Поднялись на капремонте

Поднялись на капремонте

Последние пять лет главный источник новых заказов для отечественных лифтостроителей — программы по замене устаревшего оборудования

Российские производители лифтов, успешно поработав на ниве импортозамещения, нарастили свою долю на отечественном рынке до 72%. Как правило, именно отечественные лифты используются при строительстве недорогого жилья и капремонте: они дешевле, проще в монтаже и эксплуатации, с ними хорошо знакомы сервисные компании. При этом рынок капремонта для лифтовиков еще очень большой: по данным Минпромторга РФ, в замене сегодня нуждаются не менее четверти работающих в России лифтов (около 110 тыс.), что в ближайшие годы даст возможность производителям заработать не менее 220 млрд рублей только на этом направлении.
  
Объем производства лифтов в России падает второй год подряд. Согласно данным Росстата, отечественными лифтостроителями произведено 26,2 тыс. лифтов, что составило 97,5% от уровня производства 2018 года. В 2018-м снижение к 2017 году составило 4,1%, в натуральном выражении составив 26,9 тыс. лифтов по сравнению с 28,1 тыс. лифтов, произведенных в 2017-м. Ключевыми игроками рынка, по информации Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое РФ, являются Щербинский лифтостроительный завод (Москва) и Карачаровский механический завод (Московская область), на долю которых в совокупности приходится порядка 40% всего выпускаемого в стране лифтового оборудования. Значимыми производителями являются также «Могилевлифтмаш» (Белоруссия), «Отис Лифт» (владеет заводами в Москве и Санкт-Петербурге), «Евролифтмаш» (Московская область). А всего производством лифтов, согласно данным Ассоциации «Российское лифтовое объединение», занимается порядка 200 компаний.
Дешевле и проще
На российском рынке активно продолжается процесс импортозамещения. Согласно аналитике IndexBox, если в 2013 году на продукцию зарубежных производителей приходилось не менее 40% всех продаваемых в России лифтов, то в 2019 году этот показатель составил не более 28%. Европейские и американские производители (за исключением локализовавших производство в РФ) почти полностью исчезли с российского жилищного рынка, их продукцию используют только в эксклюзивных девелоперских проектах, значительную конкуренцию отечественным компаниям оказывают лишь китайские noname-бренды, а также белорусские лифтостроители, говорит исполнительный директор Ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций» (НОПСМ) Антон Солон. По словам участников рынка, пока разница в цене между зарубежными и российскими лифтами составляет около 50%, такая ситуация будет сохраняться, доля импорта будет падать и дальше. «Дорогие зарубежные лифты сегодня используют преимущественно в сфере коммерческой недвижимости, — рассказывает генеральный директор ООО «Беллифтэкс» Александр Шкапцов. — В жилой сфере лидируют производители с постсоветского пространства: они не только дешевле, но и больше приспособлены к российским реалиям. Если в бизнес-центре лучше ставить Otis, то в жилом доме проще поставить белорусский или российский лифт: у него больше шансов выдержать условия эксплуатации, которые нередко нарушаются, например, когда пассажирский лифт используется в качестве грузового». К преимуществам отечественных лифтов эксперты также относят простоту монтажа и эксплуатации, надежность, легкий доступ к запчастям и комплектующим.

После долгого сдерживания цен, в 2018 году, производители лифтов стали поднимать цены на свою продукцию. За два года стоимость единицы лифтового оборудования, в зависимости от модели и производителя, выросла в среднем на 20-30%. «Драйверами роста цен стало подорожание металлопроката, увеличение спроса на лифты, повышение налогов, рост стоимости энергоносителей. Также многие заводы заложили в стоимость амортизационные расходы: отрасль испытывала в прошлые годы некоторую недоинвестированность — это касается как основных производственных линий, так и использования новых компонентов и материалов», — говорит генеральный директор «МЛМ Нева трейд» Игорь Янукович. «Заказчики в последние годы стали предъявлять к лифтам очень строгие требования как в части комфорта и удобства, так и в части эстетики и функциональности, а это стоит совершенно других денег, — соглашается Антон Солон. — Потребительские требования к лифтам стремительно растут, прежде всего это касается качества поездки на лифте — плавность хода, снижение уровня вибраций, шума и проч. Растет число доступных дизайнерских решений при оформлении кабины лифта и этажной аппаратуры, становится доступным цифровое оборудование в составе лифтов (удаленный вызов лифта, ЖК-дисплеи и т.д.), становятся все более актуальными требования в части повышения экологичности и энергоэффективности лифтов».
Между лифтами, которые устанавливают собственники МКД сейчас, и теми, что ставили 5-7 лет назад, — огромная разница, отмечают в пресс-службе Фонда капремонта Московской области. Двери подъемников теперь телескопические, отделка — антивандальная и износостойкая, что позволяет смывать любой рисунок. Кабины имеют фотозавесы, которые не дают дверям закрыться, если между ними есть помеха, например коляска с младенцем или собака. Табло внутри — увеличенные и «говорящие», оповещающие о прибытии на нужный этаж. Панель управления приспособлена для маломобильных граждан: кнопки вызова этажей расположены низко, имеют круговую подсветку, а цифры продублированы шрифтом Брайля. Современная лебедка с частотно-регулируемым приводом обеспечивает плавность движения и точность остановки.
Дорогое удовольствие
В условиях, когда строительный рынок в России не первый год стагнирует, основным драйвером производства для данного сегмента стали программы замены лифтов — федеральная и региональные, а также московская программа реновации.
Федеральная программа ускоренной замены лифтов начала действовать в 2017 г. Суть программы заключается в том, что поставщик лифтового оборудования кредитует регионального оператора — поставляет подъемник, а средства за него получает в рассрочку по мере накопления средств за счет взносов от населения. Срок рассрочки составляет 36 месяцев. Программа и приоритет по замене оборудования в рамках региональных программ капитального ремонта позволили увеличить количество обновленных лифтов. За 2017-2019 гг. в стране было заменено порядка 48 тыс. подъемников.

