В суете городов…
— Нас инстинктивно влечет к среде, которая давала нашим предкам жизнь и оберегала их от смерти. Наверное, поэтому самое дорогое жилье — построенное на вершинах холмов или склонах гор с видом на водные просторы. В мегаполисах кусочки живой природы ценятся особенно высоко, близость к ним считается престижной. В незнакомом городе нас тянет к садам и скверам. А, например, в Ванкувере, расположенном между Скалистыми горами на востоке и Тихим океаном на западе, даже закон велит застройщикам уважать священные связи с естественной средой и не загораживать вид на окружающие красоты.
Стремление к природе объясняется просто: пейзажные виды снижают нервное напряжение, стабилизируют сердечную и мозговую деятельность. И даже наш когнитивный аппарат начинает работать иначе. На природе мы двигаем глазами не так, как в городе: время фиксации взгляда сокращается, мы беззаботно перемещаем внимание с одного предмета на другой, не задерживаясь на мелких деталях.
При этом большая часть населения земли живет в крупных городах, где ежедневно взаимодействует с сотнями и тысячами людей. Это изначально противоестественно человеческой природе. Ведь по наблюдениям исследователя Роберта Дандбара, размер социальной группы людей, у которой мозг способен приспосабливаться к условиям среды, не может быть более 150. Таким образом, как только размер группы превышает полторы сотни человек, наш мозг теряет способность вживаться в данную среду. Неудивительно в связи с этим, что жители городов гораздо больше подвержены влиянию стрессов, чем жители сельской местности. Нам приходится постоянно справляться с нервным возбуждением, вызванным в том числе огромным количеством машин и пробками, что приводит к повышению давления и выбросу кортизола в кровь. Как показали ежедневные замеры уровня кортизола в крови у жителей в пригородах и центре города, уровень стресса от проживания в центре города доходит до уровня стресса, который испытывает пилот истребителя.
В частности, проводились замеры уровня стресса людей, переходивших через улицу с интенсивным движением в городе Мумбаи. Этот мегаполис выбран в качестве экспериментального неслучайно: пожалуй, не существует более затрудненного для пешеходного движения города во всем мире. Там есть легендарный перекресток с постоянным дорожным движением при отсутствии светофоров и регулировщиков, и жители, чтобы перейти дорогу, вынуждены применять комбинации балета и паркура. Казалось бы, что такого: просто перейти улицу, при этом немного попереживав. Но когда такие эмоции сопровождают людей в постоянном режиме, стресс становится хроническим, а это вызывает большие проблемы со здоровьем.
Дружественная среда
— Многочисленные исследования показывают, что люди, живущие в более зеленой среде, чувствуют себя счастливее и защищеннее. Их ощущения не случайны: по данным нескольких контролируемых полевых исследований, уровень агрессии и преступности в зеленых кварталах в целом ниже. Люди, живущие среди зелени, чаще общаются друг с другом, лучше знают своих соседей и демонстрируют такую степень социальной сплоченности, которая не только предохраняет их от определенных видов психических патологий, но и помогает предотвратить мелкие преступления.
Урбанист Чарльз Монтгомери в книге «Счастливый город» говорит о необходимости нового подхода к проектированию городов. По его мнению, город должен стимулировать аффилиативное поведение жителей, в том числе с помощью общественных пространств, располагающих к налаживанию дружеских связей, а также зеленых зон и малоэтажных комплексов.
Природа влияет на состояние здоровья человека и даже на демографию. В крупных городах, где есть достаточное количество парков, в том числе маленьких сквериков, общественных садов, физическое и психическое здоровье людей лучше по сравнению с теми районами и городами, где такие зеленые зоны отсутствуют. Проведя исследования активности человеческого мозга, сделан вывод, что даже в небольшом парке человек испытывает ощущение расслабленности. Позитивный результат также дает и включение элементов живой природы в фасады.
На самочувствие человека огромное влияние оказывает не только наличие зеленых зон, но и общая благоустроенность в городе, ощущение порядка. Так, согласно теории «разбитых окон», разработанной политологом Джеймсом Уилсоном и криминалистом Джорджем Келлингом в 1969 году, беспорядок в городе — разбитые или заколоченные досками окна, мусор или граффити — явно сигнализирует о том, что об окружающей среде никто не заботится, и это равнодушие провоцирует преступления. Данная теория была с энтузиазмом воспринята городскими властями: мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани приложил огромные усилия, чтобы облагородить станции метро, и объявил войну мелким правонарушениям. Результатом этой работы стало заметное снижение количества серьезных преступлений в городе.
Психология высотного строительства
— Переходя непосредственно к проблемам психологии высотного строительства, необходимо отметить два аспекта — это взгляд изнутри и взгляд снаружи, потому как посмотреть на высотное здание можно с двух сторон: с точки зрения человека, который живет в здании, и с точки зрения пешехода, который проходит мимо.
Множество исследований подтверждают, что жизнь в высотных зданиях всегда связана с определенным уровнем стресса. Например, детям, живущим в высотках, жизнь может казаться сложнее, потому что они отделены от улицы и природы. Женщины также испытывают эмоциональное напряжение в таких зданиях, поскольку изоляция в высотке не отвечает древней классической женской роли хранительницы очага. Испытывают стресс и живущие в высотках пожилые люди. Результатом этого становится просоциальное поведение жителей небоскребов. Так, в результате одного из экспериментов выявлено, что большим уровнем отзывчивости и добрососедства в сравнении с обладателями квартир в небоскребах наделены жители домов средней этажности.
