Ставка на надежность и производительность

Ставка на надежность и производительность

Производители асфальтосмесительных заводов наращивают поставки под перспективы динамичного дорожного строительства

Национальный проект «Безопасные качественные дороги» стал драйвером развития производства асфальтосмесительных заводов. На рынке России конкурируют несколько десятков крупных поставщиков АСУ, реализуя совокупно до 100 таких объектов в год. Требования к качеству и надежности заводов у дорожников довольно высокие: именно от этого фактора во многом зависит сотрудничество с государством.

Российский дорожный комплекс проходит очередной этап реформирования, связанный как с довольно существенным ростом федерального и муниципального финансирования (нацпроект, дорожные фонды, государственные и региональные программы, связанные со строительством дорог и сопутствующей инфраструктуры), так и с усилением контроля со стороны государства.

Эту тему на контроле держит лично президент РФ Владимир Путин, который не раз подчеркивал важность и даже жизненную необходимость качественной дорожной сети для развития такой большой страны, как Россия. При этом изменения коснулись не только денег и законов, стремительно меняется и сама дорожная отрасль, появляются новые технологии укладки дорожного покрытия, техника, оборудование для производства.

Один из ключевых для отрасли сегментов — производство асфальтобетонной смеси — также стремительно меняется. Уже несколько лет продажи асфальтных заводов устойчиво растут на 10-12% в год, на рынке активно развиваются как отечественные производители, так и зарубежные бренды.

Последние, как показывает анализ рынка, активизируются: так, в 2022 году зафиксирован рост поставок АСУ на территорию РФ на 14,5% по сравнению с 2021 годом, в 2023-м — уже 25,3% (по состоянию на 1 июля 2023 года). Грядущий в октябре День работников дорожного хозяйства — хороший повод обратиться к этой теме, посмотрев на основные тенденции и лидеров, определяющих развитие отрасли.

Дорога роста. По данным Росавтодора, за последние три года только в рамках нацпроекта в нормативное состояние приведено более 48 тыс. км дорог, а общая площадь укладки дорожного покрытия составила свыше 400 млн кв. м. — эта цифра соизмерима с площадью 56 тыс. футбольных полей.

По итогам 2022 года, как ранее в ходе оперативного совещания отмечал вице-премьер Марат Хуснуллин, было построено или реконструировано более 1,2 тыс. км дорог, привести в нормативное состояние удалось порядка 30 тыс. км федеральных и региональных дорог. Всего за последние три года общая протяженность построенных и реконструированных дорог составила более 3 тыс. км, отремонтировано свыше 80 тыс. км. Показательна и сумма, выделенная дорожникам, — 1,7 трлн рублей в 2022 году. Никогда в истории Россия не тратила столько на строительство и реконструкцию дорог! Беспрецедентное по масштабам дорожное строительство потребовало адекватного производственного обеспечения. По подсчетам Росавтодора, только задействованных в рамках реализации нацпроекта асфальтосмесительных заводов порядка тысячи, всего в России, по данным DISCOVERY Research Group, ежегодно продается около 100 АБЗ. Аналитики агентства отмечают, что значительная доля продаваемых в России асфальтобетонных заводов импортного производства.

В настоящее время наблюдается ротация иностранных компаний, присутствующих на российском рынке. По данным аналитического сервиса «Глобус ВЭД», часть производителей ушла с рынка (Китай — 10, Турция — 4, Германия — 3, Южная Корея — 2, Болгария — 1). На их место пришли новички — 21 компания из 4 стран (Китай — 15, Турция — 4, Италия — 1, Индия — 1). Сегодня на рынке производителей АСУ присутствует 37 компаний из 5 стран, в том числе Китай — 28, Турция — 5, Италия — 2, Индия — 1, Польша — 1. Доминирование китайских производителей объясняется не только изменением конъюнктуры рынка, но и серьезным технологическим рывком, который сделали фабрики из Поднебесной в последние десять лет. По отзывам представителей российских дорожников, сейчас китайские АСУ по своим технологическим и качественным характеристикам идут в одном сегменте с европейцами. Ведущие китайские производители АСУ используют высококачественный металл (одна из важнейших характеристик для работающих в крайне агрессивной среде узлов и агрегатов), отлаженную логистику, выстроенную систему обслуживания и технической поддержки. Российские производители АСЗ также присутствуют на рынке, однако пока они не могут удовлетворить растущий спрос, да и комплектующие, как правило, используют импортные.

Лидером российского рынка асфальсмесительных установок, по данным аналитического центра МИД «ЕвроМедиа», является китайская FUJIAN TIETUO MACHINERY CO. LTD (на фото), которая по итогам 2022 года продала в РФ 26 новых АБЗ. Всего в России на сегодняшний день работает более ста заводов этой китайской компании — наилучший результат среди действующих производителей.

Стоит отметить, что китайские производители, и в первую очередь как раз FUJIAN TIETUO MACHINERY, стремительно наращивают поставки, пользуясь не только растущим спросом дорожных компаний, но и уходом с российского рынка традиционных конкурентов. По сравнению с 2021 годом FUJIAN TIETUO MACHINERY вдвое увеличила поставки АСЗ в Россию, доведя свою долю на локальном рынке до 25%, а в будущем — до 50%. Такую задачу на пятилетнюю перспективу ставит менеджмент головного предприятия в Китае, для которого российский рынок является одним из ключевых.

