Самый масштабный энергетический проект в послевоенном СССР был реализован на Волге, став уникальным сооружением для своего времени. В 1950 году возведение Сталинградской (ныне Волжской) ГЭС было объявлено одной из «великих строек коммунизма» наряду с Беломорско-Балтийским и Каракумским каналами, «Магниткой», Днепровской ГЭС, БАМом и другими. Ее запуск в городе Великой Победы в ВОВ знаменовал исцеление военных ран и оздоровление послевоенной экономики страны.
Идея создания на великой русской реке каскада гидроэлектростанций появилась у инженеров еще в 30-х годах с началом индустриализации страны. Для модернизации экономики и появления тяжелой индустрии требовалось большое количество энергии. Особенно в Поволжье, подальше от неспокойной западной границы, где предполагалось разместить множество промышленных предприятий. В том числе и оборонного значения.
Использовать потенциал Волги за счет строительства шести ГЭС предполагалось в Ярославле, Чебоксарах, Угличе, Самаре, Балахне и Камышине. Однако до войны успели разработать только техническую документацию.
После войны ситуация изменилась. От «камышинского проекта» отказались в пользу его разделения на две ГЭС — в Балаково под Саратовом и близ села Верхняя Ахтуба под Сталинградом. Таким образом, уменьшалась площадь затопляемых пригодных к использованию в сельском хозяйстве земель.
Задача предстояла непростая — перекрыть Волгу русловой и двумя пойменными плотинами общей длиной 3253 метра, соорудить 27 бетонных водосливных секций и гидравлический рыбоподъемник, построить здание ГЭС высотой 71 метр из монолитного железобетона с 22 вертикальными гидроагрегатами.
Создание столь мощной ГЭС было для отечественной гидротехники нетривиальной задачей, ведь до того самой мощной советской гидроэлектростанцией был построенный при помощи американских специалистов Днепрогэс (560 МВт), имевший гравитационную бетонную плотину. А крупнейшей русловой ГЭС была Рыбинская мощностью 330 МВт.
У Мамаева кургана была построена модель ГЭС в масштабе 1:150, чтобы на макете изучить все особенности столь гигантского сооружения, варианты гашения энергии сбрасываемой воды в нижнем бьефе и пр. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 6 августа 1950 года, Сталинградская ГЭС должна была иметь установленную мощность не менее 1,785 ГВт с отметкой НПУ (нормальный подпорный уровень) водохранилища 30 метров и выработкой около 10 млрд кВт-ч электроэнергии. Этим постановлением правительства была образована строительная организация «Сталинградгидрострой» во главе с Федором Логиновым, в свое время строившим Баксанскую ГЭС в Кабардино-Балкарии и Чирчикскую ГЭС в Узбекистане.
Основным проектировщиком стал институт «Гидропроект» под руководством Сергея Жука, окончившего еще императорский Институт инженеров путей сообщения, а затем уже в качестве осужденного строивший Беломоро-Балтийский канал. Жук был освобожден условно-досрочно в 1932 году и строил в должности главного инженера последовательно Угличскую, Рыбинскую и Иваньковскую ГЭС, Куйбышевский гидроузел.
Всего в проектировании и строительстве Сталинградской ГЭС участвовали 11 научно-исследовательских институтов и около 100 проектных организаций, учебных заведений и заводских конструкторских бюро.
Газета «Правда» в N°153 от 1951 года писала: «Огромное водохранилище на Волге и самотечный канал с его обширной сетью оросительных и обводнительных систем, обсаженных зеленью, нанесут смертельный удар суховеям в Заволжье и создадут благоприятные условия для земледелия и скотоводства, выращивания лесных полос и дубрав промышленного значения. Испарение воды из волжского водохранилища и канала смягчит климат в северной части Прикаспийской низменности, опаляемой жгучими астраханскими ветрами».
