Чего не хватает России

Чего не хватает России

В 2022 году рубрике «Чего не хватает России» исполнилось 10 лет.

Задумка была и остается в том, чтобы задавать вопрос «Чего не хватает России?» людям, ответственным за внешний облик страны: архитекторам, строителям и другим экспертам. За эти годы редакция журнала подготовила около 50 опросов на разные, но всегда актуальные темы. Нововведения или тенденции, будь то градостроительные регламенты, изменения в системе СРО, закон о КРТ или внедрение ТИМ, находили отражение в материалах. К 10-летнему юбилею мы решили вспомнить часть ярких тем и задать экспертам один вопрос: что изменилось со времени нашего общения в сфере градостроительства/архитектуры/инфраструктуры и т.п.?

Отраслевой журнал «Вестник» — первое издание, с которого начиналась история холдинга «ЕвроМедиа». В 2022 году и холдингу, и журналу исполнилось 20 лет. В свете этого 10-летие рубрики «Чего не хватает России» является очень символичным событием.

«Вестник» родился на Юге России, начинал с освещения жизни Ростовской области, далее всего Южного федерального округа, а в итоге превратился в альманах всероссийского масштаба, который привлекает к обсуждению тем экспертов международного уровня.

В соответствии с этим первые эксперты рубрики представляли чаще всего Ростов-на-Дону или Краснодар и говорили о развитии этих городов. Именно поэтому, отдавая, так сказать, дань традиции, в юбилейном материале рубрики мы решили отдельно поговорить о них.

О развитии Краснодара в последние 10 лет нам рассказал постоянный эксперт издания, заслуженный архитектор России Юрий Рысин, который начинал работать с нашим изданием в статусе руководителя департамента по архитектуре и градостроительству, главного архитектора Краснодарского края, а сейчас занимает пост советника губернатора региона. О Ростове-на-Дону мы поговорили с другим нашим постоянным экспертом — председателем правления Ростовской областной организации «Союз архитекторов России», почетным архитектором России Алексеем Полянским.

Неоднократно в рубрике «Чего не хватает России» мы рассуждали о том, как создать максимально комфортную среду для жизни. И говорили об этом с такими людьми, как президент Союза архитекторов России Николай Шумаков, архитектор и президент компании «Сергей Скуратов Architects» Сергей Скуратов, главный архитектор института «Горпроект» Филипп Никандров, сооснователь и партнер Buromoscow Юлия Бурдова, основатель archipeople.ru Людмила Малкис, и многими другими. В юбилейном материале о трендах создания устойчивой среды мы пообщались с генеральным директором архитектурного бюро ASADOV Андреем Асадовым.

Не один материал рубрики был посвящен чемпионату мира по футболу, который прошел в России в 2018 году, ведь это событие дало ощутимый толчок развитию тех городов, которым выпала честь принять его у себя. Один из первых материалов рассказывал о концепции формирования архитектурно-художественной среды исторического центра города на 2013-2017 годы, разработанной департаментом архитектуры и градостроительства Ростова-на-Дону в рамках подготовки города к ЧМ. О том, какое наследие оставил чемпионат, рассказал наш постоянный эксперт — глава архитектурного бюро MAD Architects Мария Николаева.

Кроме того, мы подняли вопросы развития зеленого строительства в России. Недавно ДОМ.РФ представил рынку систему сертификации жилья по «зеленому» стандарту, но насколько мы действительно продвинулись во внедрении таких технологий, учитывая тот факт, что в нынешних условиях акцент смещается в сторону привычных ресурсов вроде нефти и газа? По этому вопросу свое мнение высказал основатель и руководитель PRYSM GROUP Ярослав Усов, с которым мы уже рассуждали на эту тему более 5 лет назад.

И еще одна тема, которой мы решили уделить внимание, — это развитие в России технологий информационного моделирования. Мы подняли этот вопрос в рубрике еще в 2016 году, когда подробно писали о плане поэтапного внедрения технологий BIM в области гражданского и промышленного строительства России. За последние годы скачок в этом направлении произошел поистине грандиозный, своими мыслями о ключевых событиях поделилась руководитель управления ТИМ градостроительного института «Мирпроект» Полина Зайцева.