Отраслевое перевооружение. Представители дорожных компаний отмечают, что в последние годы отрасль активно модернизируется как в части оборудования, так и в технологиях. Приобретаются новые заводы, поскольку большинство старой техники просто не справляется с необходимым объемом выдаваемой готовой смеси, а также заточено на устаревшие требования и рецепты. Так, как рассказал «Вестнику» гендиректор АО «Башкиравтодор» Ильдар Юланов, руководством компании принято решение о приобретении четырех-пяти новых асфальтных заводов — они должны покрыть потребности в новом дорожном строительстве и ремонте дорожного покрытия. Дорожники отмечают, что с 2020 года действуют новые госстандарты, регламентирующие процессы подбора, производства и контроля качества асфальтных смесей, они приходят на смену старым, которые уже не отвечают современным нагрузкам на полотно. Необходимость соответствия госстандартам — еще один фактор добровольно-принудительного обновления оборудования, поскольку, как отмечают эксперты, государство в лице Росавтодора внимательно следит за технологиями производства дорожных материалов. «Эти технологии прописываются в тендерных документах. Тот, кто работает на допотопном оборудовании, просто не получит контракт», — отмечает представитель одной из дорожных компаний Ростовской области.

Высокая конкуренция и необходимость работать с минимальной прибылью также заставляют дорожников обращать внимание на новые асфальтовые заводы. В частности, практически все производители предлагают оборудование с высокой степенью автоматизации, когда за процессом следит буквально один человек, просто контролирующий машины. Автоматика же полностью высчитывает пропорции, загружает их в емкости, следит за временем приготовления и качеством продукции на выходе. Очевидно, что такое решение не только производственно оправданно, поскольку минимизирует человеческий фактор, но и выгоднее для собственника. Стоит отметить и тенденции в природоохранном законодательстве, которое с каждым годом становится все более суровым, а проверок в этой части становится все больше. Как отмечают дорожники, очистное оборудование и специальные фильтры устанавливаются и на старые заводы, однако их апгрейд может обойтись едва ли не дороже нового предприятия.

Логистика и сервис. Строительство и ремонт дорог жестко контролируются государством — это касается как качества, так и сроков исполнения контрактов. Нарушители могут довольно легко попасть в перечень недобросовестных поставщиков, поэтому к выбору оборудования компании, заинтересованные в долгосрочной работе на этом рынке, подходят крайне тщательно. Кроме того, бывают срочные подряды, а значит, смонтировать завод нужно не только качественно, но и быстро, здесь уже главную роль играют опыт и возможности поставщика. Специалисты компании «ТТМ Россия» отмечают, что, как правило, с момента подписания контракта до ввода в эксплуатацию завода проходит около 3 месяцев: 1,5 месяца нужно на изготовление, еще полтора на логистику и сборку. Качество перевозки будущих элементов завода — один из факторов его корректной работы в будущем, поэтому компания использует свои уникальные логистические технологии, позволяющие доставить завод не только быстро, но и бережно. «На этапе сборки важно, чтобы у команды был большой опыт, потому что некачественно смонтированное оборудование не прослужит долго и вскоре потребует дорогостоящего ремонта. У нас, например, опыт очень большой, в России сегодня работают более ста асфальтосмесительных установок FUJIAN TIETUO MACHINERY, которые смонтированы и обслуживаются силами нашей компании», — отмечают в «ТТМ Россия». Надежное гарантийное и сервисное обслуживание — еще один важный фактор, который необходимо учесть при выборе бренда-производителя асфальтового завода. «В России оптимальный сезон дорожных работ не так долог, поэтому нужно соблюдать строгий график. Чтобы наше оборудование не простаивало, мы не только гарантируем поддержку клиентов в режиме 24/7 (как удаленно, так и с выездом сервисных бригад на место), но и в кратчайший срок поставим на предприятие нужные запчасти или вышедшие из строя агрегаты. Для этого в Самаре открыт собственный склад запчастей, что позволяет быстро заменять вышедшие из стоя элементы, не дожидаясь поставки из-за границы», — отмечают в «ТТМ Россия».

5 крупнейших производителей асфальтных заводов в России

Название компании-производителя Количество проданных асфальтовых заводов, шт.
1 FUJIAN TIETUO MACHINERY CO. LTD 26
2 Aimix 14
3 NFLG 11
4 ALmix 7
5 «Уфадормаш» 4

Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие компании — производители асфальтобетонных заводов и асфальтосмесительных установок промышленного типа. Основным критерием для ранжирования является количество проданных заводов на территории РФ в штуках за 2022 год. Для составления рейтинга использованы собственные подсчеты, данные самих компаний, а также аналитика из открытых источников (корпоративные отчеты, отраслевые СМИ, исследования специализированных аналитических центров и т.д.).
Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.

Логотип Вестник Строительство