Дорожная пятилетка

Дорожная пятилетка

Принята самая масштабная отраслевая государственная программа в современной России

20 июня премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение N°1601-р, или, как его еще называют, пятилетний план дорожной деятельности. В документ, рассчитанный на 2023-2027 годы, вошли более 250 мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту дорог. Общее финансирование программы составит 13,2 трлн рублей. Из них 5,4 трлн — средства Федерального дорожного фонда, 7,2 трлн — региональные вложения. Подробнее о пятилетнем плане дорожной деятельности, а также о реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и о возможностях технологического суверенитета в отрасли «Вестнику» рассказали в Федеральном дорожном агентстве.

В добрый путь. Утвержденный Правительством РФ пятилетний план дорожной деятельности России — наиболее масштабная отраслевая государственная программа последних лет. Ее общее финансирование составит 13,2 трлн рублей. Из них 5,4 трлн — средства Федерального дорожного фонда, 7,2 трлн — региональные вложения.

В ходе работ в рамках пятилетнего плана планируется отремонтировать 110 тыс. км дорог, включая 650 мостовых сооружений (около 125 тыс. пог. м), построить и реконструировать более 4 тыс. км автодорог, до четырех полос расширят еще 3 тыс. км трасс.

Пятилетний план дорожной деятельности стал результатом планомерной совместной работы всех заинтересованных ведомств, министерств, а также глав субъектов РФ. Основные цели — обеспечить качественными дорогами жителей всех регионов нашей страны, добиться дальнейшего снижения аварийности на трассах, увеличить количество квалифицированных кадров и способствовать развитию смежных отраслей экономики.

Ключевая задача пятилетнего плана — приведение в нормативное состояние опорной сети дорог России. Напомним: она охватывает более 100 млн жителей, в нее входят главные магистрали, по которым проходит пассажирский транспорт и доставляются грузы. «Новый пятилетний план предусматривает работу по приведению в нормативное состояние 85% дорог опорной сети. Ее протяженность — более 138 тыс. км, из которых 63 тыс. км — это федеральные дороги, остальные — региональные и межмуниципальные. Эти трассы обеспечивают транзитный потенциал нашей страны в рамках основного транспортного спроса и являются основой для Транспортной стратегии до 2030 года, разработанной Министерством транспорта РФ», — комментирует руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.

Как отмечают специалисты, благодаря долгосрочному планированию, которое «зашито» в пятилетнюю программу, дорожно-транспортный комплекс получит ряд важных преимуществ. Так, подрядные организации смогут получить долгосрочные заказы, что позволит им более четко планировать собственную деятельность и в перспективе снизить стоимость проводимых работ. Российская промышленность в ближайшие годы будет обеспечена гарантированным спросом на производство техники и стройматериалов, а значит, появится возможность расширять и обновлять линейку выпускаемой продукции. Кроме того, активное дорожное строительство поспособствует дальнейшим исследованиям и перспективным разработкам в области проектирования дорог, управления строительством и производства стройматериалов.

Дороги как импульс к экономическому развитию регионов. Одним из важнейших направлений работы, согласно данному плану, станет завершение строительства обходов крупных городов России. Речь идет о 46 объектах. Из них федеральные — это обход Твери, Волгограда, Саратова, Гудермеса, Набережных Челнов и Владикавказа, региональные — обход Кемерова, Калуги, Липецка, Лобни, Пскова, Калининграда, Астрахани, Майкопа, Тольятти и Перми.

Открытие данных объектов позволит вывести поток транзитного транспорта за пределы городской дорожной сети, даст возможность повысить качество жизни в населенных пунктах, а также позволит в дальнейшем развивать жилищное строительство, создавая новые рабочие места. Большое внимание в пятилетнем плане уделяется стратегическим транспортным коридорам.

Продолжится реализация проекта «Запад — Восток», который объединяет Санкт-Петербург, Москву, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Челябинск и Тюмень. За ближайшие 3,5 года будет построено 1600 км новых трасс. Еще 1900 км возведут на подходе к скоростной автодороге М-12. В результате почти в два раза сократится время движения из Санкт-Петербурга до Екатеринбурга — с 30 часов до 17,5.

