План А

План А

Общенациональный план — это новые возможности для экономики и населения России

Последствия коронавируса заставили власти России предпринять энергичные меры. По поручению президента правительство разработало Общенациональный план действий, содержащий 500 мероприятий. Ключевые цели документа, рассчитанного на июнь 2020 г. — декабрь 2021 г., — повышение доходов населения, снижение безработицы, усиление инвестиционной активности, внедрение цифровых технологий, использование новых возможностей рынка труда, развитие экспорта и импортозамещения. Среди важнейших приоритетов — строительство комфортного и доступного жилья, безопасных и качественных дорог, современной инфраструктуры. За 2 года на эти и другие цели запланировано выделить 5 трлн рублей.

В феврале-марте 2020 г. экономика России оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавируса и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Реагируя на ситуацию, правительство и Банк РФ утвердили несколько пакетов мер по поддержке экономики и граждан.

11 мая президент России Владимир Путин объявил о завершении единого периода нерабочих дней, введенного с 30 марта в рамках борьбы с COVID-19, и заявил о начале реализации третьего пакета антикризисных мер, в рамках которого государство, в частности, увеличит адресную поддержку малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Кроме того, глава государства поручил Кабинету министров подготовить Общенациональный план долгосрочного развития экономики, восстановления занятости и доходов населения.

27 мая министр экономического развития РФ Максим Решетников сообщил, что общая стоимость антикризисных мер поддержки отечественной экономики, направленных на борьбу с последствиями пандемии, достигла 3,3 трлн рублей.

2 июня премьер-министр РФ Михаил Мишустин представил президенту Общенациональный план по восстановлению экономики в 2020-2021 гг., который оценен в сумму около 5 трлн рублей. Документ разбит на три этапа. До конца третьего квартала 2020 г. ситуация должна стабилизироваться, нужно не допустить дальнейшего падения доходов граждан. До второго квартала 2021 г. планируется период восстановления, подразумевающий снижение безработицы до уровня ниже 5%, а рост реальных зарплат — не менее 2,5% в годовом выражении. В третьем-четвертом квартале 2021 г. стоит ожидать выхода экономики на устойчивый рост не менее 2,5% в год.
«Стратегическая задача Общенацио­нального плана действий — не только стабилизировать ситуацию, без чего, конечно, невозможно двигаться вперед, но самое главное — поддержать граждан, предприятия, бизнес», — подчеркнул Владимир Путин.

Параллельно президент поставил правительству задачу внести коррективы в действующие национальные проекты, продлив срок их реализации до 2030 г. и дополнив мерами из Общенационального плана. «Нужно исходить из реалий, — объяснил свое решение руководитель государства. — Чем конкретнее будут задачи, которые мы должны будем решить, и цели, которых должны будем добиваться, тем будет лучше для нас всех и для результатов нашей работы, для граждан в конечном счете».
Говоря о реалиях, Владимир Путин имел в виду целевые показатели национальных проектов, которых необходимо было достичь к 2024 г. Например, строить к этому времени не менее 120 млн кв. м жилья в год. По оценке вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, на такую цифру удастся выйти только к 2026-2027 гг. при условии продления программы льготной ипотеки, действующей пока до 1 ноября 2020 г. На актуализацию нацпроектов Кабмину дано три месяца, однако уже известно, что их обновленные цели будут оформлены в пять блоков: сохранение населения, здоровья и благополучия граждан, создание возможностей для самореализации и развития талантов, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный эффективный труд и успешное предпринимательство, цифровая трансформация.

