N° | Профессии | Количество вузов, в которых представлена профессия | Количество программ подготовки |
10 топовых профессий с высшим образованием | |||
1 | Архитектор ландшафтов | 175 | 41 |
2 | Менеджер строительного проекта | 171 | 74 |
3 | Инженер-проектировщик | 159 | 64 |
4 | Инженер-строитель | 142 | 107 |
5 | Инженер ПТО | 134 | 47 |
6 | Прораб | 131 | 30 |
7 | Дизайнер городской среды | 91 | 20 |
8 | Администратор жилого комплекса | 86 | 43 |
9 | Инженер-проектировщик тепловых сетей | 85 | 19 |
10 | Управляющий жилым комплексом | 84 | 42 |
10 топовых рабочих профессий | |||
1 | Электрогазосварщик | 132 | 7 |
2 | Электросварщик ручной сварки | 127 | 3 |
3 | Сварщик | 114 | 2 |
4 | Маляр строительный | 59 | 3 |
5 | Монтажник каркасно-обшивных конструкций | 59 | 3 |
6 | Облицовщик синтетическими материалами | 59 | 3 |
7 | Облицовщик-плиточник | 59 | 3 |
8 | Штукатур | 59 | 3 |
9 | Облицовщик-мозаичник | 56 | 2 |
10 | Электромонтажник по освещению и осветительным сетям | 48 | 3 |
10 топовых профессий среднего звена | |||
1 | Электрогазосварщик | 132 | 7 |
2 | Электросварщик ручной сварки | 127 | 3 |
3 | Сварщик | 114 | 2 |
4 | Маляр строительный | 59 | 3 |
5 | Монтажник каркасно-обшивных конструкций | 59 | 3 |
6 | Облицовщик синтетическими материалами | 59 | 3 |
7 | Облицовщик-плиточник | 59 | 3 |
8 | Штукатур | 59 | 3 |
9 | Облицовщик-мозаичник | 56 | 2 |
10 | Электромонтажник по освещению и осветительным сетям | 48 | 3 |
Апгрейд рабочих профессий
В России растет спрос на грамотных в цифровой сфере строителей
Изменения на рынке труда происходят особенно быстро. Аналитики прогнозируют возникновение ряда профессий на стыке наук, поэтому в скором времени наиболее конкурентоспособными будут кадры, способные оперативно освоить новые знания и компетенции. Кризис показал: актуализировать и модернизировать образовательные программы должны не только высшая и средняя профессиональные школы. Чтобы соответствовать повышенным требованиям работодателей, регулярно прокачивать свои профессиональные и личностные навыки должны также и будущие сотрудники строительных организаций.
Немного айтишник. Строительство — одна из древнейших профессий. Какие бы ни происходили изменения в мировой экономике, периоды изобилия и подъема или кризисы и пандемии, люди всегда будут проектировать, возводить здания и сооружения. Специалист, получивший диплом инженера-строителя или в смежной отрасли, может быть уверен в своем успешном трудоустройстве. При этом именно в области строительства новые технологии и материалы особенно быстро находят свое применение, что, конечно, способствует привлечению абитуриентов, которым нравится возможность работать в современных, «прорывных» отраслях.
«Строительство (управление и эксплуатация) относится к растущим профессиональным сферам, — говорит Алена Манохина, руководитель пресс-службы компании «HeadHunter Юг», — но так было и до кризиса. И на самом деле процесс самоизоляции и переход на удаленную работу только стимулировал и выступил катализатором этого процесса. Сегодня любой специалист должен быть немного айтишником, так как только в этом случае он будет соответствовать глобальным трендам: автоматизации, виртуализации, глобализации, тотальной связанности и др., — все это имеет значительную привязку к сфере информационных технологий. Она выступает двигателем прогресса».