25 лет — именно такой стандартный срок службы лифта устанавливает большинство его производителей. За этот срок, как отмечает директор ООО «Эксплуатационно-ремонтное предприятие» (г. Саранск) Михаил Крылов, лифт совершает от 2 до 3 млн пусков, покрывая расстояние в 900 тыс. км. «Большая нагрузка на механизмы и агрегатные узлы лифта, высокие требования к надежности обуславливают необходимость капитального ремонта либо полной замены в срок не позднее через чем 25 лет эксплуатации. Причем специалисты настаивают именно на полной замене, поскольку ремонт не обеспечивает в полной мере безопасность и нормальную работу в течение еще одного 25-летнего цикла», — говорит Михаил Крылов.

Некоторые регионы успели практически полностью решить проблему устаревших лифтов, в том числе и потому, что не стали ждать действий со стороны федеральных структур, а начали решать вопрос собственными силами. Так, масштабная программа по обновлению лифтового оборудования в Москве началась в 2011 году, когда ревизия городского хозяйства обнаружила более 16 тыс. лифтов с истекшими сроками, многие подъемники работали по 35 лет и больше. «С того времени заменено 33 тыс. лифтов, на сегодня Москва — единственный регион в стране, где в полном объеме выполняются требования технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», — говорит заместитель мэра г. Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. Полностью заменены отработавшие свой ресурс лифты в двух городах Республики Мордовия — Саранске и Рузаевке, рассказали «Вестнику» в региональном Фонде капитального ремонта. За 4 года действия программы здесь были заменены более тысячи лифтов.

Однако далеко не по всей стране ситуация с лифтами столь же радужная. В частности, по оценке исполнительного директора Национального лифтового союза (НЛС), генерального директора Ассоциации «РЛО» Петра Харламова, по данным на 2019 год, только в жилом комплексе задействованы около 433 тыс. лифтов, из которых более 110 тыс. (то есть каждый четвертый) эксплуатируются свыше назначенного срока службы — 25 лет, на их замену нужно порядка 221 млрд рублей. НЛС ранее предлагал на уровне федерального правительства рекомендовать фондам капитального ремонта субъектов РФ, в которых имеются старые лифты, направлять до 30% собранных средств на их замену. «Таким образом, необходимо с 2019 года производить ежегодную замену в стране более 20 тыс. лифтов. Вместе с этим значительной подмогой могли бы стать и бюджетные средства, например инициируемые Минпромторгом РФ на компенсацию кредитной ставки по ускоренной замене лифтов в рамках программ капитального ремонта. Речь идет о сумме в 2,5 млрд рублей», — говорит Петр Харламов.

Между тем сами производители лифтов также готовы идти на различные уступки собственникам жилья, разрабатывают программы для более щадящей процедуры замены лифтов. Патрик Блетон, отвечающий за развитие бизнеса OTIS в России, ранее рассказывал, что его компания разработала специальное предложение для того, чтобы эффективно участвовать в программе по замене лифтов. «Как правило, бюджет на замену лифтов в регионе небольшой, а полноценное обновление оборудования обходится дорого, ведь помимо замены коробки лифта еще необходимо выполнить целый ряд строительных и отделочных работ. Мы предложили нашим заказчикам поэтапную модернизацию, которая на первом этапе предполагает замену машинного блока и контролера — это самая важная часть работы, от которой зависит функциональность и безопасность лифта. На втором этапе меняем панели кабины, двери, декор, то есть все, что касается эстетики лифта. Такая схема позволяет разделить расходы и поэтапно оплачивать услугу по замене оборудования», — объясняет Патрик Блетон.  
Логотип Вестник Строительство