Учет потребления энергоресурсов — панацея или рождение новых проблем?

Учет потребления энергоресурсов — панацея или рождение новых проблем?

Проблема с эксплуатацией узлов учета есть, а решения пока нет

Установка приборов учета тепловой энергии (УУТЭ) и современных электрических счетчиков — важнейшая составляющая по определению фактического потенциала энергосбережения как каждого объекта, так и региона в целом.

Проблема с эксплуатацией узлов учета есть, а решения пока нет.

Приборный учет позволяет производить коммерческие расчеты между поставщиками и потребителями энергоресурсов за фактически потребляемые услуги, а также выявить объекты со сверхнормативным расходом энергоресурсов, разрабатывать и выполнять мероприятия по их устранению. Выполнение указанных работ обязательно, так как они являются базовыми для разработки энергосберегающих и инвестиционных программ.

Переход на 100-процентный приборный учет потребления энергетических ресурсов является еще и инструментом социальной справедливости. Вернее, должен являться. При эксплуатации дисковых электросчетчиков класса точности 2,0 и 2,5 более 8 лет их показания за счет износа передаточного механизма не соответствуют фактическим на 30–50%, а при времени эксплуатации в 20–25 лет — в несколько раз.

Данные произведенного анализа учета потребления электрической энергии показали, что в жилом фонде Ростова-на-Дону при установке общедомовых электрических счетчиков в электронном исполнении разница в оплате по 863 многоквартирным жилым домам составила 15,5 млн. рублей в год.

Сегодня управляющие компании несут убытки за счет разницы в показаниях между общедомовым электрическим счетчиком (класса точности 2,0) и квартирными счетчиками (в основном класса точности 2,5). До сих пор не решен вопрос, за счет кого необходимо заменить квартирные электросчетчики класса точности 2,5 на класс точности 2,0. В стоимости тарифа энергоснабжающих предприятий этих затрат не предусмотрено, в стоимости тарифа на техническое обслуживание жилого фонда УК таких затрат тоже не заложено, население не желает за свой счет производить замену. Муниципальные образования также не считают эту проблему своей. Пора, наверное, навести порядок в своих головах — проблема есть, а решения нет.

Ситуация с установкой и техническим обслуживанием узлов учета тепловой энергии (УУТЭ) гораздо сложнее. По итогам мониторинга рынка измерительной техники систем теплоснабжения в РО, проведенного НП «ЦЭИТ» и ГУП РО «Ростовоблстройзаказчик», выяснилось, что у потребителей тепловой энергии установлено более 29 видовУУТЭ, не считая их модификаций. При этом значительное количество узлов учета не соответствует заявленным техническим характеристикам, и они выходят из строя значительно раньше гарантийного срока эксплуатации.

По заказу администрации области была разработана программа «Устойчивые институциональные механизмы эффективного использования энергоресурсов в учреждениях здравоохранения и образования Ростовской области». Ее цель — сформировать эффективные и устойчивые механизмы энергосбережения на основе системы учета энергоресурсов в бюджетных учреждениях образования и здравоохранения Ростовской области.

C 2000 года на данных объектах было установлено свыше 3000 УУТЭ, что повлекло рождение другой не менее важной проблемы по их техническому обслуживанию, ремонту и поверке. В октябре 2007 года Центру энергосбережения и инновационных технологий было поручено создать комиссию и провести выборочные проверки работы приборов учета на объектах социальной сферы области. Комиссия проверила УУТЭ на шести объектах (см. таблицу). Из девяти обследованных УУТЭ коммерческим узлом считается только один. Грустная картина. А если провести эту аналогию по установленным более чем 3000 УУТЭ? Даже если допустить, что только 50% УУТЭ находится в аналогичном состоянии, то получается, что за потребление теплоэнергии переплата составляет более 150 млн. рублей в год, за мнимое техническое обслуживание — более 30 млн. рублей в год. кроме того, 150 млн. рублей, вложенных в установку УУТЭ, не дают должного экономического эффекта.

Есть еще одна проблема. Предприятия и организации, работающие на рынке продажи оборудования, установки и технического обслуживания УУТЭ, любыми (иногда и не совсем честными) путями стараются выиграть конкурс на проведение таких работ, составляя сметы, не учитывающие полную комплектацию оборудования, набор кабельной продукции. Эти сметы выдаются за полную стоимость работ «под ключ», а наивные заказчики попадаются на удочку мнимой дешевизны. А конечный результат такой работы — или скандал и неполное выполнение работы, или увеличение сметной стоимости на 35–40 тыс. рублей за один УУТЭ.

Другие заманивают заказчика бесплатной поставкой проливных установок, и получается, что предприятия устанавливают свои приборы, проводят ежегодную поверку на своей проливной установке, определяют точность измерений своих приборов — и все это обосновывается конкуренцией. Почти во всех договорах на установку УУТЭ отсутствуют работы по гидравлической наладке систем отопления и ГВС, после установки УУТЭ, выдачи рекомендаций по временному регулированию потребления тепловой энергии, а без выполнения этих работ ожидать гарантированной экономии потребления бессмысленно. При проведении технического обслуживания УУТЭ обслуживающими предприятиями не всегда проверяются теплосчетчики на проливных установках, а штампы ежегодной поверки ставятся в другом регионе.

Для наведения порядка в применении УУТЭ правительство Москвы приняло постановление №77 ПП в 2004 году, ограничивающее применение УУТЭ, не соответствующих критериям, определенным рабочей группой компетентных специалистов.

ФАС РФ своим письмом уведомило НП «ЦЭИТ», что субъекты федерации в целях рачительного расходования бюджетных средств имеют право самостоятельно определять критерии измерений и возможностей приборов учета, устанавливаемых на объектах бюджетной сферы. Что необходимо сделать для наведения порядка и решения возникших проблем? Во-первых, провести до начала отопительного сезона 2008–2009 гг. обследование и инвентаризацию состояния УУТЭ на объектах социальной сферы.

Во-вторых, разработать программу мероприятий по восстановлению приборного парка учета и привести его в надлежащее состояние.

В-третьих, создать рабочую комиссию из компетентных специалистов для разработки критериев измерений и возможности приборов учета тепловой энергии.

В-четвертых, поручить ГУП РО «Ростовоблстройзаказчик», как постоянно действующей лаборатории, проводить постоянный мониторинг по состоянию УУТЭ на объектах социальной сферы области.

Что показала проверка узлов на объектах социальной сферы в РО?

Объект Выявленные недостатки
Областная филармония (Ростов-на-Дону) Отсутствие паспортов приборов узла учета у балансодержателя
Театр кукол (Ростов-на-Дону) Отсутствие паспортов приборов узла учета у балансодержателя
Областной краеведческий музей (Ростов-на-Дону) Расходомер на обратном трубопроводе находился в нерабочем состоянии, поэтому узел учета тепловой энергии считался вышедшим из строя, расчет за потребленную тепловую энергию данным объектом производился по договорным величинам
Архив краеведческого музея (Ростов-на-Дону) Нарушены пломбы на приборах узла учета тепловой энергии, тепловычислитель отключен. Узел учета считается вышедшим из строя. Расчет за потребленную тепловую энергию данным объектом производился по договорным величинам
Городская больница №2 (Каменск-Шахтинский) Два узла учета в горбольнице считаются вышедшими из строя из-за того, что не проводились поверки приборов, отсутствуют пломбы на приборах, не работают расходомеры и тепловычислитель. Узел учета является некоммерческим
Противотуберкулезный клинический диспансер (Белая Калитва) Из пяти установленных приборов учета в рабочем состоянии находится только один

Логотип Вестник Строительство