«Потребуется два-три месяца, чтобы представить обновленные нацпроекты, и в них, я думаю, будет больше смелых системных структурных мер, — высказал мнение председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин. — Необходимо предусматривать более сильные изменения в экономике, потому что 2021 год нужно использовать для изменения структуры федерального бюджета, существенной поддержки малого и среднего бизнеса, снижения регуляторной нагрузки на предприятия».
В целом базовая задача нацпроектов по выходу российской экономики на темпы роста выше среднемировых сохраняется. По мнению первого вице-премьера Андрея Белоусова, восстановление экономики РФ может произойти уже в середине следующего года, после этого возможен активный рост показателя — 3% и более, которого можно достичь уже в 2023 г. Обеспечить позитивную динамику должны в том числе активизация инвестиций, развитие предпринимательства и повышение производительности труда.
Основа для преодоления спада. Обще­­национальный план составлялся с учетом мнения бизнес-сообщества. В него вошли предложения Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, «Деловой России», «Опоры России».
Как следует из итогового документа, для организаций наиболее пострадавших отраслей предусмотрены льготные кредиты под 2% со списанием кредита при условии сохранения занятости на 1 апреля 2021 г., плавный по величине налоговой нагрузки переход с упрощенной системы налогообложения на иные налоговые режимы, создание экосистемы для комфортной работы и развития субъектов МСП на базе единой цифровой платформы, переход к риск-ориентированному подходу в контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в интересах предпринимателей, поэтапный переход на безбумажное взаимодействие контрольных органов и проверяемых лиц при сдаче отчетности и обмене документами.

Важный раздел — «Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата». Он предполагает разработку комплексного механизма поддержки крупных частных, государственных и частно-государственных инвестпроектов на федеральном и региональном уровнях, реализацию масштабных инвестпроектов развития инфраструктуры, обладающих существенным мультипликативным эффектом в связанных отраслях, поэтапное улучшение делового климата, включая регулирование процедуры банкротства и совершенствование корпоративного права, ускорение строительных процедур, реформирование нормативной правовой базы градостроительной деятельности и строительства, создание единого цифрового пространства в строительстве, применение цифровой модели объекта в течение его жизненного цикла, ускорение развития городских агломераций и городов, являющихся центрами экономического роста.

Среди других приоритетов — ускорение импортозамещения компонентов стратегического назначения, в том числе на основе диверсификации оборонно-промышленного комплекса, комплексная поддержка экспортеров на принципах «одного окна», содействие их выходу на новые перспективные мировые рынки.
По мнению Андрея Белоусова, России необходимо выйти на устойчивый рост капиталовложений на уровне не ниже 5-6% в год, что предполагает рост примерно на 70% в горизонте 10 лет. «Для достижения целей экономического развития нужно создать систему поддержки предпринимателей на основе цифровых платформ, укрепить механизм акселерации МСП, увеличить долю несырьевого неэнергетического экспорта с 9% до 15% ВВП, провести реформирование регуляторной базы», — перечислил первый вице-премьер.

По признанию представителей бизнес-сообщества, в Общенациональный план вошли не все их предложения, тем не менее результатом они довольны.
«Такого подробного, конкретного плана в России не было еще никогда, и то, что предлагается, в частности, бизнесу, тоже предлагается впервые в таком масштабе и объеме, — заявил президент ТПП РФ Сергей Катырин. — Да, бизнес не все устраивает, хотелось бы большего, но кто сказал, что по ходу реализации плана не будет корректив? Они будут. Пандемия нанесла огромный, до конца еще не учтенный урон. Думаю, сумма на восстановление при более тщательном учете потребностей экономики увеличится более чем наполовину. И я рассчитываю, что за два года мы все отстроим, восстановим, вернемся на уровень 2019 года, соберем силы и пойдем быстрее вперед».

Президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Александр Репик считает, что «из Общенационального плана получилась достойная основа для преодоления спада экономики и выхода на устойчивые темпы роста ВВП». «В документ вошли пункты, которые для бизнеса являются критически важными: валютный контроль, электронный документооборот, ускорение механизма регуляторной гильотины, — отметил Репик. — Еще один очень существенный момент, который может стимулировать рост инвестиционной активности, — возможность компенсации расходов на производственную инфраструктуру в объеме поступающих налогов».
Председатель совета директоров ГК «Ренова» Виктор Вексельберг оценил количество учтенных предложений о поддержке экспорта и импортозамещения как превышающее 50%. «Особенно я бы выделил беспрецедентные меры, связанные с валютным контролем, и готовность в будущем серьезно либерализовать эту часть экспортной деятельности, — заметил бизнесмен. — Если нам удастся сохранить такой формат диалога с правительством, многие вопросы будут решаться быстрее, содержательнее и эффективнее».