Есть ли какой-то способ снизить негативное влияние на жизнь людей, живущих в высотных зданиях? Конечно. Существует несколько способов прекратить отрицательное воздействие небоскребов на здоровье их жителей. Первое и самое важное — в высотных зданиях необходимо предусматривать создание общественных пространств. Конечно, речь не идет о классических высотках, построенных в 60-70-е годы 20-го века, — эти здания больше похожи на ульи со множеством людей, которые находятся вне своих квартир, только когда поднимаются или спускаются в лифте. Надо проектировать другие высотки, где предусмотрены площади для общественного пользования, места для совместного отдыха и приготовления пищи. Такие зоны должны быть распределены по всему зданию. И если мы найдем способ создать атмосферу высотного здания, при которой определенное количество жителей будут постоянно встречаться, то атмосфера в доме будет совершенно другой.
Скуке — бой!
— Говоря о влиянии высотного здания на прохожих, хотелось бы вспомнить опыт известного градостроителя Яна Гейла, который, наблюдая за пешеходами, выяснил, что мимо невыразительных фасадов люди проходят быстрее, чем вдоль оживленных фасадов. Они с меньшей охотой останавливаются или хотя бы поворачивают голову в сторону безликих зданий. Пешеходы несутся вперед, пытаясь прорваться сквозь неприятное однообразие улицы.
Безликие здания не нравятся нам, потому что мы биологически предрасположены к стремлению находиться в местах, где присутствует какая-то увлекательность. Когда мы гуляем по длинным, почти не содержащим информации улицам в пригороде или банковских районах больших городов, мы умираем от скуки и вдобавок можем испытать некомфортное чувство перегруженности.
Скука не только вызывает дискомфортные ощущения и повышение уровня гормонов стресса. Самое опасное, что она может негативно сказаться и на нашем поведении. Обследования людей, страдающих различного рода зависимостями, включая наркотическую и игровую, показали, что уровень скуки среди этой группы, как правило, выше и что состояние скуки — один из самых распространенных предвестников ухудшения состояния или рискованного поведения.
Выводы ученых можно рассматривать как нейробиологическое обоснование идеи о том, что у архитекторов есть веские причины обращать внимание на факторы, способствующие скуке, и что сложная среда способна влиять на организацию и работу нашего мозга. Наверное, полагать, будто вид скучного здания может навредить здоровью, — это уже слишком, но как насчет накопленного эффекта от ежедневного погружения в угнетающую и скучную среду?
Эту информацию должны использовать архитекторы при проектировании зданий: просто изменив вид и физическую структуру нижней (высотой всего 3 метра) части фасадов, можно добиться совершенно иного подхода к использованию города его жителями. Во многих городах мира действуют тщательно выверенные строительные нормы и правила, согласно которым фасады должны выглядеть веселыми и полными жизни. Например, в Стокгольме, Мельбурне и Амстердаме, согласно нормам, нельзя просто выстроить новое здание — оно должно соответствовать другим сооружениям по соседству. Кроме того, ограничено допустимое количество дверных проемов в расчете на погонный метр тротуара, и существует предписание, благодаря которому прозрачность фасадов достигается за счет наличия окон с двусторонней просматриваемостью. Как отмечает Ян Гейл, хороший город должен быть устроен таким образом, чтобы среднестатистический пешеход, двигающийся со скоростью 5 километров в час, встречал новое интересное место примерно каждые пять секунд.
Архитектор обязан быть психологом
— Еще один важный момент, который влияет на настроение прохожих и заставляет либо в восторге замедлять шаг, либо ускоряться, стараясь скорее пройти определенный участок улицы, — геометрия зданий. Ученые, исследующие вопросы психологии и эстетики, давно пришли к выводу, что все мы предпочитаем плавные изгибы острым углам. Это пристрастие проявляется в том числе и в архитектуре. Мы воспринимаем гибкие линии как нечто мягкое, манящее и красивое, в то время как острые края кажутся нам отталкивающими и сигнализирующими о риске. Контраст между нашими реакциями на эти два типа контуров предполагает, что даже неярко выраженные особенности застроенной среды могут вызывать сильный негатив. При этом плавные линии и острые углы оказывают сильное воздействие на наше поведение: мы можем чувствовать себя счастливыми и расслабленными либо же, напротив, беспокойными и напуганными.
Конечно, это вовсе не говорит о том, что все архитекторы обязаны закладывать в свои проекты исключительно круглые элементы, но они должны принимать во внимание потенциал психологического воздействия будущего здания. Не стоит позволять архитектору беспрепятственно строить любое сооружение, которое придет ему в голову. Тем более многие архитекторы говорят о том, что люди могут воспринимать построенное здание не так, как этого ожидал автор проекта. То есть предпочтения обывателей порой совершенно не совпадают с эстетическими взглядами архитектора. Расхождение может объясняться в том числе и разницей в образовании. Конечно, здание — это безусловное творение архитектора, но в отличие от произведений таких видов искусства, как живопись, кинематограф или скульптура, законченное строение должно каждый день приносить пользу и играть позитивную роль в жизни тех, кто им пользуется. Архитекторы несут ответственность перед обществом, они должны заботиться о том, чтобы здание хорошо выполняло свою задачу и вписывалось в окружающий ландшафт. А это значит, что при проектировании зданий в городах необходимо быть в определенной степени психологами, просчитывая при выборе высотности здания и его архитектурных особенностей все возможные последствия.