На страже качества и безопасности

На страже качества и безопасности

Обеспечение долговечности дорог с применением ресурсосберегающих технологий

На протяжении 20 лет ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» следит за транспортно-эксплуатационным состоянием федеральных автодорог и искусственных сооружений на них в Татарстане, Чувашии, Марий Эл и в Ульяновской области. В ведении организации 2300 км федеральных автодорог, 318 мостов и 2268 водопропускных труб. Начальник управления Илдар Мингазов рассказал «Вестнику»   об основных объектах и применении инновационных технологий.

В приоритете — безопасные дороги. Протяженность сети автодорог общего пользования федерального значения, которые находятся в ведении ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», составляет 2300 км. Их строительство и реконструкция ведется в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Управление выступает также в качестве госзаказчика работ по их текущему содержанию и плановому ремонту. Высокое качество строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автодорог достигается с помощью прогрессивных и ресурсосберегающих технологий, таких как фрезерование дорожных покрытий; регенерация дорожной одежды методом холодного и горячего ресайклинга; применение асфальтобетонных смесей, подобранных по методу объемного проектирования в соответствии с требованиями новых ГОСТов; 3D-системы при ремонтных работах; санация трещин мастикой; ликвидация скользкости на дорогах с применением чистой соли, рассолов и песчано-соляной смеси высокой концентрации.
Продолжается работа по внедрению технологий информационного моделирования. Подключение новых участников к проекту на любой стадии в период всего жизненного цикла объекта происходит оперативно и без потери актуальной информации, что сокращает расходы на содержание объекта, начиная уже на этапе его строительства или реконструкции.

Масштаб имеет значение! «В этом году работы по строительству и реконструкции велись на 7 участках, 5 из которых на трассе М-7. Например, строительство мостового перехода через реку Сура на 582-м км трассы М-7 «Волга» длиной 2416 метров. Длина русловой части моста составит 450 метров. В состав мостового перехода входят правобережная и левобережная эстакады и транспортная развязка в разных уровнях. Завершить строительство мостового перехода планируется в 2024 году», — рассказывает Илдар Мингазов. В 2023 году после реконструкции будет введен в эксплуатацию расширенный участок дороги с 637-го по 643-й км в Чувашии. По завершении работ участок автодороги будет соответствовать IБ категории.
С опережением графика ведутся работы по реконструкции участка с 735-го по 75-й км трассы М-7 от границы Чувашии до д. Исаково в Зеленодольском районе Татарстана. Для распределения транспортных потоков на участке возводят шесть новых путепроводов. Ввод объекта в эксплуатацию намечен на 2022 год.
Один из наиболее важных участков трассы М-7 в Татарстане — реконструкция мостового перехода через реку Свиягу. За два года был построен соответствующий всем нормативным требованиям мост длиной 390 метров с подходами к нему протяженностью около 7 км. Искусственное сооружение выполнено из современных материалов и способно выдержать нагрузку более 100 тонн.
Сейчас мостостроители приступили к капремонту существующего моста. Также возводят два надземных пешеходных перехода возле н.п. Исаково и Гаврилково. В 2023 году запланирован ввод в эксплуатацию данного объекта.

«Еще один масштабный проект реконструкции, ввод которого намечен на 2023 год, — подъезд к аэропорту «Казань». В ходе реконструкции автодороги к воздушной гавани ведется строительство двух новых полос и разворотной эстакады в районе примыкания на выставочный комплекс «Казань Экспо», строительство путепровода в составе существующей транспортной развязки и двух подземных пешеходных переходов между селами Большие и Малые Кабаны и выставочного комплекса. Проект выполнен на 45%. Работы на данном объекте были начаты лишь в октябре 2020 года. Основные работы планируется завершить в 2022 году», — отмечает начальник управления.
В 2021 году «Волго-Вятскуправтодор» приступил к реализации скоростного транспортного маршрута Казань — Екатеринбург. В границах Татарстана войдет три участка: два отрезка трассы М-7 «Волга» с 858-го по 987-й км и с 1070-го по 1166-й км, а также перспективный участок строительства обхода Нижнекамска и Набережных Челнов. На первом участке проезд будет обеспечен по четырем полосам движения со скоростью 90 км/ч. Для соответствия требованиям скоростного маршрута на данном отрезке планируется строительство 22 надземных пешеходных переходов. Далее скоростной маршрут пройдет по новой дороге вблизи крупнейшего промышленного Камского кластера и в обход Набережных Челнов. Также в составе объекта — строительство моста через реку Каму. Прогнозируемая интенсивность движения на будущем участке — более 20 тыс. автомобилей в сутки. В ходе работ запланировано строительство четырехполосной автодороги IБ категории, двух транспортных развязок — возле с. Шингальчи (км 36) и на пересечении с региональной дорогой Набережные Челны — Альметьевск (км 55), а также двух путепроводов. Также предстоит построить 8 мостов, в том числе через Аланку, Авлашку, Тимерсу. Для обеспечения безопасности движения на транспортных развязках установят электроосвещение, для исключения выездов на встречную полосу транспортные потоки разделят металлическим двухсторонним барьерным ограждением. Возле н.п. Сарсаз-Бли, Шингальчи, Керекес установят шумозащитные экраны протяженностью 5,4 км. Завершить строительство участка автодороги планируется к октябрю 2024 года.
В рамках проекта планируется строительство трех транспортных развязок, трех путепроводов и моста через реку Челну.
Последний участок, который войдет в состав скоростного транспортного маршрута Казань — Екатеринбург на территории республики, — отрезок трассы М-7 с 1070-го по 1166-й км. Он соответствует II и III категориям с двумя полосами движения.

Ресурсосберегающие технологии на дорогах. «В 2021 году мы отремонтировали 334 км федеральных автодорог, 54,6 км из которых — капитально, — продолжает Илдар Мингазов. — Наше учреждение планомерно ведет работу по расширению проезжей части с двух до четырех полос движения с установкой осевого барьерного ограждения в рамках работ по капремонту, что позволяет обеспечить увеличение пропускной способности на наиболее загруженных участках и тем самым исключить ДТП. Кроме того, управление реализует программу работ, направленную на повышение безопасности дорожного движения, ликвидируя места концентрации ДТП, предусматривая строительство надземных пешеходных переходов, устройство электроосвещения и установку барьерного ограждения.
Так, на трассе М-7 «Волга» возвели три надземных пешеходных перехода: два в Чувашии возле д. Сидуккасы (618-й км) и с. Ахманеи (619-й км) трассы М-7 Моргаушского района, один — в границах г. Набережные Челны (1043- й км). Надеемся, что наши пешеходные переходы будут полезными для жителей и удобными для маломобильных граждан. На объектах смонтировали подъемные платформы, для слабовидящих пешеходов — тактильно-рельефные наземные указатели. Для удобства и безопасности участников дорожного движения в этом сезоне завершили устройство электроосвещения на северной объездной дороге Казани общей протяженностью 30 км. Всего установили более 1,4 тыс. оцинкованных опор и смонтировали почти 3 тыс. светодиодных светильников общей протяженностью 30,3 км. Индекс светопередачи таких светильников в три раза выше, чем у классических осветительных приборов, что позволяет в разы увеличить видимость автодороги в темное время суток при меньшей нагрузке на зрение.
Безопасность дорог, удобство для жителей и долговечность конструкций — три основных принципа деятельности ФКУ «Волго-Вятскуправтодор». Ведь дороги, словно артерии, в которых не должно образовываться бляшек». 
Логотип Вестник Строительство