По итогам рейтинга, проведенного по заказу Отраслевого журнала «Вестник», объем выполненных генподрядов в сфере дорожно-мостового хозяйства В 2011 г. сократился более чем на 60% по сравнению с предыдущим годом. Это связано с тем, что многие крупные дорожные объекты Юга России только строились, а наибольшие средства освоили те, кто занимался ремонтом и обслуживанием уже построенных объектов и участков. Перспективы развития рынка связаны с деятельностью региональных дорожных фондов, а также с проведением крупных мероприятий (Олимпиада в Сочи, гонки Формула-1, подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года).
В рейтинг были включены предприятия, выполнившие строительные, ремонтные, реконструкционные работы на дорожных и мостовых объектах в пяти регионах Юга России (Ростовской, Волгоградской, Астраханской областях, Краснодарском и Ставропольском краях). В первую очередь учитывался объем выполненных работ и заключенных контрактов, закрытых в 2011 году. В рамках исследования были проанализированы генподряды на строительные, ремонтные и реконструкционные работы на таких объектах, как автомагистрали, автомобильные дороги, мосты и искусственные сооружения. В итоге рынки пяти регионов были объединены в условный совокупный рынок, который оценивался по общим параметрам. Основными из них стали количественные (количество подрядов, подрядчиков на единицу измерения и т.д.) и финансовые показатели (объем финансирования региона или объекта, объем выполненных контрактов и т.д.). От прошлогоднего рейтинга нынешний отличается географией распределения крупнейших генподрядчиков. В числе крупнейших — 18 кубанских компаний (против 19 годом ранее). Ростовская и Волгоградская области представлены в топ-листе пятью и шестью представителями соответственно (годом ранее каждый был представлен двумя). По сравнению с 2010 г. количество ставропольских подрядчиков сократилось с 17 до 5. Также в число крупнейших вошли генподрядчики, зарегистрированные в Москве, Адыгее, Омске, Тамбове и Дагестане. Чаще всего это объясняется специализированной направленностью данных предприятий (в основном строительство мостовых сооружений) и способностью предоставить соответствующие инженерные кадры. В топ-листе не оказалось ни одного предприятия из Астраханской области. Вышеописанное географическое распределение наблюдается и по всему массиву данных (более 4000 подрядов). Как и в прошлом году, большая часть подрядов досталась предприятиям Краснодарского края. 45% подрядов (приблизительно 1800 единиц) выполнены на Кубани, причем «иногородние» генподрядчики работали в основном по крупным и сложным объектам наравне с кубанскими компаниями. Более мелкие доставались местным, зачастую районным предприятиям. В Ставропольском крае, Ростовской и Волгоградской областях было зарегистрировано приблизительно по 650 в каждом (по 16,25%). Около 7% генподрядов выполнено в Астраханской области.
Еще одной тенденцией этого года стало более широкое присутствие на рынке предположительно аффилированных структур. По юридическим причинам мы не можем объединить их объемы выполненных работ, но сложно не проследить взаимосвязи между, например, ООО «Волгоградавтомост» и ОАО «Волгоградавтомост», зарегистрированных по одному и тому же адресу (25-я и 26-я строчки в рейтинге соответственно).
Вместо строительства — ремонт дорог
Емкость рынка пяти регионов в финансовом исчислении составила не менее 37 млрд рублей. Отметим, что по сравнению с 2010 г. объем финансирования отрасли пяти регионов в 2011 г. сократился на 63%. Однако это свидетельствует только о том, что работы на крупнейших объектах продолжаются на момент проведения исследования. Таким образом, «дорстрой» в 2011 году потерял свое традиционное бесспорное лидерство по объемам бюджетного финансирования. Сопоставимые цифры выделялись в 2011 году на строительство во многих социально-экономических сферах. Например, крупнейшими генподрядчиками в сфере водно-канализационного хозяйства пяти регионов Юга России освоено 30 млрд рублей, что сопоставимо с вышеуказанными объемами. В прошлом году половину средств (18,5 млрд рублей) на строительство и модернизацию дорожной сети направлено в Краснодарском крае. Для сравнения: в 2010 г. здесь было освоено не менее 84,4 млрд рублей. Причем значительная доля средств в 2011 г. досталась «иногородним» генподрядчикам. Несмотря на значительное уменьшение объемов финансирования, дорожное строительство и ремонт, связанные с деятельностью ГК «Олимпстрой», никто не отменял. Только подрядчики этого года берут не объемами, а количеством генподрядов. Часть средств (более 2,5 млрд рублей) затрачено в ходе реализации ведомственной целевой программы «Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения Краснодарского края».
