Денис Буцаев: «Цель — создать устойчивый многофакторный рынок с достаточным количеством профессиональных игроков»

Денис Буцаев: «Цель — создать устойчивый многофакторный рынок с достаточным количеством профессиональных игроков»

Реформа системы обращения с ТКО вступила в новую фазу — сейчас на повестке развитие рынка и привлечение инвесторов в эту сферу. Иначе целей, поставленных президентом, — стопроцентной сортировки и снижения на 50% объема захораниваемых ТКО к 2030 году, никак не достичь.

 О ходе реформы мы поговорили с Денисом Буцаевым, который в ноябре 2020 года вновь занял пост генерального директора ППК «РЭО», организации, призванной быть локомотивом реформы.
Какая работа сейчас ведется над проектом федеральной схемы обращения с отходами? Насколько он близок к финальному принятию?
Разработку федеральной схемы по обращению с ТКО мы завершили и согласовали со всеми субъектами РФ. По поручению Минприроды России до конца текущего года федеральная схема должна включить в себя всех переработчиков отходов и осуществить прозрачный контроль над движением упаковки, которой больше 50% в объеме образования ТКО. В схему занесено около 1200 объектов — как существующих, так и перспективных. И также уже осуществляется контроль за вывозом отходов — у нас в стране 18 тыс. мусоровозов. Можно увидеть все, что происходит с мусоровозами, которые в регламентном порядке вывозят отходы.

В острой фазе коронавирусного кризиса сообщения были часто пугающими. Например, сообщалось, что 28 субъектов информировали о риске прекращения деятельности регоператоров, а дебиторская задолженность была многомиллиардной. Как отрасль справляется с последствиями пандемии нового коронавируса сегодня?
Количество отходов выросло в разы из-за периода самоизоляции. Но со всеми трудностями игроки отрасли справились и существенно продвинулись в реформе обращения с отходами. Правительство направило на поддержку регоператоров 9 млрд рублей. Несмотря на рост объема отходов, услуга по их вывозу оказывалась непрерывно. За 2020 год мы охватили население страны услугой по обращению с ТКО на 93%. По всей стране установлено 80 тыс. контейнерных площадок для РСО — это данные по состоянию на декабрь 2020 года.
В 2021 году 173 региональных оператора осуществляют деятельность по обращению с ТКО на территории РФ. На сегодня ни один из них не находится под угрозой банкротства. Собираемость платежей у регоператоров выросла по сравнению с 2019 годом на 8% и составила 85,7%. По итогам I квартала 2021 года — 86,2%.

850 перспективных для инвестиций объектов присутствовало в предварительно одобренном варианте схемы. Найдется ли для них достаточно инвесторов? Как продвигается работа по формированию инвестиционной привлекательности отрасли? Какие инструменты могли бы быть здесь востребованы? Какой вклад РЭО вносит в формирование потока инвестиций в отрасль уже сегодня?
Наша главная задача — это не зарабатывать, а обеспечивать создание современной инфраструктуры по обращению с ТКО на территории страны. Вхождение в капитал коммерческих предприятий — одна из форм поддержки реализации таких проектов, предусмотренная законодательством. Мы сейчас рассматриваем ряд проектов, где в качестве меры поддержки предусматривается именно вхождение в капитал. При этом, как и при применении других мер поддержки, должна быть обеспечена пропорция: на наш рубль должно быть привлечено не менее 2,46 рубля внебюджетных средств.

Уже приняты решения о возможности софинансирования проектов в сфере обращения с ТКО путем вхождения в капитал и выкупа облигаций инвесторов, реализующих соответствующие проекты. На эти цели только в 2021 году выделено более 6 млрд рублей. Планируется расширение видов поддержки (выдача займов, в том числе акционерных) на вышеуказанные цели. Кроме того, планируется реализация механизмов льготного лизинга для приобретения оборудования и техники, используемых при реализации «зеленых» проектов в сфере обращения с отходами. При этом главной задачей остается привлечение длинных внебюджетных инвестиций для финансирования «зеленых» проектов, для которых в настоящее время тоже прорабатываются меры стимулирования. Формы финансирования могут быть самыми разными — облигации, займы, кредиты. И все эти инвестиции будут признаваться «зелеными». Есть 13 региональных проектов, которые мы запускаем в первую очередь. Этим проектам мы готовимся предоставить меры поддержки уже в этом году — в общей сложности на сумму около 7 млрд рублей. Еще 109 проектов — на стадии рассмотрения. Эти проекты будут реализованы, во-первых, совместно с регионами в лице их региональных компаний, в том числе с региональными операторами. Во-вторых, с частными компаниями, в том числе уже получившими статус регионального оператора и работающими на территории региона. Также это могут быть иные инвесторы, которые пока не работают в регионе, но готовы вложить деньги в развитие инфраструктуры.  Первоочередные 13 проектов будут реализованы в Калининградской, Ленинградской, Московской, Пензенской, Самарской, Ростовской, Сахалинской областях, в Краснодарском и Пермском краях, а также в ХМАО и в Москве. По два проекта — в Пермской и Московской областях. Инвесторы уже определены. Формат — концессионные и инвестиционные соглашения. Проекты реализуются как непосредственно региональными операторами, так и независимыми операторами по обращению с ТКО. Подчеркну: РЭО — не участник рынка, а институт развития, и наша задача — помогать компаниям. Мы осуществляем поддержку игроков, а не инвестируем самостоятельно в проекты. Правда в том, что мы действительно преследуем цель создать устойчивый многофакторный рынок с достаточным количеством профессиональных игроков.
Как обстоят дела с продвижением в жизнь концепции расширенной ответственности производителя, которая могла бы стать одним из инструментов финансирования развития отрасли? Какая работа ведется?
Концепция РОП и дорожная карта приняты. Мы также вынесли на общественные обсуждения законопроект по РОП, сейчас получаем комментарии игроков рынка. Из последнего — направили в Минпромторг и Минприроды РФ в качестве предложения перечень товаров, которые невозможно переработать, и поэтому их стоит заменить на более экологичные альтернативы. Для многих групп товаров они есть. Например, упаковка для яиц может изготавливаться из пульпекартона — это переработанный картон, а не из полистирола, неперерабатываемого пластика. Мы также начали актуализировать информацию о компаниях-утилизаторах и приступили к созданию реестра с ними. Для этого разослали предприятиям несколько тысяч запросов, чтобы те поделились информацией.

