин. — В центре планируется новый район под строительство, который получил рабочее название «Новая Византия». Большая ставка делается на строительство новых микрорайонов (Западный, Прибрежный, Южный берег, Солнечный-2, Северо-восточный-1), также намечены территории для малоэтажной застройки за пределами городской черты.

Сегодня Батайск более чем на 80% состоит из малоэтажной жилой застройки, кроме того, в черту города не так давно внесена территория пос. Койсуг — малоэтажный жилой фонд с приусадебными участками. Новая градостроительная концепция все меняет с точностью до наоборот: плотность застройки увеличится, доля многоэтажного жилья достигнет 70%, а от преобладающей сегодня малоэтажной застройки останется 30%. На расчетный срок планируется возвести 1,5 млн. кв. м жилья. В 2007 году в Батайске сдано 90 тыс. кв. м жилья, в 2008 году предполагается уже 110 тысяч, а затем ежегодно 150 тыс. кв. м до 2020 года. В 2007 году в Батайске сдано 90 тыс. кв. м жилья, в 2008 году предполагается уже 110 тысяч, а затем ежегодно 150 тыс. кв. м до 2020 года.

Инженерная инфраструктура: проблемы и решения

С расширением кварталов жилой застройки встает еще одна проблема Батайска — отсутствие своего водозабора. «Мы полностью зависим от Ростова и питаемся от него, — говорит Владимир Горелкин. — У нас разрабатывалось ТЭО и рассматривалось три варианта: собственный водозабор, альтернативный со стороны Зерноградского водовода и водозабор со стороны Ростова. Наиболее экономичный и достаточный вариант — это все-таки водоснабжение со стороны Ростова. В настоящее время с советских времен западная часть города вообще не обеспечена централизованным водоснабжением. Уже в этом году за счет областных средств мы прокладываем магистральный водопровод и закольцовываем с существующими сетями, чтобы была вода. Ведется проектирование второй нитки водовода. Это большой инвестиционный проект, который предусматривался старым генпланом».

Другой проблемный вопрос Батайска — канализование города. «Мы находимся на низких отметках, у нас мало уклонов, а это значит, нам надо строить напорные канализационные коллекторы, которые бы отводили стоки, — комментирует Владимир Горелкин. — Однако сеть улиц уже сложилась, поэтому прокладывать новые линии и канализации достаточно проблематично».

Генпланом предусматривается раздельная система канализации, при которой хозяйственно-бытовая сеть прокладывается для отведения стоков от жилой и общественной застройки, поверхностные стоки отводятся по самостоятельной сети дождевой канализации. Уличный водоотвод организован по лоткам проезжих частей к дождеприемным колодцам закрытой водосточной сети. На участках зеленых насаждений предусматривается открытая система водоотвода — по лоткам проездов и дорожек. Поверхностные воды с промышленных площадок и дождевые воды с территории гаражей перед сбросом в городскую канализацию на месте должны пройти очистку на специальных очистных сооружениях до состояния, удовлетворяющего требованиям нормативных документов.

«По системе газоснабжения генплан предлагает принципиальные предложения, — говорит Владимир Горелкин, — кроме одной ГРС, которая снабжает город, со стороны Азовского района планируется провести еще одну нитку, чтобы создать дополнительный источник газоснабжения. Генпланом также предусматривается вынос центральной ГКНС из города Батайска за пределы жилой застройки. Серьезные перспективы и по сетям электроснабжения. В настоящее время у нас 4 трансформаторных подстанции — крупные узловые электрические сооружения, которые питают город электроэнергией. Генпланом предусмотрено строительство еще трех таких центров, сейчас уже прорабатывается и в скором времени будет заключено соглашение с РАО «ЕЭС России» по инвестициям в Ростовскую область, в том числе и на территорию Батайска на строительство таких грандиозных сооружений».

Логотип Вестник Строительство