В Волгоградской и Ростовской областях затраты в 2011 г. оказались на порядок ниже, чем на Кубани, — 7 и 6 млрд руб. соответственно (против 1,3 и 5,4 млрд, соответственно, годом ранее). Здесь средства в основном были израсходованы на строительство и капремонт небольших межпоселковых дорог, где средняя длина положенного или отремонтированного полотна — 10 км. В 2011 г. было сдано несколько десятков таких объектов. Ростовская область, занимающая в подобных рейтингах места рядом с южными соседями, значительно отстала от лидеров фактически по одной причине: самый крупный транспортный объект на ее территории — федеральная трасса М-4 «Дон» — был переведен под юрисдикцию федерального центра. Следовательно, конкурсы проводятся на московских площадках, а подряды на М-4 получают крупнейшие генподрядчики со столичной «пропиской».
Еще меньше средств осваивается в Ставропольском крае (4,5 млрд руб. против 12,5 млрд годом ранее) и Астраханской области (около 1 млрд против 0,25 млрд годом ранее). В частности, основу небольшого бюджета в Астраханской области составило обслуживание федеральных автомобильных дорог М-6 «Каспий», А-153 Астрахань — Махачкала, А-154 Астрахань — Элиста — Ставрополь. Большая часть финансовых объемов рынка досталась 40 крупнейшим компаниям — не менее 72%. Причем половина объема сосредоточилась у предприятий, занимающих первые 10 строчек в ТОП-40. Прошлогоднее исследование, например, показало, что 88,5% совокупного по пяти регионам объема рынка было освоено десятью крупнейшими. Если в 2010 году основные средства (более 80 млрд рублей) сосредоточились на строительстве федеральных мегапроектов на Юге, то в 2011 г. — на ремонте, реконструкции и содержании тех же объектов или их участков. Таким образом, объемы финансирования закрытых в 2011 году контрактов значительно уступают предыдущим, но состав генподрядчиков стал гораздо разнообразнее. Вместо крупных федеральных подрядчиков основу рейтинга составляют сравнительно небольшие предприятия, зачастую районного масштаба. Нынешнее положение показывает, что строительство нового полотна занимает в финансовом исчислении менее 40% объема рынка (в 2010 г. — более 95%). Притом речь идет о строительстве в основном некрупных объектов, вплоть до межпоселковых дорог. Ремонт и содержание дорог занимает большую часть — не менее 45% объема рынка. Оставшиеся 15% относятся к реконструкции и специфическим видам дорожно-строительных работ.
Главная дорога — местным подрядчикам
Если в прошлом году верхние строчки рейтинга заняли инорегиональные подрядчики, то теперь они заполнены представителями местного строительного бизнеса, за исключением одной московской компании — ООО «Дорога». В целом инорегиональные подрядчики представлены семью предприятиями, самым крупным из них является НПО «Мостовик» из Омска.
Первую строчку рейтинга занимает одно из старейших предприятий краснодарской стройиндустрии — ОАО «КДБ». Профильное предприятие дорожного строительства и ремонта за свою более чем 75-летнюю историю ОАО «КДБ» успело поработать на важнейших объектах Юга России. Сегодня ОАО «КДБ» — одна из крупнейших строительных компаний ЮФО. Основными заказчиками компании являются ГК «Росавтодор», ГК «Олимп-строй», ФГУ УПРДОР «Кубань», Управление автомобильных дорог Краснодарского края и другие не менее авторитетные организации и ведомства. Среди наиболее крупных проектов в новейшей истории компании — строительство части автомагистрали «Дон», а также Яблоновского и Тургеневского мостов через р. Кубань. В лидеры рейтинга 2011 года компании позволил выйти целый пакет подрядов на ремонт, обустройство и содержание автомобильных дорог. По нашим данным, пакет государственных заказов, подтвержденных актами выполненных работ, составил не менее 3,2 млрд рублей. По данным самой компании, объем выполненных в прошлом году работ превысил 5 млрд рублей, но он включает в себя контракты, реализованные по другим направлениям деятельности компании.
На второй позиции — генподрядчик из Волгоградской области ГУП «Волгоградавтодор». По сути, это областной трест, объединяющий десятки ДСУ. «Волгоградавтодор» реализовал в 2011 г. целый комплекс генеральных подрядов — от строительства новых дорог до ямочного ремонта и благоустройства. Наиболее крупными проектами этого года стали строительство
автомобильной дороги «Подъезд к х. Малоголубинский» от автомобильной дороги Клетская — Калач-на-Дону и работы по содержанию практически всей сети волгоградских автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. Совокупный объем освоенных средств составил не менее 2,9 млрд рублей.