Что касается трассы М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань, то данный объект общей протяженностью более 810 км планируется полностью завершить к 2024 году. С его открытием время в пути из Москвы до Казани составит 6,5 часа (в настоящий момент — 12 часов). Уже в 2022 году планируется ввести 49 км трассы М-12. На маршруте Казань — Екатеринбург, который является продолжением дороги М-12, окончание работ намечено на 2024 год. В зоне тяготения этого важного транспортного маршрута находится около 16 регионов. Открытие трассы станет серьезным импульсом к экономическому развитию этих субъектов. Масштабная работа ведется и на одном из самых загруженных транспортных узлов нашей страны — Московском (на отдельных участках интенсивность движения доходит до 120 тыс. автомобилей в сутки). Всего здесь планируется модернизировать 355 км дорог. В частности, будут расширены участки трассы М-8 «Холмогоры», причем не только на территории Московской, но и Ярославской области, с последующим движением на север. Аналогичные работы предусмотрены на трассах М-3 «Украина» и М-1 «Беларусь».

Продолжится и модернизация транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В программу включены 30 федеральных и региональных объектов строительства и реконструкции — это и второй участок второй Кольцевой автодороги КАД-2, и Широтная магистраль в Санкт-Петербурге, и участки трасс А-181 «Скандинавия», М-10 «Россия», А-121 «Сортавала», Р-21 «Кола», А-114 Вологда — Новая Ладога, А-180 «Нарва».

В Вологодской области пятилетним планом предусмотрено завершение строительства самого длинного искусственного сооружения в регионе — моста через Шексну в Череповце. Его протяженность составит 1,1 км, а вместе с подходами – 8,9 км. Этот объект позволит реализовать промышленный потенциал города, завершить создание городского транспортного кольца и вывести транспортные потоки из центра Череповца. Активные работы связаны также с развитием транспортного коридора «Север — Юг». Федеральные дорожники капитально отремонтируют и расширят до четырех полос участки трассы Р-22 «Каспий» в Волгоградской и Астраханской областях. Аналогичные работы проведут на автомобильной дороге Р-215 Астрахань — Кочубей — Кизляр — Махачкала в Астраханской области и Республике Дагестан. До конца 2027 года планируется открыть движение по южному транспортному коридору Абхазия — Новороссийск — Крым, общая протяженность которого составит 480 км. В Калининградской области программой предусмотрено завершение Южного обхода Калининграда (включая Приморское кольцо). С вводом данного объекта регион получит дополнительный импульс развития жилищного строительства и туризма.

Особое внимание в пятилетнем плане уделено транспортной модернизации Дальнего Востока. Основной акцент — на обеспечении круглогодичной связи для жителей всех регионов ДФО. Всего будет модернизировано 675 км автодорог, из которых 245 км — федерального значения, 430 км — регионального. Реконструкция затронет участки трасс Р-297 «Амур», А-360 «Лена», А-370 «Уссури», Р-504 «Колыма». Также будут отремонтированы искусственные сооружения через БАМ и Транссиб.

Пути повышения качества жизни населения. Одним из основных инструментов достижения стратегических целей пятилетнего плана дорожной деятельности является нацпроект «Безопасные качественные дороги». В этом году благодаря его реализации в 84 субъектах страны к нормативу приведут около 16 тыс. км дорожной сети.

В 2022 году в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» к нормативу приведут более 5 тыс. объектов. Будут капитально отремонтированы 433 участка региональных, муниципальных и местных автодорог. К 1 июля площадь укладки верхних слоев дорожной одежды составила свыше 31,8 млн кв. метров.

Также масштабные работы ведутся в рамках федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети». Его цель — повышение уровня экономической связанности территорий страны за счет строительства и реконструкции участков федеральных трасс. Необходимо отметить, что в ходе реализации дорожного нацпроекта уже приняты в этом году в эксплуатацию более 300 объектов — это и участки дорог, ведущих к социально значимым объектам, и искусственные дорожные сооружения. Например, в Новороссийске отремонтированы и приняты в эксплуатацию все 23 объекта нацпроекта, запланированные на текущий год. Их общая протяженность составила 22,1 км. В частности, обновлен участок улицы Мефодиевской. Это одна из основных транспортных артерий, по которой большегрузы ездят в порт, в зерновой терминал. В процессе ремонта в районе конечной остановки общественного транспорта по-новому обустроена организация дорожного движения: сделано разворотное кольцо для троллейбусов. Кроме того, на обновленных объектах установлено свыше 3 тыс. дорожных знаков, более 3,5 км пешеходных ограждений. Светофоры типа Т-7, мигающие желтым светом, размещены возле школ и социальных учреждений.

