В перспективе Северо-Кавказский туристический
кластер — это до 10 млн отдыхающих в год из России и зарубежья и более 75 тыс. новых рабочих мест для коренного населения
На Петербургском международном экономическом форуме-2010 тогдашний президент России Дмитрий Медведев одобрил идею и дал старт реализации масштабного проекта по созданию Северо-Кавказского туристического кластера, призванного составить конкуренцию ведущим мировым курортам. В макрорегионе начала формироваться якорная отрасль, способная, по мнению экспертов, обеспечить открытие большого количества новых рабочих мест и помочь в решении злободневных социальных вопросов. Сегодня туристическая инфраструктура активно развивается во всех субъектах СКФО, при этом особое внимание уделяется площадкам в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Чечне и Северной Осетии.
«Архыз». Всесезонный туристско-рекреационный комплекс «Архыз», расположенный в Карачаево-Черкесии, изначально был включен в первую очередь Северо-Кавказского туристического кластера, поскольку еще на старте проекта рассматривался как один из самых перспективных курортов. В его судьбе участвовали и участвуют не только региональные власти и окружные институты развития, но и очень серьезный бизнес-игрок — группа «Синара», которая в 2007 году на условиях ГЧП приступила к строительству на территории туристической деревни Романтик горнолыжных трасс, канатных дорог и гостиниц. «Совместными усилиями мы добились значимого результата — «Архыз» уверенно входит в пятерку самых востребованных курортов России. Он работает круглый год», — комментирует генеральный директор «Синары» Михаил Ходоровский.
Сегодня инфраструктура «Архыза» насчитывает более 140 объектов, включая 25,5 км горнолыжных трасс, 6 подъемников, системы искусственного снегообразования. В течение горнолыжного сезона 2020/2021 с 28 ноября по 25 апреля курорт посетили около 600 тыс. человек — на 67% больше, чем за предыдущий сезон. Только на канатных дорогах за зиму проехали свыше 470 тыс. гостей, что стало рекордом за восемь лет.
«Архыз» демонстрирует рост турпотока с момента открытия. Средний прирост посетителей от года к году — более 20%. Рекордное число гостей нынешней зимой не столько результат закрытых границ, сколько закономерный рост популярности нашего курорта в горнолыжном сообществе», — уверен генеральный директор АО «Курорты Северного Кавказа» Хасан Тимижев. По оценке экс-первого заместителя министра экономического развития России Михаила Бабича, «Архыз» — один из самых динамично развивающихся курортов страны. «Сегодня из пяти туристических деревень, находящихся на «Архызе» согласно мастер-плану, развиваются только две — Романтик и Лунная Поляна. Три остальные деревни пока находятся на стадии планировки. Сейчас мы видим здесь 25 км горнолыжных трасс, а при полной реализации проекта предполагается оборудовать более 100 км», — сообщил Бабич. Развитие ВТРК «Архыз» имеет и важный социально-экономический эффект. На территории одноименной особой экономической зоны зарегистрировано более 30 резидентов, которые уже инвестировали в строительство объектов коммерческой инфраструктуры 1,75 млрд рублей, создали 675 постоянных рабочих мест и перечислили 145 млн рублей налогов. На курорт пришли такие крупные игроки, как «Библио-Глобус», ведутся переговоры с другими ведущими компаниями. «Развитие туризма в свою очередь является мультипликатором для развития малого и среднего предпринимательства: открываются гостиницы, точки общественного питания, предприятия сферы услуг», — отмечает глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов.
«Эльбрус». Всесезонный туристско-рекреационный комплекс «Эльбрус», находящийся в Кабардино-Балкарии, также входит в первую очередь туркластера Северного Кавказа.
«Эльбрус» — уникальный курорт, самый популярный среди международных туристов, путешественников и альпинистов. Важно раскрыть его потенциал, а для этого — развивать инфраструктуру, привлекать инвестиции», — заявил Михаил Бабич. Сейчас на «Эльбрусе» — 17 км трасс, но, судя по всему, это далеко не предел. Разрабатываемая программа развития курорта до 2025 года предполагает строительство четырех канатных дорог протяженностью 4207 метров, 11 горнолыжных трасс протяженностью 11 311 метров, а также благоустройство поляны Азау и создание сетей электроснабжения. Одна из канатных дорог позволит туристам подняться почти до высшей точки Европы: она пройдет выше станции «Гара-Баши» до «Приюта-11» и достигнет отметки более 4000 метров над уровнем моря. Две другие канатки разгрузят третью очередь самого высокогорного подъемника в России — от станции «Мир» до станции «Гара-Баши». Они будут доставлять лыжников и сноубордистов к трассам на высоте 3515 метров над уровнем моря. Кресельная дорога протяженностью 200 метров сможет провозить до 2000, а гондольная дорога длиной 840 метров — до 2400 пассажиров в час. «Появление новых линий станет шагом к обновлению «Эльбруса». Мы создадим дополнительную высокогорную зону катания, которая со временем обрастет востребованными у гостей сервисами, современной инфраструктурой», — подчеркивают в АО «Курорты Северного Кавказа».
Минэкономразвития России совместно с Правительством Кабардино-Балкарии внесло в Правительство РФ предложения по дальнейшему развитию ВТРК «Эльбрус». «Они поддержаны, и уже на 2021-2023 годы на развитие курорта запланировано около 7 млрд рублей», — сообщил Михаил Бабич. Общая потребность в финансировании в рамках второго этапа перспективного плана (2020-2023 годы) составит 10 млрд рублей, из них 6,8 млрд предусмотрено федеральной инвестпрограммой.