Объект лагерного типа. С начала 50-х годов на объекте начались подготовительные работы. В первую очередь работали саперы: всего семью годами ранее на этом участке шли ожесточенные бои за Сталинград, мин, неразорвавшихся снарядов и авиабомб оставалось великое множество. После разминирования началась прокладка дорог, линий электропередачи, строительство временного жилья для огромного количества рабочих.
Как раз с последним возникли проблемы. Несмотря на то, что строительство ГЭС являлось «великой стройкой коммунизма», набрать достаточного количества специалистов для этого было проблематично. С одной стороны, война внесла серьезные коррективы в наличие рабочих рук, с другой, совсем неподалеку ударными темпами шла еще одна грандиозная стройка — прокладка Волго-Донского канала, куда потребовались порядка 100 тыс. рабочих. Было принято решение прибегнуть к традиционному способу — привлечь к тяжелым земляным работам заключенных ГУЛАГа, расположенного неподалеку АхтубЛАГа (содержалось свыше 26 тыс. человек). К началу 1951 года на строительстве Сталинградской ГЭС работало 6084 человека, в том числе 4969 заключенных и 1115 вольнонаемных. На пике строительства в 1958 году здесь работало почти 38 тыс. человек.
«При возведении шести из восьми волжских гидроузлов в 1930-1950-х гг. активно применялся принудительный труд заключенных ГУЛАГа, — пишет исследователь Евгений Бурдин. — В отличие от удаленных северных исправительно-трудовых лагерей, Дмитровский, Волжский, Самарский, Кунеевский и Ахтубинский ИТЛ и Городецкая ИТК создавались в центральных районах СССР с целью обеспечения рабочей силой строительства Иваньковского, Рыбинского, Угличского, Куйбышевского, Сталинградского и Горьковского гидроузлов. После 1953 года на строительных площадках Горьковской и Сталинградской ГЭС остались только вольнонаемные рабочие. По нашим подсчетам, в разные периоды заключенные составляли в среднем около 53% от кадрового состава строителей вышеуказанных гидроузлов».
Впрочем, надолго рабского труда не хватило — летом 1953 года АхтубЛАГ был расформирован. Пришлось кинуть клич комсомольцам, которые съехались со всей страны в количестве 10 тыс., главным образом неквалифицированных рабочих. Руководству «Сталинградгидростроя» пришлось обучать их без отрыва от производства — на месте был открыт гидротехнический техникум.
Энергия строительства. Промышленный и научный подъем поствоенных лет позволил привлечь к процессу строительства крупнейшей на тот момент в мире гидроэлектростанции самые последние наработки научно-технического прогресса. Многие инженерные задачи вообще были решены впервые в мировой практике. Как говорят исследователи строительства, впервые в отрасли советские ученые обосновали возможность сооружения столь крупного гидроузла на нескальных основаниях. Основанием гидротехнических сооружений служат глины, мелкозернистые пески и сцементированные песчано-глинистые грунты (алевриты). Сталинградская (перекрещенная после развенчания на ХХ съезде КПСС культа личности Сталина в Волжскую) ГЭС стала одной из первых гидроэлектростанцией в мире, где была разработана быстродействующая система возбуждения гидрогенераторов с применением управляемых преобразователей, позволившая решить проблемы устойчивой передачи энергии на большие расстояния.
Для сокращения сроков монтажа гидроагрегатов впервые начали применять крупноузловую сборку, что позволило вводить в эксплуатацию турбины не за 60, а за 49 суток.
При строительстве гидроузла было вынуто 14 млн кубометров земли, уложено 5,5 млн кубометров бетона и железобетона, более 4 млн кубометров дренажей, фильтров и каменных набросок, смонтировано 87 тыс. тонн технологических металлоконструкций, оборудования и механизмов. На работах использовались более 19 тыс. различных машин и механизмов. Уровень комплексной механизации земляных, бетонных и монтажных работ был доведен до фантастических на тот момент 97-100%.