И конечно, не могли обойти стороной тему комфортного жилья. О том, какими должны быть наши дома и квартиры, в рамках рублики рассуждали множество застройщиков и девелоперов, таких как «РГ-девелопмент», компания «Брусника» и другие. В юбилейном материале мы поговорили об этом с главой компании «Атомстройкомплекс», заслуженным строителем РФ Валерием Ананьевым.

Редакция Отраслевого журнала «Вестник» выражает благодарность всем экспертам рубрики и особую признательность тем, кто делится с нами своими авторитетными мнениями уже много лет. Уверены, что в будущем у нас будет еще немало интересных тем для обсуждения.

Алексей Полянский, председатель правления Ростовской областной организации «Союз архитекторов России», почетный архитектор России:

— Ровно 10 лет назад, в 2012 году, Ростов-на-Дону был выбран одним из городов для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. И весь период с того времени характеризовался знаковыми, хоть иногда и непростыми переменами. Первое событие, которое бы я выделил, — это принятие решения о размещении в левобережной зоне города стадиона «Ростов Арена» и, соответственно, инфраструктуры, которая бы его поддерживала. Были люди, которые предлагали, например, реконструировать существующий стадион СКА, но время все расставило по местам, и принятое в итоге решение я считаю верным. Второе значимое событие — перенос на новую площадку из города аэропорта. По сути на тот момент старый аэропорт стал бесперспективным объектом, чье развитие в черте города было сковано и влекло за собой негативное влияние на территорию в целом. Эти события я рассматриваю как вехи на пути к понимаю, что есть не просто город Ростов-на-Дону, а есть Ростовская агломерация.

Закономерно мы наблюдали и продолжаем наблюдать бурное развитие транспортной инфраструктуры. На берегу Дона появилась магистральная связка, которую можно считать предтечей новой крупной дороги вдоль реки — дублера улицы Левобережной. Это проспект Бориса Слюсаря. По идее он должен быть продолжен минимум до Аксайского моста. Это уже будет настоящая дорога на высоких отметках, не подверженная риску затопления. Она могла бы стать самым ближним обходом центральной части города Ростова-на-Дону.

Из знаковых объектов я бы еще отметил строительство Темерницкого моста. В свое время реализация этого проекта поразила нас скоростью, с которой могут возводиться серьезные инженерные сооружения. Другие интересные работы, которые проходили и проходят в данный момент у нас на глазах,— это реконструкция Ворошиловского моста и строительство Южного подъезда, Северный обход, а также Восточный обход Аксая, которым мы сможем пользоваться в скором времени. Все они позиционируют Ростов как город-миллионник, центр агломерации и выполняют главную задачу — снимают нагрузку с существующих подъездов и улучшают транспортную ситуацию в самом городе, снижая поток транзита. Кстати, что касается ситуации внутри Ростова, я всегда был и остаюсь адептом трамвая, ведь это яркий символ города. Сейчас власти обратили внимание на этот вид транспорта, совместно с компанией «Синара» разработан масштабный проект, и я с надеждой смотрю на будущие возможности развития трамвайной сети, особенно в рамках агломерации.

Чемпионат 2018 года стал фактором и импульсом комплексного развития города. Среднесрочные и долгосрочные проекты выстроили вектор, по которому город продолжает развиваться и сейчас. Вот мы вынесли аэропорт за пределы города и получили порядка 350 га новой территории, что позволило развивать жилищное строительство и формировать общественные пространства. В левобережной зоне рядом со стадионом строится новый микрорайон как еще один шаг к развитию этой части Ростова-на-Дону. Все эти логически взаимосвязанные события, реализуемые на основе генерального плана города, выстраиваются в единую систему, которая может претендовать на звание последовательной градостроительной политики.

Юрий Рысин, советник губернатора Краснодарского края, заслуженный архитектор России:

— За последние 10 лет Краснодар бурно развивался. В какой-то период эксперты спорили, стал он миллионником или нет. Сейчас здесь проживает уже 1,7 млн человек. Теперь он однозначно входит в список самых крупных городов страны. Да, взрывной рост численности населения не мог не спровоцировать проблемы с инфраструктурой. Но с другой стороны, такие темпы миграции трудоспособного населения открыли огромные возможности экономического развития. Следуя принципам агломерационного развития, на границах города и прилегающих к нему территорий появляются технопарки и новые производства. Что касается ввода жилья, то сегодня это не менее 1,5 млн кв. метров в год, а по коммерческой недвижимости на душу населения у нас вообще одни из самых высоких показателей в стране. Развитие жилищной сферы закономерно сопровождается ростом количества социальных объектов. За последние 10 лет в городе стало ощутимо больше школ и детских садов, процессы проектирования и строительства новых образовательных учреждений держит на контроле лично губернатор Краснодарского края. Активно развивается сфера здравоохранения. Например, постоянно обновляются 1-ая клиническая больница и Детская краевая больница. Началось освоение большой территории на северо-востоке города, там появится целый медицинский кластер, первым объектом там станет уникальный онкологический центр, запроектированный с учетом всех современных достижений науки. Не могу не сказать про развитие объектов спорта. Несколько лет назад наш город и в частности спортивный кластер посещал президент РФ Владимир Путин, он назвал этот комплекс «Городом спорта». Сегодня здесь возведены уникальные, я бы сказал, олимпийского класса объекты: плавательный бассейн, «Баскет-холл», Ледовый дворец, тренажерные залы. Будут возведены Дворец единоборств, Академия тенниса и другое. Это серьезный проект, отчасти потому что его финансирование осуществляется за счет краевого бюджета. Город активно развивает транспортную инфраструктуру. В свое время принято важное решение о сохранении и развитии в Краснодаре трамвайной сети. Этот момент зафиксирован и в новом генплане города, а этот документ считается одним из самых современных в стране. Российской академией архитектуры и строительных наук в 2020 году он признан лучшим концептуальным градостроительным проектом. Трамвай — это тот вид транспорта, который имеет выделенную полосу и, соответственно, повышенную скорость движения. Кстати, что касается транспортной нагрузки внутри города, то эти вопросы решаются за счет федеральных и краевых программ, строятся объездные дороги, например, дальний западный обход Краснодара, он позволит убрать из города транзит и тяжелый транспорт. У нас, кстати, один из самых высоких уровней автомобилизации в России, поэтому это важно. За 10 лет кардинально изменилась ситуация с благоустройством. Реализованы сотни проектов по устройству скверов, парков, дворовых пространств. В числе самых заметных объектов я бы назвал набережную с бульваром в Юбилейном микрорайоне, также в городе появилось много фонтанов. Не могу не сказать про стадион футбольного клуба «Краснодар» и великолепный парк — сейчас это один из главных символов города. Наверное, нет такой сферы, в которой город не развивался бы в последние годы. Все это и делает Краснодар столь привлекательным и перспективным местом для жизни и работы.

Андрей Асадов, руководитель архитектурного бюро ASADOV: 

— Многочисленные проекты, которые разработало наше бюро, дали понимание, какие решения способствуют устойчивости современной архитектуры и градостроительства, что живет десятилетиями, а что не выдерживает проверку временем. На основе многолетнего опыта нашей работы я бы выделил пять трендов нового качества среды.

Первый из них — многофункциональность и самодостаточность. Это то, что лучше всего видно в проектах городского масштаба, то самое комплексное развитие территорий. К примеру, в проекте развития территории старого аэропорта в Ростове-на-Дону, разработанном совместно с Ростовской администрацией и РНИИПИ Градостроительства, предполагалось создание полноценного городского района, в котором жилая функция дополняется развитой общественной инфраструктурой, включающей правительственный квартал, концертный зал, школу искусств, технопарк, медкластер, культурные, деловые и рекреационные функции. Интересная деталь — в данном проекте мы предложили реновацию бывшей взлетной полосы, положив поверх бетонной поверхности специальный «пирог» со слоем грунта, пригодный для высадки деревьев. Озеленение, особенно в южном климате, ощутимо повышает капитализацию всей жилой застройки. Другой пример — это комплекс «Русская Европа» в Калининграде. По инициативе частного застройщика, компании «Авангардинвест», здесь создается максимально разнообразная и самодостаточная среда. Например, разведены пешеходные и автомобильные потоки, создана непрерывная цепочка общественных пространств, планируются небольшие каналы с пешеходными набережными.

Второй тренд в том, что возможности современного проектирования позволяют создавать гораздо более свободные, органические пространства, не скованные жесткой прямо-
угольной геометрией. Возможности органической геометрии мы изучили в собственном исследовательском проекте под названием «Микрогород». Мы разработали небольшой автономный город, начиненный архитектурными, строительными и функциональными инновациями. При этом это вполне конкурентный продукт благодаря четко продуманной экономике и оптимальному соотношению жилой и общественной застройки. Сейчас мы развиваем данную концепцию и какие-то из решений применяем в других проектах.

