20 крупнейших строек Москвы за последние 10 лет

20 крупнейших строек Москвы за последние 10 лет

Москва — один из самых динамично развивающихся мегаполисов мира

26.01.2022
За последние 10 лет, которые в Москве называют «эрой Собянина», российская столица изменилась до неузнаваемости — здесь строится огромное количество дорог, мостов, развязок, станций метро, красивых и функциональных зданий, общественных пространств и парков. При этом московские власти стараются не просто развивать инфраструктуру, а делать это в актуальном для современного мегаполиса ключе, то есть с упором на повышение комфорта, сохраняя исторический облик и одновременно информатизируя все, что только можно.

Как известно из одного всеми любимого советского фильма, Москва не сразу строилась, но вот перестраивается и модернизируется она, особенно в последние годы, очень динамично. За последнее десятилетие, которое городом управляет команда Сергея Собянина (а имеет смысл говорить именно о 10 годах, на первом этапе было осмысление проблем столицы и приняты ключевые кадровые решения), в нем произошли кардинальные, если не сказать революционные изменения.
Многие из них определят повестку развития одного из крупнейших мегаполисов мира на десятилетия вперед. Достаточно вспомнить программы реновации промзон и старого жилищного фонда, введение платных парковок, комплексную модернизацию муниципального транспорта, реформу уличной торговли. Есть и менее глобальные, но заметно меняющие облик города и комфорт его жителей, например массовая реставрация памятников архитектуры, повсеместное расширение пешеходной части улиц и цифровизация, в плане которой Москва уже считается едва ли не ведущим мегаполисом мира.

Если продолжать тему сравнений, то, пожалуй, лучшей иллюстрацией того, как изменилась столица за минувшее десятилетие, будет ее взлет во всевозможных топах городов. Из свежего можно отметить рейтинг канадской консалтинговой компании Resonance Consultancy, которая оценивает города мира по сложной матрице, куда включены благоустройство, инфраструктура, дороги, общественный транспорт и множество других факторов, напрямую влияющих на качество жизни. В 2021 году Москва попала в топ-5 рейтинга канадских исследователей наряду с Лондоном, Парижем, Нью-Йорком и Дубаем. Любопытно, что сам Сергей Собянин своим главным достижением на нынешнем посту считает то, что москвичи стали больше любить свой город и оценивать его лучше, чем было, скажем, еще 6-8 лет назад. Действительно, большинство шагов местных властей за последнее время были направлены именно на то, чтобы повернуть город лицом к москвичам, сделать его удобным, безопасным, дружелюбным ко всем категориям живущих в нем людей. И судя по отзывам столичных жителей и независимых урбанистов, им это удается.
Город под землей. Проект развития Московского метрополитена, один из любимых для Собянина, является самой дорогой и масштабной столичной стройкой. Быстро прокладывать линии и возводить станции здесь научились еще при Лужкове, который считал метро транспортом будущего (за что его критиковали многие урбанисты) и старался обеспечить подземке надежное финансирование даже в самые непростые для страны времена.

При Сергее Собянине темпы подземного строительства только ускорились. За 2010-2020 гг. в Москве введено в эксплуатацию более 300 км линий и 145 станций (56 — в метро, 31 — на Московском центральном кольце и 58 — на Московских центральных диаметрах). В конце 2021 года состоялся самый массовый единовременный запуск новых станций в современной истории Московского метрополитена — были открыты 10 новых станций 20-километрового участка юго-западной части Большой кольцевой линии. Таким образом, с 2010 года московская подземка стала в 1,5 раза больше, количество действующих станций выросло до 281.
По данным Правительства Москвы, в ближайшие годы будет открыто еще 50-60 новых станций метро, закончится строительство Большой кольцевой линии и появятся три новые ветки подземки. К 2023-2024 гг. достроят диаметры наземного метро МЦД-3 и МЦД-4, 95% жителей города будут жить в шаговой доступности от станций подземки. Это важно и в масштабах всей страны, подчеркивает Сергей Собянин. «Большая кольцевая линия метро — ключевой проект развития центрального транспортного узла страны. Сегодня через столицу проходит около 60% всех пассажиров России. БКЛ сможет объединить все пассажирские маршруты», — приводит цитату столичного градоначальника его официальный сайт.