Ректор Донского государственного технического университета Бесарион Месхи подтверждает, что на протяжении последних лет повышенный спрос на IT-специалистов, инженеров и строителей сохраняется, но теперь для работодателя важно, чтобы выпускники вуза обладали междисциплинарными знаниями и надпрофессиональными компетенциями. «Будущее в образовании именно за междисциплинарным и персонализированным подходами. Тенденция модернизации образовательных программ особенно прослеживается в направлениях подготовки строительного профиля, — говорит Бесарион Месхи. — Уже сегодня мы видим бурное развитие альтернативных источников энергии, IT- и BIM-технологий, направлений «Умный дом» и «Умный город». Строительство перестает быть деятельностью, ограничивающейся возведением зданий и сооружений, на повестке дня — создание комфортной среды жизнедеятельности в самом широком понимании. Для развития этой сферы необходимы специалисты, которые обладают знаниями в различных областях».
Растущий спрос и дефицит кадров. «При поиске работы между соискателями довольно заметна высокая конкуренция — свидетельство серьезного дефицита высококвалифицированных кадров, — отмечает Алена Манохина. — Конкуренция в сфере строительства в целом по России — около трех человек на место, в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель выше в два раза. К примеру, если компании требуется инженер-проектировщик, это означает, что в данной сфере только три резюме могут претендовать на одно предложение. Соответственно, тех специалистов, которые имеют требуемую специализацию, еще меньше».
С этим высказыванием согласен Дмитрий Ижойкин, начальник управления информационной политики и работы с выпускниками Томского архитектурно-строительного университета (ТГАСУ): «Спрос на специалистов, обладающих широким кругом компетенций, которые можно получить в высших учебных заведениях, растет. Работники должны уметь пользоваться цифровыми средствами коммуникации, уметь работать с документацией онлайн, в том числе коллективно. В будущем вероятно развитие тренда на дистанционное управление ряда процессов, например при помощи роботов или беспилотников. Традиционно спросом пользуются архитектурные специальности: «Архитектура», «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия», «Дизайн архитектурной среды». Также популярны «Промышленное и гражданское строительство» — наверное, наиболее универсальный строительный профиль. Немало востребовано и направление «Землеустройство и кадастры».
У поступающих в Нижегородский архитектурный университет (ННГАСУ) заслуженным вниманием пользуются направления подготовки бакалавриата и магистратуры «Строительство» и специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений». «Конкурс достигает восьми человек на место, притом что на данную укрупненную группу, например, в этом году выделено 337 бюджетных мест, — говорит Светлана Лихачева, проректор по развитию и внешним связям ННГАСУ. — Главное отличие приемной кампании-2020 в том, что она проходит в дистанционном режиме. Абитуриенты не только подают все необходимые документы в электронной форме в личном кабинете поступающего, но и вступительные испытания также будут проходить на специальных платформах с применением автоматического прокторинга. Один из популярных вопросов — о применении электронной подписи. Так вот, она не требуется». Для абитуриентов, поступающих в опорный вуз Ростовской области в этом году, впервые предоставлена возможность подать документы, не дожидаясь результатов ЕГЭ. Итоги Единого госэкзамена приемная комиссия ДГТУ обязуется проверить самостоятельно в системе ФИС ГИА и включить абитуриента в ранжированные списки для зачисления.
Доступ для всех. Несмотря на укрупненные группы по некоторым направлениям обучения, большинство представителей высшей и средней школ указывает на недостаточное количество бюджетных мест, слишком высокий конкурс на место и необходимость сдавать экзамены по предметам, которые будут «не нужны» в профессии. Все это лишает большую часть потенциальных студентов возможности получить желаемое и востребованное образование в сфере строительства. «Такое положение дел может привести к серьезному дефициту высококвалифицированных кадров на рынке через 3-5 лет», — говорит Алексей Игнатьев, директор института инженеров строительства и транспорта Ярославского государственного технического университета. Он отмечает, что такой вывод получен в ходе регулярного мониторинга, который университет проводит в течение нескольких последних лет. «В связи с этим у выпускников школ нашей страны есть существенная дилемма, — говорит Дмитрий Ижойкин. — Число бюджетных мест на экономические направления, где необходимо сдавать ЕГЭ по сравнительно несложному обществознанию, невелико. А для поступления на инженерные направления, выпускники которых необходимы стране и имеют существенный уровень заработной платы и часто гарантированное трудоустройство, нужно сдавать физику, экзамена по которой многие боятся. Мы постарались частично решить эту проблему на своем уровне, получив лицензии и открыв набор в этом году на направления с «обществознанием» — «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура» и «Сервис» (на автомобильном транспорте). Таким образом, доступ к этим перспективным профессиям будет открыт для широкого круга лиц».
