Городская цифровизация: реализация умных решений

Городская цифровизация: реализация умных решений

Проект цифровизации городского хозяйства «Умный город» реализуется в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» и нацпрограммы «Цифровая экономика»

Суть проекта — повышение эффективности управления городским хозяйством и комфортности для жизни в российских городах за счет внедрения инновационных цифровых и инженерных решений. При использовании «умных решений» в разных сферах городской жизни повышается уровень безопасности, снижаются расходы на управление и ЖКХ, улучшаются экология и транспортная доступность, в целом города становятся инвестиционно привлекательными. Подробно о smart cities с российской спецификой, экспертных оценках реализации проекта — в аналитическом обзоре Отраслевого журнала «Вестник». 

В феврале этого года на встрече премьер-министра РФ Михаила Мишустина с гендиректором государственной корпорации «Росатом» Алексеем Лихачевым руководитель многопрофильного холдинга проинформировал главу правительства о проводимой цифровизации, рассказал о перспективах в этом направлении. 
«Мы готовы взять на себя импортозамещение в CAE-системах (современные системы инженерного анализа, или системы автоматизации инженерных расчетов) на базе платформы «Логос». Такие продукты вышли на рынок, уже идет цифровизация и реализация этих продуктов за пределами госкорпорации. Проекты «Умный город», «Умный регион» реализуются, предлагаются инфраструктурные решения по ЦОДам — не только обычным ЦОДам, таким как в Удомле (самый крупный в Европе), но и по ЦОДовой мобильной платформе», — проинформировал Алексей Лихачев. 

Платформа «Логос» (основа проекта «Умный город» от госкорпорации «Росатом») является пакетом программного обеспечения для решения сложных инженерных задач, разработка которого с 2009 года ведется на базе Института теоретической математики и физики (ИТМФ) ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» в городе Сарове. Уникальные компетенции атомной отрасли в области численного моделирования аэро-, гидро- и термодинамики стали основой для создания отечественного цифрового продукта мирового класса. Так проблема отсутствия отечественных инструментов для выполнения расчетных инженерных и суперкомпьютерных задач по моделированию сложных процессов нашла свое решение. Реализуемый проект «Умные города Росатома» призван помочь пройти период цифровой трансформации: сделать цифровые технологии частью городского управления, создавать более комфортные условия для жителей и малого и среднего бизнеса, применять новые онлайн-каналы обратной связи и вовлечения горожан в вопросы городского развития. Интегрированная цифровая платформа «Умный город» госкорпорации «Росатом» является интернет-порталом с мобильным приложением и встроенными модулями по различным направлениям: закрытые (для служебного пользования), общедоступные, для жителей и для администраций муниципалитетов. Она охватывает все направления рекомендованного набора элементов «умного» города, указанных в методических рекомендациях по подготовке регионального проекта «Умные города» Минстроя России. Разработчики на 100% отечественного цифрового продукта заявляют о его полном соответствии и учете предъявляемых требований по информационной безопасности и импортозамещению.

Сто раз отмерь. Прогнозирование киберрисков. Наряду с неоспоримыми и далеко идущими перспективами от широкого внедрения цифровизации отечественная наука предвидит риски внедрения технологий «Умного города». Об этом говорят российские ученые, в том числе из Северной столицы. 
По мнению исследователей Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СпбПУ), внедрение технологии «Умного города» в Санкт-Петербурге влечет за собой риски временной утраты управления городской инфраструктурой. 
Так, удаленное управление крупными предприятиями и инфраструктурой города несет в себе риски перехвата этого управления. 
В этом случае злоумышленники могут перехватывать трафик этих систем, перехватывать управление и использовать атаки типа «отказ в обслуживании». 
Система «Умный город» предполагает использование сбора данных с камер и сенсоров города, обеспечение удобного взаимодействия жителей с элементами обеспечения жизни в городе и городской инфраструктурой.
Умнеющие города. Мнения экспертов. Наряду с планомерным развитием и реализацией широкого спектра мер по внедрению существует и другая сторона медали в реализации проекта «Умный город» в России. Так, специалисты говорят о ряде затруднений, среди которых основные — управленческая инертность, кадровый голод IT-специалистов и существующие киберриски.
По мнению Игоря Ежкова, руководителя направления ИТС Softline, введение системы «Умного города» требует качественно выстроенного структурного подхода.
«Проблема заключается в отсутствии инструментов. Для того чтобы работать с «цифрой», нужно научиться добывать, «майнить» данные, а потом их необходимо очищать и хранить. А для этого нужен специально обученный персонал. Сейчас на местах и в администрациях делать это мало кто умеет. То есть у потенциального потребителя цифровых ресурсов нет инструментов», — отмечает Игорь Ежков. 