«Сегодня, когда в России очень активно развивается внутренний туризм, нужно правильно расставить приоритеты, связанные с созданием в Приэльбрусье инвестиционно привлекательной среды. Важно, чтобы она соответствовала тем проектам, которые планируется реализовать на территории курорта, тому уровню, который мы хотим задать. В первую очередь необходимо обеспечить качественную инфраструктуру: дороги, водоснабжение и водоотведение, электрификацию, благоустройство — систему, которая выведет ВТРК «Эльбрус» на новый уровень», — высказал мнение глава Кабардино-Балкарии Казбек Коков.
Еще один аргумент в пользу «Эльбруса» — он имеет большое значение для развития профессионального спорта в России. «Наша сборная может тренироваться в условиях высокогорья практически круглый год, не покидая страну. При этом спортсмены не пересекаются с гостями, а широкие трассы позволяют одновременно проводить полноценные тренировки всех команд: и мужской, и женской, и юниорской», — полагает Хасан Тимижев.
«Ведучи». В апреле 2014 года компания «Ведучи» получила сертификат, подтверждающий присвоение ей статуса резидента ОЭЗ с одноименным названием в Итум-Калинском районе Чечни. Вскоре на территории началось строительство всесезонного туристско-рекреационного комплекса, названного одним из приоритетных в рамках туркластера Северного Кавказа. ВТРК «Ведучи» возводится в 78 км от Грозного, в долине реки Хачарой-Экх. Под него выделено 1118 га, но в перспективе площадь может быть увеличена до 1500 га. Перед стартом проекта его инициатор, известный бизнесмен Руслан Байсаров заявил, что намерен потратить 3,6 млрд рублей собственных средств, а также привлечь 8,4 млрд в виде кредита Внешэкономбанка и получить 6,6 млрд по линии госфинансирования через ОАО «Курорты Северного Кавказа», итого — 18,6 млрд рублей.
Однако несколько лет спустя стала фигурировать гораздо большая сумма — 53 млрд. Торжественное открытие «Ведучи» состоялось в конце января 2018 года. В рамках нулевого этапа на курорте были построены четырехместная кресельная канатная дорога протяженностью 850 метров и пропускной способностью 1200 человек в час, горнолыжная трасса «синей» категории сложности длиной около 1 км с системой искусственного снегообразования, детский парк с конвейерным подъемником и многое другое. «Я был среди сомневающихся и считал, что построить такой курорт невозможно. Но три года назад судьба привела меня в красивейшее место, и я понял, что потенциал здесь очень большой», — признался тогдашний министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов.
Всего на курорте предусмотрено создание 17 горнолыжных трасс общей протяженностью 16,5 км, трех зон внетрассового катания и семи канатных дорог. Строительство комплекса должно завершиться к 2025 году. Ожидается, что ежегодный турпоток составит 180 тыс. человек, а прирост ВРП республики — 0,6%, или 1 млрд рублей. «Я уверен, что «Ведучи» станет популярным среди жителей Чечни, регионов России и зарубежных стран. Опытные лыжники будут довольны отдыхом на нашем курорте», — заявил глава Чечни Рамзан Кадыров.
«Мамисон». Идею строительства в Алагирском районе всесезонного горнолыжного курорта «Мамисон» власти Северной Осетии начали продвигать с 2006 года. В октябре 2010-го постановлением Правительства России в республике создана туристско-рекреационная особая экономическая зона. Однако за три последующих года в ней не появилось ни одного резидента, и в 2016-м Москва досрочно прекратила существование ОЭЗ. Несмотря на это, в 2019 году руководство региона направило заявку на воссоздание зоны и нашло поддержку у тогдашнего премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Из федерального бюджета было выделено 100 млн рублей на разработку проектно-сметной документации объектов инфраструктуры туркомплекса и 1,6 млрд — на создание полноценного ГЧП. С момента остановки работ кардинальным образом поменялось видение того, каким должен быть «Мамисон». Поначалу его строили с расчетом на прием единовременно 28 тыс. туристов, что вызывало скепсис многих экспертов, но сейчас на курорте планируется создать 3,5 тыс. койко-мест и обеспечить возможность пребывания до 2 тыс. туристов одного дня. Как рассказал министр экономического развития республики Казбек Томаев, на реализацию проекта требуется 15,6 млрд рублей, из них государственные капиталовложения составят 6,4 млрд, средства частных компаний — 9,2 млрд. До 2016 года построены большая часть автомобильной дороги к курорту, электроподстанция и две высоковольтные ЛЭП, водопровод. Теперь намечается закончить строительство автодороги, возвести сети водоснабжения и водоотведения, наладить устойчивую подачу газа и электроэнергии, создать горнолыжную инфраструктуру, включая канатные дороги. Согласно прогнозу АО «Курорты Северного Кавказа», первых гостей «Мамисон» сможет принять через три года. Кататься здесь можно будет с декабря по апрель, а ледник Зарамаг на высоте более 4000 метров продлит сезон до мая. Интерес к проекту уже проявили три резидента, готовых инвестировать в строительство 1600 мест размещения 9,7 млрд рублей. «В перспективе «Мамисон» способен стать альтернативой грузинскому «Гудаури». Оба находятся в одной климатической зоне и на одинаковом расстоянии от аэропорта Владикавказ. При этом нашим горнолыжникам не придется пересекать границу, часами стоять в очереди в пиковые дни сезона, а стоимость отдыха не будет зависеть от колебания валют», — пообещал Хасан Тимижев.