Строительство линий метрополитена хотя и важная составляющая программы развития транспортного комплекса Москвы, но является лишь ее частью. Необходимо напомнить, что до прихода Сергея Собянина столица утопала в пробках, по этому показателю она уверенно входила в число худших городов мира. Новое руководство сразу же провозгласило комплексное развитие транспорта своим приоритетом. С 2011 года протяженность столичных трасс выросла на 18%, введено более тысячи километров дорог, около 300 мостов, тоннелей и эстакад, свыше 250 пешеходных переходов, реконструировано 15 вылетных магистралей и 18 основных развязок на МКАД, построены сотни километров выделенных полос для общественного транспорта.

Пропускная способность дорог увеличилась на 20%, а скорость движения на московских трассах за 11 лет выросла с 16,5 км/час до 53 км/час. Важным элементом транспортного каркаса российской столицы стала система хорд, которая, согласно выводам специалистов, как минимум на 20% эффективнее кольцевых автодорог — за счет того, что автотранспорт не нарезает кругами лишние километры, попутно образуя заторы, а двигается напрямую из точки А в точку В. Всего на карте Москвы появятся четыре хорды — Северо-Западная уже запущена, завершение строительства Северо-Восточной, Юго-Восточной и Южной рокады ожидается в ближайшие годы.

Триумф российской архитектуры. Помимо транспортных и инфраструктурных проектов, реализованных за последнее десятилетие, в топе крупнейших строек Москвы заметно обилие девелоперских проектов, что подчеркивает еще один важный вектор развития столицы. Сегодня в Москве реализуется самая масштабная в мире программа реновации жилого фонда, в результате которой из старых хрущевок в новостройки переедут порядка миллиона москвичей. Активно развиваются и актуализируются бывшие промзоны, особенно это касается территорий Новой Москвы. Столичный стройкомплекс в последние годы уверенно держал планку в 8-9 млн кв. метров сдаваемой недвижимости, однако в 2021 году побьет новые рекорды: только за 11 месяцев уже введено 12,9 млн «квадратов», половина из этого объема пришлась на жилье.
Один из самых масштабных девелоперских проектов мира — комплекс ультрасовременных небоскребов Москва-Сити. Здания здесь возводятся в различных стилях (хай-тек, модерн, неоконструктивизм), но при этом объединены единой концепцией. Строящийся сейчас небоскреб One Tower станет самым высоким зданием в Москве и самым высоким жилым домом в Европе. Проект 109-этажной башни разработан архитектурным бюро Сергея Скуратова — огромное здание со стеклянными фасадами получило форму скошенной призмы. Высота небоскреба достигнет 403,9 метра (почти на 30 метров выше текущего столичного рекордсмена — башни «Федерация»), а общая площадь объекта составит более 256 тыс. кв. метров. Стоит отметить, что с появлением Москва-Сити российская столица получила свой современный деловой центр, такие уже существуют, например, в Токио, Нью-Йорке, Лондоне, Шанхае.
Поражают масштабом, размахом и другие девелоперские проекты современной Москвы, причем в топах не только коммерческие, но и социальные объекты. В рейтинги самых удобных и комфортных стадионов мира уверенно входят арены, принимавшие матчи ЧМ по футболу в 2018 году («Лужники», спартаковская «Открытие Арена»), а также домашняя для столичного ФК «Динамо» «ВТБ Арена». А в прошлом году Дворец художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой стал победителем престижнейшего международного конкурса MIPIM Awards, обогнав такие солидные сооружения, как китайский Guardian Art Center и английский Tottenham Hotspur Stadium.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов назвал этот успех «триумфом российской архитектуры». «Уверен, мы и в дальнейшем будем получать международные награды, так как у нас множество первоклассных проектов — и построенных, и строящихся, и проектируемых», — отмечает он.