Одним из решений проблемы может стать аутсорсинг, то есть передача части работ внешним компаниям, которые умеют делать экспертизу цифровых данных. Ведь, к сожалению, многие городские администрации даже не знают, с чего им начинать цифровизацию. «Есть большая загруженность ресурсами и в целом отсутствие понимания в этом направлении. В таких условиях просто нельзя делать проекты и инвестировать в цифровое развитие. Необходимо понять, что если есть потребность в цифровизации, нужно привлекать к этому определенных цифровых провайдеров, у которых есть все необходимые экспертизы. Это общемировая практика, в Барселоне — в том числе. Таким образом, с помощью цифровых провайдеров город освободит себя от многосторонних затрат по хранению огромного количества цифровых данных. И таких сторонних цифровых провайдеров может быть множество. В итоге город получит профессиональный анализ эффективности, сводки о текущем состоянии, исторические данные, алгоритмы предсказания событий и другие готовые данные», — указывает спикер. Важной проблемой при реализации программы «Умный город», по мнению экспертов, является отсутствие в администрациях управленцев цифровой формации и необходимых IT-специалистов. Наряду с востребованностью провайдеров цифровых услуг эксперты от «цифры» говорят о том, что пока на места не придет «оцифрованный менеджмент», ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону. 
«Нужны люди новой волны, понимающие, в чем ценность цифрового инструмента. И здесь развитие и эволюция сможет изменить сложившуюся ситуацию», — подчеркнул Игорь Ежков. 

О проблемах при широком внедрении цифровизации и реализации проекта «Умный город» говорят и другие эксперты. Своим мнением поделилась академический директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации (CDTO) ВШГУ РАНХиГС, генеральный директор Центра перспективных управленческих решений Мария Шклярук. 
Она рассказала об одном из главных затруднений для эффективного внедрения цифровизации в России — на недостаточном уровне компетенции среди управленцев в госсекторе — как в федеральных структурах, так и на местах.
«Пандемия резко активизировала необходимость запуска огромного количества онлайн-сервисов государством и бизнесом. «Цифра» в голове» — уже не дань моде, ведь в период пандемии особенно ярко стали видны, с одной стороны, успехи, а с другой — провалы во внедрении цифровизации в России. Изменились потребности граждан и скорость внедрения сервисов. Огромное количество онлайн-сервисов сейчас запускаются в таком режиме, в котором госуправление в России никогда раньше не работало. Я думаю, что решением на сегодня является не резкая смена аппарата, а обучение чиновников, систематизация опыта и его тиражирование и трансформация рабочих практик на госслужбе. Мы готовим управленцев, способных мыслить в рамках возможностей цифровой экономики и принимать цифровые решения. В период пандемии CDTO подготовил практические рекомендации для рядовых госслужащих, работающих на передовой, а эксперты Центра перспективных управленческих решений разобрались, какую роль в коммуникации чиновников играют информационные технологии, в специальном докладе «Современное рабочее пространство для госслужащих», — отметила Мария Шклярук. Говоря о вероятности замены в ближайшей перспективе искусственным интеллектом большинства госуправленцев в России, спикер отметила, что на данный момент в госсекторе широко развернуты новые цифровые инструменты для ускорения процессов принятия решений, взаимодействия с гражданами и организациями. «Моделирование тарифов на медпомощь, выявление по спутниковым снимкам мест катастроф и консультации с чат-ботом по мерам господдержки, прочие проекты начинают внедряться уже сегодня. МЧС планирует использовать искусственный интеллект для анализа изображений, ФНС задействует его для внедрения голосового ассистента для консультаций, Минпромторг с помощью нейросетей создает чат-бот, который будет консультировать пользователей по мерам поддержки. Для реализации проектов необходимо плавно перейти к алгоритмизации большинства процедур. Это позволит переложить часть работы с чиновников на искусственный интеллект, но сделать это сразу невозможно. Ключевой момент — формирование кадрового резерва руководителей цифровой трансформации, а не замена управленцев искусственным интеллектом», — сказала в заключение Мария Шклярук. 
Логотип Вестник Строительство