В ходе строительства впервые разработали и применяли на стройке вибрационные машины — катки, погружатели, молоты, а также крупноблочные и крупнопанельные керамзитобетонные конструкции, гидровибробурение скважин и многие иные механизмы и технологии. Были созданы крупнейшие в стране гидротурбины, одна из которых (станционный N°1) была к тому же и опытной — на этом гидроагрегате испытывались многие передовые конструктивные решения, в частности впервые опробовали водяное охлаждение обмотки статора генератора, позднее внедренное на Красноярской ГЭС.
«Преддипломная практика на строительстве Сталинградской ГЭС была для меня самой интересной и поучительной, — вспоминал участник строительства Марк Горбовец. — Кроме всего прочего, входившего в здания по дипломной практике, перед нами была еще поставлена академиком П.А. Ребиндером (Петр Ребиндер — завкафедрой коллоидной химии химфака МГУ. — Прим. «Вестника») научная задача, связанная с отработкой химсостава средства для борьбы с пылью. Строители рыли огромный котлован, и сотни большегрузных самосвалов вывозили этот вырытый грунт. При проезде машин по глинистому грунту образовался полуметровый слой пыли. Это было бедствие. Машины двигались вдаль дорог в пыльном тумане. Двигатели машин разъедала эта пыль, и через два-три месяца машины выходили из строя. П.А. Ребиндер придумал ряд химических составов для полива, и мы должны были фиксировать результаты».
Волгу перекрывали при помощи бетонных тетраэдров, которые впоследствии успешно использовались при берегоукрепительных работах на реках и морях страны. Официальный срок перекрытия Волги — 31 октября 1958 года. Через реку перебросили широкую канатную дорогу, по которой перемещались стройматериалы. Аналогичную использовали немцы, когда строили временный мост через Керченский пролив во время войны.
«Успешное строительство гидроэлектростанции во многом зависит от своевременного ввода в строй подсобных предприятий и жилищ для рабочих и служащих, — писал Федор Логинов в 1951 году. — На левом берегу Волги, где располагаются основные сооружения — гидроузлы, сейчас полным ходом строится поселок, а вернее, новый город для работников «Сталинградгидростроя». Кроме того, начато строительство многоэтажных жилых домов в центре Сталинграда. Участники грандиозной стройки на Волге будут жить не в бараках временного типа, а в каменных домах, имеющих все коммунальные удобства.
На левом берегу Ахтубы сооружаются и намечены к постройке авторемонтный и ремонтно-механический заводы, гаражи, деревообделочный завод, всевозможные мастерские, базы механизации, мощные бетонные заводы и различные подсобные предприятия. В самый разгар строительства гидроэлектростанции они должны ежедневно давать стройке до 16 тыс. кубометров бетона. Деревообделочные предприятия «Сталинградстроя» рассчитаны на переработку 1 тыс. кубометров леса в сутки.
В настоящее время на стройке работает свыше 30 передвижных электростанций, подготовлена площадка для установки двух энергопоездов. Но все же электроэнергии недостаточно, а потребность в ней растет. На левый берег Волги перебрасывается высоковольтная линия».
Налаживание инфраструктуры помогло из бывшего села Верхняя Ахтуба построить целый город Волжский с 300-тысячным населением, часть которого составляли строители и освободившиеся заключенные АхтубЛАГа.
В 1961 году получившая новое имя Волжская ГЭС была принята государственной комиссией и введена в эксплуатацию, став на тот момент крупнейшей в мире (сегодня — в десятке крупнейших и самая мощная в Европе. Лидеры: ГЭС «Три ущелья» на Янцзы в Китае — 22,5 ГВт, бразильская «Итайпу» на Паране — 14 ГВт, в их числе и российская Саяно-Шушенская ГЭС — 6,4 ГВт).
По расчетам энергетиков, себестоимость ее электроэнергии была в 9 раз ниже себестоимости электроэнергии тепловых электростанций, строительство ВГЭС позволило отказаться от сжигания 5 млн тонн донецких углей и окупилось уже к 1967 году. Благодаря такому источнику дешевой энергии Волгоград стал в 70-80-х годах одним из мощнейших промышленно развитых центров СССР.