Новое лицо старого центра. Издание «Коммерсант» подсчитало, что за 9 лет — с 2011-го по 2019 год — Москва потратила на благоустройство 1,5 трлн руб., тогда как вся остальная Россия — 1,7 трлн руб. В 2019 году город освоил на эти цели более 280 млрд руб.— сумму, сопоставимую с общим бюджетом таких крупных субъектов, как Краснодарский край или Татарстан. Впрочем, таким гигантским бюджетом еще нужно правильно распорядиться, и хотя за последние годы не обошлось без шероховатостей, даже скептики признают: за это время Москва фактически получила новое лицо, особенно это касается исторического центра города.
До Собянина в центральной части безраздельно властвовали автомобилисты, а хаотичная уличная торговля отхватывала у пешеходов и так небольшое пространство на тротуарах. Исследования показывали, что москвичи банально не любят гулять по улицам родного города, по их мнению, это было не только неудобно, но и небезопасно. Представители московских властей говорили, что город ежегодно теряет миллиарды рублей недополученной прибыли от туризма, в том числе из-за неудобных узких улиц. В 2014 году стартовал проект «Моя улица», в рамках которого были расширены пешеходные зоны, высажены деревья и клумбы, благоустроены отдельные парки и целый район Капотня. И хотя постоянное перекладывание плитки на столичных улицах стало уже притчей во языцех, Собянин стоял на своем — современный город не развивается, если ничего не меняется. И это не были изменения ради изменений. По данным московской мэрии, в столичных парках с 2010 года количество посещений выросло вдесятеро, а число пешеходов на улицах после реконструкции увеличивается от двух до четырех раз. Символом новой политики в благоустройстве стал парк «Зарядье», который не критиковал только ленивый — и за сомнительную концепцию, и за дороговизну, и за непонятные архитектурные объекты. Однако сегодня это одно из излюбленных мест отдыха москвичей и гостей столицы, центр притяжения туристов, пользующийся популярностью для проведения различных культурных и развлекательных ивентов.

Нельзя не упомянуть и такую новацию, как массовая реставрация зданий, имеющих историческую и культурную ценность, причем столице этот важнейший проект обошелся гораздо дешевле, чем можно было предположить. Во многом это стало возможным благодаря работающей с 2012 года программе «1 рубль за 1 квадратный метр», которая позволяет бизнесу по символической цене взять в аренду объект с условием его ремонта. По данным московских властей, в 2010 году в городе требовали реставрации 1325 объектов культурного наследия — 39% от общего числа. К 2019 году отреставрировано 1247 объектов, 988 взято под госохрану. 

20 крупнейших строек Москвы за последние 10 лет

Название проекта

Статус

Инвестиции, (млрд рублей)

1

Программа развития Московского метрополитена на 2012-2016 гг. (с перспективой до 2020 г.) со строительством более 160 км новых линий и 78 станций

Реализован

1308

2

Строительство объектов московского международного делового центра «Москва-Сити»

Реализуется

1040

3

Строительство скоростной автомобильной дороги М-11 «Нева» Москва — Санкт-Петербург

Реализован

550

4

Строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД)

Реализуется

342

5

Строительство объектов «Города на реке Тушино-2018» с инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой

Реализуется

140

6

Застройка территории Рижского грузового двора жильем и офисными зданиями

Реализуется

127

7

Строительство инновационного центра «Сколково»

Реализован

125

8

Строительство объектов технологической долины МГУ «Воробьевы Горы»

Реализуется

110

9

Развитие Московского аэротрополиса с освоением 6,5 тыс. га земли

Реализуется

100

10

Строительство ЖК Sydney City на берегу Москва-реки

Реализуется

90,8

11

Строительство объектов Московского международного медицинского кластера

Реализуется

90

12

Реконструкция олимпийского комплекса «Лужники»

Реализован

83,5

14

Строительство тематического парка развлечений «Остров мечты»

Реализован

43

13

Реорганизация и застройка промышленной зоны «Алтуфьевское шоссе»

Реализуется

45

15

Застройка «ВТБ Арена парка» с возведением стадиона «Динамо», офисных зданий и жилых домов

Реализован

35,4

16

Строительство комплекса заводов по переработке осадка сточных вод на территории Люберецких и Курьяновских очистных сооружений

Реализуется

25

17

Реконструкция Дмитровского шоссе

Реализован

21,13

18

Реконструкция корпусов и строительство многофункционального образовательно-досугового центра МГТУ им. Баумана

Реализуется

20

19

Строительство футбольного стадиона «Открытие Арена»

Реализован

14,5

20

Строительство парка «Зарядье»

Реализован

14,1


Как мы считали. В рейтинг вошли строящиеся или построенные объекты в Москве в период с 2011-го по 2021 г. Основанием для ранжирования послужила заявленная стоимость проектов в рублях. Информация для составления топ-листа предоставлена региональными и муниципальными органами исполнительной власти, а также получена из открытых источников — публичных выступлений чиновников, проектной документации, размещенной на официальных сайтах органов власти, а также взята с сайта «Госзакупки». Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.
Авторы: Сергей Семенов   
Теги: Москва