Третий тренд, ярко обозначенный пандемией, — это промежуточные пространства. В четырех стенах у человека должен быть доступ к естественной природной среде. Это всевозможные балконы, лоджии, террасы и эксплуатируемые кровли, которые пока не так часто встречаются в городе.

Четвертый тренд — это гибкость и трасформация, что важно в условиях современной застройки, когда функции объекта могут меняться гораздо быстрее, чем срок его службы. Этот принцип хорошо прослеживается в проектах образовательных учреждений, с которыми мы работаем.

И последний, пятый тренд связан с присутствием природной среды в городе. По моему глубокому убеждению, чем более активно и плотно ведется застройка городской среды, тем более насыщенными и качественными должны быть общественные пространства. В качестве примера я приведу редевелопмент территории завода ЗИЛ, где крупные девелоперы создают высокоплотную застройку. Но она уравновешивается насыщенной программой благо-
устройства. Так, один из объектов, в разработке которого мы участвовали вместе с Институтом Генплана Москвы, — набережная Марка Шагала. Данная концепция призвана не только привести в порядок прибрежные территории, но и вдохнуть в них жизнь. Природа сама по себе прекрасна и самодостаточна, и ее важно стараться включать полноценно в городскую среду.

Ярослав Усов, канд. арх., основатель и руководитель PRYSM GROUP:

За последние 5 лет какого-либо существенного скачка в развитии и внедрении зеленых технологий у нас так и не произошло. Мы не построили свой Masdar City, хотя нефтяная игла у нас не короче, чем у ОАЭ, и мы успешно ею мерялись до недавнего времени. То, что реализовывалось в рамках зеленого строительства, обвешенное сертификатами «буржуйских» стандартов, делалось не ради сохранения природы и заботы о будущем, а ради ожидаемого экономического эффекта («дороже продать» свой продукт) и не находило должного выхода в архитектуре и качестве среды. Применение зеленых технологий тогда, в спокойные времена, было неоправданно дорого, а сегодня во многом недостижимо. Многие ведущие производители просто ушли с рынка, и пределом мечтаний стал фабричный Китай. Не созрели и сами потребители. Заказчик голосует рублем и отметает все, что неоправданно дорого. Если раньше даже частный заказчик был готов ради имиджа построить «зеленый» дом или ввести в проект те или иные элементы, то сегодняшние реалии — нехватка кирпича для стройки… Что же завтра? Завтра у нас все хорошо. Есть газ и нефть, которых хватит еще на долгие годы, и все усилия будут вкладываться в поддержание насоса, в газификацию последней старушки в забытой деревне. Думать об альтернативной энергетике в ближайшие 2-3 года было бы странным. Но история показала, что именно странные люди создают в этом мире качественно новое. Мы построили Сколково, инновационный кластер, но не поменяли отношения к будущему, которое не ограничивается двумя-тремя или десятью годами. Поэтому наши пригороды сегодня застроены новыми 20-этажными человейниками в полях для существования людей, а не комфортными районами для жизни. Экологическая ответственность, экологическое сознание не ограничивается раздельным сбором мусора, который потом вывозят на одну свалку. Это понимание ответственности за свое будущее, за будущее своих детей и внуков. И зеленое строительство — это не led-лампочки в панельном доме, это в первую очередь создание среды, комфортной и дружественной природе. Это понимание того, что газ и нефть могут скоро закончиться, как товары в «Икее», а обслуживать человейники придется многие десятилетия. Когда станет востребована зеленая архитектура? Нужно иметь сразу несколько заинтересованных сторон. Наверху, внизу и посередине. Когда поменяется отношение к людям, стране и будущему. Когда перестанут строить миллионы квадратных метров из 22-этажных домов в полях. Когда придет понимание необходимости вложений в собственные технологии, в собственных людей. Когда сами люди станут важным ресурсом, важнее нефти и газа, мы придем к принципам устойчивого развития, принципам создания комфортной, экологичной и безопасной среды для жизни. Но нужно не столько время, сколько воля людей, принимающих решения. Тогда придет понимание необходимости использования безопасных материалов, развития альтернативных источников энергии и так далее. Если, например, руководитель какого-либо региона примет для себя данные идеи и будет требовать от застройщиков их придерживаться, изменится и среда. Нужно лишь задать тренд. В своей проектной практике мы пытаемся донести до инвесторов необходимость тех или иных решений, пусть более дорогих, но экологичных и безопасных. Создаем качественные решения различных объектов и всячески продолжаем популяризацию зеленых принципов в архитектуре.