Тройку лидеров замыкает тоже государственное предприятие — ФГК ДЭП № 122. К сожалению, предприятие предоставляет немного информации о себе. Тем не менее по вторичным данным можно определить, что его специализацией является содержание и текущий ремонт дорог, работы ведутся близ Большого Сочи, а основным заказчиком выступает администрация Краснодарского края. По нашим данным, в 2011 г. предприятие выполнило объемы работ на сумму не менее 2,4 млрд рублей.
В первой десятке рейтинга еще одно госпредприятие — ГУП РО «Орловское ДРСУ». Только эти три организации выполнили подряды на сумму 6,3 млрд рублей, что составило 17% объема всего рынка. По всему массиву данных (все 4000 контрактов) эта доля составляет не менее 20%.
Футбол с дорожными фондами
Ситуация с состоянием дорожного полотна и мостовых сооружений зачастую непрогнозируема. Кто, например, мог предположить события крымской катастрофы и ЧП текущего года в Туапсинском районе? И даже весьма формальные показатели слишком часто становятся теми же переменными. Например, финансирование по целевым программам из бюджета, который во многом зависит от глобальной экономической конъюнктуры. Несмотря на достаточно серьезный потенциал, недофинсирование строительства автодорог регионального и муниципального значения не позволяет довести качество дорог до нормативного. Изменить эту ситуацию призваны федеральный, региональные и муниципальные дорожные фонды, их восстановили по всей стране спустя десятилетие. Средства фондов с 2012 года направляются на решение самых кричащих проблем — ремонт и строительство магистралей с наиболее интенсивным движением, а также сельских и межмуниципальных дорог. В 2012 году общий объем средств, направляемый в сектор из фондов пяти регионов Юга, составил около 38 млрд рублей. Пятерка исследуемых регионов инвестирует в дороги в следующем году еще больше — около 52 млрд рублей (см. инфографику). Самые амбициозные программы — в Краснодарском крае и Ростовской области: так, на Кубани планируется довести объем дорожного фонда к 2014 г. до 30 млрд рублей.
Кроме того, основным стимулом вложения средств в дорожное строительство на ближайшие годы станет подготовка к чемпионату мира по футболу-2018. Еще в 2010 году, после объявления России хозяйкой первенства, власти Волгоградской области планировали выделить для выполнения мероприятий по подготовке свыше 47 млрд рублей, часть из них пойдет на модернизацию транспортной инфраструктуры. Для приема главного футбольного события планеты в Ростове, по словам заместителя губернатора Ростовской области Виктора Гончарова, будут построены мосты и дороги общей стоимостью более 30 млрд рублей. Кроме того, планируется построить к мундиалю «Южный хаб». Несмотря на то, что Краснодар исключен из списка городов, принимающих ЧМ 2018 года, краевые власти все равно намерены построить стадион, а также реализовать ряд транспортных проектов в рамках программ «Краснодару — столичный облик», «Краснодарский транзит» и т.д. В целом конкретные планы финансирования инфраструктуры для подготовки к мировому первенству еще не определены, но уже известно, что счет будет идти на десятки, а может быть, сотни миллиардов рублей.