В Липецкой области первым объектом нацпроекта, который приняли в эксплуатацию в этом году, стал участок трассы Липецк — Октябрьское — Усмань в Грязинском районе. Он начинается от границы областного центра, его протяженность — почти 4 км. Магистраль, которая связывает Липецк и Усмань, входит в опорную сеть дорог региона, — одна из самых важных и оживленных в области. В 2020 году было сдано 12,5 км, в 2021-м — 10,5 км, в этом, помимо сданного участка, в работе еще 24 км в Усманском районе.

Одна из главных целей нацпроекта «Безопасные качественные дороги» — повышение качества жизни населения. Поэтому при составлении планов работ особое внимание уделяется дорогам, ведущим к социально значимым объектам. В текущем дорожно-строительном сезоне запланировано приведение к нормативу более 800 участков дорог к детским образовательным и досуговым учреждениям, более 600 — к медучреждениям, порядка 350 дорог к туристическим местам и еще 140 — к спортивным и физкультурно-оздоровительным комплексам.

Все работы на сети автодорог, подведомственных Росавтодору, проходят в полном соответствии с заключенными ранее контрактами, отставания от заявленных графиков нет. Причем в работе используются преимущественно отечественные материалы. В этом году Федеральным дорожным агентством будет построено и реконструировано 237,8 км трасс. Кроме того, планируется отремонтировать почти 6200 км автомобильных дорог. Объемы ввода в эксплуатацию на порядок выше, чем в прошлом году. И для наращивания темпов строительства есть все возможности: и ресурсы, и финансирование, и компетенция кадров.

Во главе угла — технологический суверенитет. В условиях внешнего санкционного давления наиболее актуальным становится вопрос технологического суверенитета во всех отечественных отраслях экономики, в особенности дорожной. Федеральным дорожным агентством совместно с профильными ведомствами — Минтрансом России, Минпромторгом России, а также крупными отечественными производителями проводится работа по модернизации и импортозамещению спецтехники для дорожного хозяйства. Совместно с подрядными организациями организована межведомственная рабочая группа. Подготовлен список предложений по модернизации и дооснащению отечественной дорожно-строительной техники и оборудования.

Цель данной работы — повышение производительности техники, удобства ее эксплуатации, а также увеличение надежности основных узлов и агрегатов. Уже получена обратная связь от профильных компаний. Так, ПАО «КАМАЗ» и производители, входящие в ассоциацию «Росспецмаш», реализовали комплекс мер по устранению основных дефектов, который включал внесение изменений в конструкцию узлов машин и механизмов, а также замену поставщика некачественных комплектующих.

Рабочей группой сформирована база данных, отражающая основные потребности подрядных организаций в новой технике и открытии дополнительных дилерских и сервисных центров.

Росавтодором совместно с отечественными производителями реализуются мероприятия, направленные на увеличение объемов производств и расширение линейки наиболее востребованных видов дорожной техники.

На начальном этапе проанализированы существующие мощности и возможности производства. По результатам анализа полученных данных отраслевыми организациями подготовлены инвестпрограммы по развитию производств.

В эту работу включены представители подрядных организаций, которые помогают сформировать данные по опытному использованию отечественной техники на дорожных объектах. Например, в июне между брянским ООО «БДТ ИРМАШ» и ООО «ТСМ» заключен договор по передаче первого асфальтоукладчика для эксплуатационных испытаний в реальных условиях. Передача второго запланирована на июль этого года.

Кроме того, совместно с поставщиками асфальтоукладчиков и асфальтобетонных заводов сформирован перечень узлов и агрегатов, которые закупаются за рубежом (страны Европейского Союза, Турция, Китай). Конечная цель — замена их на альтернативные компоненты, выпущенные на российских заводах.

Вместе с тем с учетом уже реализуемых Минпромторгом России льготных программ определен перечень мероприятий, которые можно использовать для импортозамещения, создания современных производств отечественной техники. Одним из них является механизм лизинга дорожно-строительной техники, в том числе некоммерческого. Суть этого антикризисного инструмента — нулевой аванс и фиксированная ставка на срок до 5 лет.

Как отмечают специалисты, подобная программа дает возможность подрядным организациям расширить собственный парк техники, не прибегая к значительным капиталовложениям. Кроме того, эта мера позволяет обеспечить заказами машиностроительные предприятия страны, запустить оптимальные рыночные механизмы в значимых сегментах дорожно-транспортного комплекса.||


Текст и фото предоставлены пресс-службой Росавтодора.

В материале представлены фотографии следующих объектов Росавтодора:

автомобильной дороги А-147 Джубга – Сочи – граница с Республикой Абхазия (фото 1), автомобильной дороги М-8 «Холмогоры», Московская область (фото 2), обхода г. Калуги (фото 3).

Логотип Вестник Строительство