Полина Зайцева, руководитель управления ТИМ градостроительного института «Мирпроект»: 

— 2023 год по «дорожной карте», утвержденной вице-премьером Маратом Хуснуллиным, станет годом, когда заказчики и застройщики должны перейти на технологии информационного моделирования в строительстве на объектах госзаказа. Аппаратом Правительства России и руководством Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ поставлена задача по развитию ТИМ в регионах. Стартовали программы по подготовке кадров для государственного сектора и рыночного сегмента, специалисты проходят обучение на площадке Минстроя России. При этом, как и в прошлом году, мы видим, что строительная отрасль остро нуждается в кадрах в сфере технологий информационного моделирования актуальных направлений: в проектировщиках со знанием специализированного программного обеспечения, ТИМ-технологах.

Наличие различных формулировок в нормативно-правовой базе оставляет большое пространство для маневра, это дает основание полагать, что часть заказчиков могут трактовать требования о применении ТИМ как формальные, что естественным образом существенно снижает скорость внедрения ТИМ.

Проделана большая работа по разработке национальных стандартов «Единая система информационного моделирования». Данные своды правил должны связать существующие стандарты, заменить часть из них, сформировать подходы к классификации и идентификации объектов информационного моделирования.

Разработка национальных стандартов — важный шаг на пути к масштабному переходу строительной отрасли на ТИМ. Эти стандарты позволят сократить сроки строительства, сэкономить бюджетные средства на всех стадиях, а также определить требования к информационным моделям. Четкая система и свод правил поспособствуют развитию и применению ТИМ в государственных и коммерческих структурах. Надеюсь, что проект национальных стандартов РФ «Единая система информационного моделирования» в области информационного моделирования будет утвержден.

В текущей ситуации наиболее актуален вопрос импортозамещения зарубежного программного обеспечения и перехода на отечественный софт. Сегодня на российском рынке представлены решения для цифровизации проектирования и строительства от крупнейших российских вендоров.

Однако строительной отрасли, вложившей большие ресурсы в разработку расширений под свои бизнес-процессы на основе импортного ПО, предстоит новый цикл создания стратегий и оптимизации решений под свои бизнес-процессы на основе российских разработок.

В таком случае всем участникам инвестиционно-строительного процесса необходима поддержка государства с различными субсидиями, так как масштабный переход на отечественный софт требует огромных финансовых вложений и человеческих ресурсов.

Мария Николаева, глава архитектурного бюро MAD Architects:

— Футбол является не только наиболее популярной командной игрой на планете Земля, но и самым капиталоемким бизнесом в мире спорта. Уровень подготовки и размер инвестиций в организацию чемпионата мира по футболу можно сравнить с Олимпийскими играми. Как и в случае с Олимпиадой, мнения о ценности такого события для принимающей стороны радикально расходятся. В первом случае считается, что вложение средств в специфичное благоустройство, строительство циклопических спортивных объектов и прокладку дорог приносит не так много пользы в повседневной жизни. Вторая точка зрения, напротив, подразумевает, что инвестиции в подобные проекты открывают невероятные возможности модернизации инфраструктуры, оживления общественной жизни в слаборазвитых районах и стимуляции бизнеса. Принимающие города или извлекают пользу из мундиаля, или, в конечном счете получают избыточные по масштабам объекты с ограниченным применением и отрицательным балансом финансирования.

Таким образом, для долгосрочной эффективной эксплуатации огромную роль играют адаптивность и гибкость использования объектов, которые необходимо закладывать еще на этапе проектирования. Один из возможных сценариев использования больших спортивных сооружений — уменьшение их размеров. Именно так поступили в случае с главным стадионом Лондона, построенным специально для Олимпиады 2012 года по проекту бюро Populous. Первоначально предназначенный для полного разбора после проведения спортивных мероприятий он стал интересен небольшим футбольным командам. Комплекс сильно перепроектировали для комфортной организации матчей со сравнительно небольшим количеством зрителей. Такая же стратегия была применена в работе с большим количеством других олимпийских объектов в столице Великобритании. Их функциональный набор переработали, сократили, площади и территории уменьшили. Для жителей оставили только те элементы и сценарии функционирования, которые будут востребованы и полезны в обычной жизни вне грандиозных мероприятий.