40 крупнейших дорожных подрядчиков по строительству объектов дорожно-мостового хозяйства Юга России | Объем выполненных работ (руб.) | Территория | |
1 | ОАО «КДБ» | 3178880565 | Краснодарский край |
2 | ГУП «Волгоградавтодор» | 2 898187 556 | Волгоградская область |
3 | ФГУ ДЭП № 122 | 2427091190 | Краснодарский край |
4 | ООО «Ромекс-Кубань» | 2403766444 | Краснодарский край |
5 | ООО «Дорога» | 1418650449 | г. Москва |
6 | ООО «Тоннельдорстрой» | 1146907093 | Краснодарский край |
7 | ООО «РАД» | 1122166660 | г. Москва |
8 | ГУП РО «Орловское ДРСУ» | 963707825 | Ростовская область |
9 | ЗАО «Производственное объединение «Дондорстрой» | 842311678,2 | Ростовская область |
10 | ОАО «МЕХКОЛОННА № 62» | 808504458,3 | Республика Адыгея |
11 | ОАО «Тоннельный отряд № 44» | 624650595,3 | Краснодарский край |
12 | ООО «РОС-Гранит» | 605306226,7 | Волгоградская область |
13 | ГУП СК «Кировское межрайонное ДРСУ» | 560647351 | Ставропольский край |
14 | ОАО «Ростовавтомост» | 495326519 | Ростовская область |
15 | ОАО «Красноармейское ДРСУ» | 426090611 | Краснодарский край |
16 | ОАО «Автобан» | 411748109 | Краснодарский край |
17 | ОАО «Донаэродорстрой» | 402189307 | Ростовская область |
18 | ОАО «Ейское дорожно-строительное управление № 2» | 402185465 | Краснодарский край |
19 | ООО «НПО «Мостовик» | 346531055 | г. Омск |
20 | ООО «ТСМ» | 340146420 | Тамбовская область |
21 | ОАО «Дорожно-Строительное Управление № 1» | 332356490 | Краснодарский край |
22 | ОАО «Мостоотряд-99» | 328797487,7 | Республика Дагестан |
23 | ООО «Трансмост» | 320344577 | Краснодарский край |
24 | ООО Научно-проектно-производственная фирма «Краснодаравтодорсервис» | 309333822 | Краснодарский край |
25 | ООО «Волгоградавтомост» | 292277247 | Волгоградская область |
26 | ОАО «Волгоградавтомост» | 283288825 | Волгоградская область |
27 | ГУП СК «Дорожно-эксплутационно-строительное управление № 2» им. В. И. Демидова | 244468762 | Ставропольский край |
28 | ГУП «Ипатовское ДРСУ» | 219885573 | Ставропольский край |
29 | ОАО «Усть-Лабинское ДРСУ» | 216650112 | Краснодарский край |
30 | ООО «Гранит» | 214669924 | Волгоградская область |
31 | ООО «РАДЭЛЬ» | 211443603 | Волгоградская область |
32 | ООО «Красноармейское ДРСУ» | 209299506 | Краснодарский край |
33 | ОАО «Каневское ДРСУ» | 178653395 | Краснодарский край |
34 | ФГУ ДЭП «Мосты и тоннели» | 173717810 | Краснодарский край |
35 | ЗАО «Дорожно-строительное управление-7» | 167253644 | Краснодарский край |
36 | ООО «Волгодонское ДСУ» | 166493599 | Ростовская область |
37 | ОАО «Лабинское ДРСУ» | 157038754 | Краснодарский край |
38 | ГУП СК «Минераловодское ДРСУ» | 156960363 | Ставропольский край |
39 | ОАО «Крымское ДРСУ» | 147093663 | Краснодарский край |
40 | ООО «Викинг» | 146701861 | Московская область |
В рейтинг включены фирмы и предприятия, выполняющие строительные, ремонтные, реконструкционные работы на дорожных и мостовых объектах пяти регионов Юга России: Ростовской, Волгоградской, Астраханской областей, Краснодарского и Ставропольского краев. Примененные методы исследования: свободный эвристический поиск, поиск в открытых источниках информации, телефонный экспертный опрос (выбор делался в пользу специалистов в сфере дорожного строительства), анализ региональных и федеральных программ дорожного строительства, верификация результатов опроса на основании анализа информации из разных источников.
Рейтинг составлен на основании данных о заключенных государственных контрактах, включенных в реестры госконтрактов. Анализу подверглись данные о контрактах, финансируемых из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов. Таким образом, исследовались данные о крупных компаниях, выполнявших строительные, ремонтные, реконструкционные работы дорожных и мостовых объектов в Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях, Краснодарском и Ставропольском краях в 2011 году. Единица измерения — объем полученных средств за выполнение контрактов. В рейтинге отсутствуют крупные субподрядчики строительных работ, это вызвано низкими суммарными объемами их деятельности. В рейтинге также не учтены финансовые ресурсы, направленные на поддержание и реконструкцию автомобильной трассы М-4 «Дон»: в 2010 году дорога была передана в доверительное управление ГК «Автодор». Следовательно, финансирование поступает на ремонт и реконструкцию автотрассы в целом, конкурсы проводятся в Москве, что не позволило выявить средства, потраченные для реконструкции трассы в рейтинге объектов Юга России.
В рейтинг включены объекты в республиках Северного Кавказа. Это связано с тем, что финансирование данных объектов проходило через ФГУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог» (Ставрополь), обслуживающее сеть федеральных дорог общей протяженностью 2314,52 км, на которых расположены 420 искусственных сооружений в семи регионах бывшего «большого» Южного федерального округа: Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Северной Осетии-Алании, Ингушетии, Дагестане, Чечне. Рейтинг не учитывает ряд объектов, контракты на которые заключены ранее 2011 года, из-за того, что невозможно выделить объемы финансирования на собственно 2011 год.