Одна из целей, поставленных президентом к 2030 году, — стопроцентная сортировка мусора и снижение объема отходов, которые отправляются на полигоны, вдвое. Это требует бурного развития инфраструктуры. Как его планируется обеспечить?
Во-первых, РОП, о которой мы только что говорили. Производители должны самостоятельно организовывать утилизацию либо оплачивать экологический сбор. И вот средства с экосбора в том числе идут на развитие инфраструктуры. Это объекты сортировки и переработки, контейнеры для раздельного сбора отходов. Что еще важно — меры поддержки отрасли со стороны государства. К 2030 году нужно ввести мощностей по обработке ТКО на 49,53 млн тонн плюс на 18,49 млн тонн по их утилизации, и на это потребуется 300 млрд рублей. При этом частных инвестиций рассчитываем привлечь 210-230 млрд рублей. Остальные деньги — это бюджетное плечо, которое мы готовы предоставить рынку. 1 рубль бюджетных инвестиций должен привлечь 2,46 рубля частных. Чтобы привлекать частных инвесторов, мы и разрабатываем меры поддержки со стороны РЭО. В качестве одной из них Правительство РФ уже утвердило выкуп облигаций. РЭО сможет выкупить облигации компаний, которые они будут выпускать для привлечения средств на создание инфраструктуры по обращению с отходами. Срок погашения будет составлять 10 лет, а процентная ставка купона — 3% годовых.

Какая работа ведется в створе формирования реально работающей системы раздельного сбора?
Сейчас ждем снятия ограничения ФАС на закупку контейнеров регионами. Такое поручение дала Виктория Абрамченко. У регоператоров нет возможности закупать контейнеры более чем на 1% от валовой выручки. Для отрасли это долгожданное решение, так как сроки закупки контейнеров в регионах оттягивались из-за длительного согласования выделения средств из бюджета. Теперь процесс станет быстрее и проще.
В то же время всего на утилизацию уже в первый год после отмены ограничений будет дополнительно направлена 871 тыс. тонн вторсырья в 20 регионах, которые уже приходили в РЭО с расчетами. Ведь снятие ограничения даст импульс операторам закупать контейнеры, в первую очередь речь идет о баках для раздельного сбора отходов. Регоператоры в первый год смогут установить более 50 тыс. контейнеров. В итоге мы сможем улучшить инфраструктуру для раздельного сбора в регионах. Ведь без РСО невозможно развивать экономику замкнутого цикла, которая необходима для достижения национальных целей — снижения объемов захоронения отходов в 2 раза и стопроцентной сортировки ТКО к 2030 году. Мы регулярно готовим рейтинг регионов по охвату раздельным сбором. Вот данные за I квартал 2021 года. Москва и Московская область — лидеры по охвату раздельным сбором среди субъектов РФ (100% и 97%). Еще у 11 регионов России охват составляет свыше 40%. Это Псковская (60,8%), Ярославская (60,1%), Свердловская (56%), Астраханская (52%), Новгородская (48%), Орловская (42,1%) области, Камчатский (57,8%) и Ставропольский (49,1%) края, Удмуртия (56%), Мордовия (43,35%) и Карачаево-Черкесия (41%). В Липецкой области близко к этому (39%).

Как оценивается работа системы «РЭО Радар»? Какова ее результативность?
Официально «РЭО Радар» ввели в эксплуатацию 31 декабря 2020 года. В тестовом режиме он работал с июня 2019-го. С момента запуска этот сервис обработал более 14 тыс. заявок, а специалисты кол-центра дали более 20 тыс. консультаций по телефону. Как правило, устранить нарушения в раздельном сборе отходов удается менее чем за 10 дней.
Логотип Вестник Строительство