По сходному пути можно пойти в тех городах, где заполняемость стадионов не слишком велика ввиду тех или иных причин. Это зависит от множества факторов — популярности домашней команды, ее успехов в лигах, количестве туристов и т.д. В случае с Россией речь идет об объектах в Волгограде, Саранске и Калининграде. Вариантов альтернативного использования площадей стадионов для извлечения прибыли и выхода на самоокупаемость довольно много. Их можно адаптировать под проведение культурных мероприятий, фестивалей, различных выставок массового просмотра трансляций, муниципальных праздников, митингов, открытие детских кружков.

Флагманские спортивные объекты ЧМ-2018 в России, расположенные в Москве и Санкт-Петербурге, сегодня максимально востребованы и извлекают хорошую прибыль как за счет продажи билетов на матчи, так и за счет организации концертов, спортивных и городских праздников. Пожалуй, лучше всего в этом контексте себя чувствуют «Лужники», «Открытие банк Арена» и «Газпром Арена». Они не только стали новой визитной карточкой спортивной жизни двух столиц, но и прекрасно показывают себя в качестве площадок для проведения различных общественных активностей.

Валерий Ананьев, глава компании «Атомстройкомплекс», заслуженный строитель РФ, председатель комитета по строительству СОСПП:

— Ключевая задача в регионах — конкуренция за человеческий капитал. Мы не просто строим жилье, а создаем условия для интересной, благополучной жизни, чтобы наши люди не стремились уехать из города, а напротив, здесь реализовывали потенциал, вкладывали свои энергию и знания в развитие родного края. Чем более комфортную городскую среду мы создадим, тем больше людей захотят здесь жить и работать, развивать свой бизнес, строить новые производства, соответственно, тем выше будет благосостояние населения — и выше спрос на качественное жилье. Это наглядно демонстрирует наш совместный кейс с Уральским отделением РАН: с 2003 года мы реализуем уникальный для России инвестиционный проект — возводим жилой район в западной части Екатеринбурга на землях УРО РАН, 15% площадей передаем молодым ученым в качестве служебного жилья.

Что особенно важно, район мы развиваем комплексно: строим садики, дороги, реконструировали здание научного института, благоустраиваем парк, проектируем новую школу. Возможность организовать комфортную и безопасную жизнь для своей семьи — весомый аргумент для молодых ученых, который позволяет удерживать ценные кадры в регионе, тем самым развивать на Урале науку и сферу образования.

Качественное жилье сегодня — то, которое дает человеку возможность рационально использовать свои ресурсы. Меньше времени проводить в дороге и больше уделять семье, своему любимому делу, хобби. Достичь этого можно, в первую очередь повышая эффективность планировочных решений квартир, а также меняя качество городской среды в целом. Для нас стандартом стало размещение предприятий торговли и услуг на первых этажах жилых комплексов, включение в жилую застройку коммерческих и социальных объектов, реализация на общедомовой площади различных общественных пространств, побуждающих людей взаимодействовать, генерировать идеи и сообща их реализовывать. Вместе с властью и бизнесом мы ищем и используем все возможности, чтобы оснащать новые кварталы необходимой инфраструктурой, обеспечивать им транспортную доступность и рабочие места: участвуем в проектах государственно-частного партнерства, привлекаем государственные инфраструктурные кредиты.

Мы заинтересованы в том, чтобы развивать не только окраины и бывшие сельхозземли, но также комплексно преобразовывать застроенные территории — расселять ветхое, аварийное жилье и частный сектор, выполнять редевелопмент промышленных территорий, восстанавливать и приспосабливать к современным нуждам объекты историко-культурного наследия. Поэтому наша стратегия подразумевает не только строительство жилья и повышение качества, но и работу в качестве генерального подрядчика и партнера власти по формированию социально значимых проектов.

Такой подход позволяет нам создавать цельную и насыщенную городскую ткань, сохранять важнейшее конкурентное преимущество города — компактность, сохранять его историю и переосмысливать традиции, тем самым повышая инвестиционную привлекательность.

Логотип Вестник Строительство