Игрушка, похожая на человека

Игрушка, похожая на человека

Известный архитектор Наталья Шурыгина шьет на подарки коллекционных плюшевых мишек, которые в чем-то копируют внешность и характер будущих владельцев

Наталья Шурыгина — член Союза московских архитекторов, дважды лауреат Премии города Москвы в области изобразительного искусства (архитектура) за первый с столице вантовый мост «Живописный» со встроенным ЗАГСом и за Центральный участок Люблинско-Дмитровской линии московского метро. Она автор-архитектор более десяти станций метрополитена, наиболее значимые из которых — «Парк Победы», «Сретенский бульвар» и «Крестьянская застава». Пятнадцать лет назад Наталья Викторовна открыла для себя хобби, которым увлечена и по сей день.

«Все началось с папиного подарка. Наверное, это был 1960 год, я тогда еще не ходила в школу, — вспоминает она. — Отец вернулся из Ессентуков, где поправлял здоровье в санатории, и привез мне подарки. Среди них оказался коричневый медведь из только что вошедшего в моду поролона. Поролоновым он был и снаружи, и внутри, и, как любое изделие из этого материала, периодически то там, то тут рвался. Его то и дело штопали, а однажды даже сшили ему поролоновые штаны! Долго этот медведь со мной «прожил», где-то до начала учебы в МАРХИ. А потом не выдержал испытания временем и порвался совсем. Мне, конечно, было очень грустно: это была моя самая любимая игрушка». Когда появилась возможность активно путешествовать по миру, архитектор Наталья Шурыгина, где бы ни была, старалась заглянуть в специализированные Teddy-магазины. 
«Меня поразил один из таких магазинов в Германии, от пола до потолка забитый медведями разного размера, — рассказывает она. — Все они были авторскими, и это зрелище стало для меня своего рода потрясением». С тех пор в жизнь Натальи Викторовны прочно вошло коллекционирование медведей: она покупала их в России и за рубежом, мишек ей отовсюду привозили друзья. Игрушки были выполнены из металла, фарфора, плюша, итальянского мохера, были объемными и миниатюрными... Сегодня это значительная коллекция — порядка 500 игрушек со всего света.
«Мишка должен быть простаком, а не манерным франтом». «В какой-то момент мне захотелось делать медведей самой, — говорит Наталья Викторовна. — Я пошла на специальные курсы, где сшила одного медведя, за которого меня даже похвалила преподаватель. Учиться дальше я не стала, хотя можно было бы освоить еще зайчиков, белочек, сов... Но я поняла, что уже нашла свое. И в это же время решила, что шить медведей буду только из советского плюша, который, наверное, многие помнят по знаменам и бархатным шторам с кистями. Плюш — это, во-первых, своего рода ностальгия. Во-вторых, этот материал красиво переливается и радует глаз. Ну а в-третьих, он на очень крепкой хлопчатобумажной основе, что очень важно при изготовлении игрушек: советский плюш выдерживает очень сильное натяжение нити при сшивании деталей».

В качестве набивки Наталья Викторовна использует мокрые опилки: из них, словно из пластилина, она лепит тельце и мордочку будущего медведя. А вовнутрь игрушки обязательно вставляет «рычалку». Причем не пластмассовую, а обязательно картонную, как и положено для коллекционного изделия. 
«Это очень увлекательный процесс, — отмечает она. — Ты как будто лепишь какое-то живое существо. Мой медведь — он без нарядной одежки, без бус и страз. Максимум я могу повязать ему бантик на шею. Он должен быть таким родным, что ли, как мишка из старых советских мультфильмов. Мне не нравится, когда у медведя на морде написана предвзятость, манерность».
«Мои медведи напоминают людей, которым я их дарю». Хобби Натальи Викторовны — дело довольно затратное. Чтобы сшить одного небольшого мишку, только материала требуется на 3-4 тыс. рублей. И это очень кропотливый труд: Наталья Викторовна не использует швейную машинку, все операции производит исключительно вручную. При соблюдении всех технологий игрушка создается дней за семь.
«Мне нравится, когда шов получается немного корявеньким, как и сам мишка в результате, — говорит она. — Работаю я медленно. Не потому, что моя основная профессия — архитектура — отнимает много времени. Шить игрушки — это максимально творческий процесс, мне очень важно «поймать» определенное настроение, без него я за медведя не берусь». 
На сегодняшний день Наталья Викторовна сшила уже пять коллекционных игрушек. И всех подарила родным и близким. Ставить свое хобби на поток она не планирует. Ее главная задача — каждый раз создавать такого медведя, который в чем-то копирует внешность и манеры своего будущего владельца. А еще она очень хочет продолжать лучшие советские традиции создания плюшевых игрушек, у которых «в голове опилки». Традиции, которые не должны быть забыты. 

Благодарим за содействие в подготовке материала пресс-службу Союза архитекторов России.
Логотип Вестник Строительство