Ректор ДГТУ обращает внимание, что в этом году ситуация с поступлением выпускников 9-х и 11-х классов существенно отличается. «Выпускники 9-х классов, получившие аттестаты с более высоким средним баллом, могут претендовать на зачисление на более престижные специальности, — говорит Бесарион Месхи, — те, кто мог сдать ОГЭ не очень удачно и вовсе не получить аттестат, сейчас однозначно могут продолжить образование. А вот выпускники 11-х классов все-таки будут отталкиваться от результатов ЕГЭ. В колледжи сразу пойдут только те, кто планировал сдавать ЕГЭ исключительно для получения аттестата (при условии, что они решили продолжать образование). Таким образом, на базе 9-х классов проблем с набором, скорее всего, не будет, наоборот, велика вероятность повышения качества набора. А ситуация с набором на базе 11-х классов прояснится не раньше августа, но и это тоже не станет чем-то новым, потому что основная масса выпускников 11-х классов все-таки традиционно нацелена на поступление в вуз».
Участие бизнеса. Высшие и средние образовательные организации тщательно отслеживают изменения, происходящие на региональном рынке труда, эффективно взаимодействуя с органами власти и работодателями. Это дает возможность обновить существующие программы подготовки и запустить новые проекты. «По запросу многих управляющих компаний открыта профессия «ЖКХ-мастер», так как жилищно-коммунальное хозяйство — одна из рабочих сфер, в которой ощущается нехватка специалистов», — говорит Галина Голикова, директор Волгоградского строительного техникума.
При внедрении новых программ обучения учитываются определенные отраслевые и региональные особенности, обращает внимание Ольга Максимчук, заведующая кафедрой цифровой экономики и технологии управления в городском хозяйстве ВолгГТУ. К примеру, в 2019 году Донской госуниверситет запустил проект по подготовке инженеров с уникальным набором компетенций — Институт опережающих технологий, одним из ключевых направлений которого стала подготовка специалистов для «умного» сельского хозяйства. Образовательный процесс в вузе основан на модели проектного обучения. Студентам предлагается конструировать индивидуальную траекторию развития, получая уникальный набор знаний и компетенций, что соответствует современным мировым требованиям к выпускникам вузов.
Работодатели давно и очень активно вовлекаются в образовательный процесс через формирование образовательных программ, целевую подготовку, участие в работах государственных экзаменационных комиссий. «Но наибольшую эффективность показывает механизм создания базовых кафедр на производствах, — говорит Дмитрий Ижойкин. — На них существенную часть практического образования студенты проходят на действующем оборудовании под руководством практикующих специалистов. После окончания вуза такие выпускники легко вливаются в уже знакомые им коллективы и хорошо знают то, с чем им приходится работать».
30 профессий по направлению «Строительство, недвижимость, архитектура»
Как мы считали. В рейтинг вошли профессии по направлению «Строительство, недвижимость, архитектура», наиболее широко представленные в высших и средних профессиональных учебных заведениях России. Основанием для ранжирования является количество учебных заведений, в которых представлена профессия. Данные предоставлены учебными заведениями, а также взяты из открытых источников: отчетов о самообследовании, данных приемных комиссий учебных заведений, со специализированных образовательных порталов. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.
Похожие
Новые рейтинги
Популярное