Колоссальный эффект. Большой блок в Общенациональном плане посвящен секторальным мерам поддержки — восстановлению и развитию отдельных отраслей. В разделе «Строительство и ЖКХ» содержится более 200 инициатив.
«Стройкомплекс и ЖКХ — ключевые, социально значимые отрасли, — убежден Михаил Мишустин. — В таких компаниях и организациях работают более 11 млн человек. По данным Федеральной налоговой службы, за последние пять лет объем налоговых поступлений от предприятий строительной и смежных с ней отраслей вырос вдвое и в 2019 году превысил 4 трлн рублей. При этом только за прошлый год строительный комплекс перечислил налогов на сумму свыше 2 трлн рублей, а ЖКХ — более 1 трлн. Важно, чтобы теперь они смогли быстро нормализовать свою работу».

Премьер-министр подтвердил, что «в сегодняшней ситуации строительные предприятия и компании столкнулись с серьезными проблемами» и правительство «принимает все необходимые меры, чтобы их решить». Запущена льготная ипотечная программа под 6,5%, на эти цели выделено 6 млрд рублей. На субсидирование процентной ставки по кредитам застройщиков направлено еще 12 млрд. На завершение строительства домов для обманутых дольщиков перечислено 30 млрд.
Разработана программа дальнейшего развития жилищного строительства и ипотечного кредитования. Она предусматривает повышение доступности зай-
мов и их перевод в электронный вид. Государственная дума РФ уже приняла закон, позволяющий использовать для кредитования строительных компаний средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций.
Упрощена система градостроительного регулирования. На три года отложены сроки вступления в силу новых требований для получения разрешения на строительство. Таким образом, у отрасли появилась возможность не тратить время на адаптацию к новым административным процедурам. Это позволит не снижать темпы строительства, что важно в сложившейся ситуации.

«Мы провели огромный объем подготовительной работы по снижению регуляторных мер, — сообщил Марат Хуснуллин. — В первую очередь это касается градостроительной документации, проведения конкурсов, закупочных процедур по 44-ФЗ и другим законодательным актам в части закупок, снижения требований по техническим нормативам и регламентам. В результате реализации этих мер инвестиционно-строительный цикл в стройке сократится минимум на год. Задача в том, чтобы снять максимальное количество барьеров, чтобы быстрее строить, чтобы быстрее средства попадали в стройку и возвращались в виде налогов и, самое главное, в виде построенных садиков, школ, дорог, больниц».

О результативности мер, принимаемых федеральными властями, можно судить по ряду факторов. Пожалуй, самый говорящий — эффект от субсидирования процентной ставки по кредитам застройщиков. «Эффект колоссальный, — уверен Хуснуллин. — Уже порядка 40 млрд рублей пришло в стройку. Заявлено 80 тыс. кредитов, то есть 80 тыс. семей за месяц могут улучшить свои жилищные условия. Эта программа действует до конца года».
Движение с ускорением. Очень важное место в Общенациональном плане отведено и транспортной отрасли. Причем, как и перед стройкомплексом, перед ней стоит задача ускорения. Прежде всего это касается реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В него, в частности, входит Восточный полигон — Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали. Первый этап их модернизации предусматривает строительство дополнительных путей и развитие станций на участках Мариинск — Тайшет, Междуреченск — Тайшет, Хабаровск — Находка для того, чтобы оперативнее доставлять контейнеры от дальневосточных портов к западным границам России. Второй этап предполагает увеличение к 2024 г. пропускной способности БАМа и Транссиба с 124,9 до 180 млн тонн в год. Сроки завершения этого масштабного проекта несколько раз переносились, теперь самый поздний срок, который называется, — 2023 г.
Не менее масштабный проект — международный транспортный коридор Европа — Западный Китай. Ряд скоростных автотрасс, входящих в него с российской стороны, уже действует. В 2019 г. введен в эксплуатацию участок этого маршрута от Санкт-Петербурга до Москвы — скоростная автодорога «Нева». В завершающую стадию вошли работы на Центральной кольцевой автодороге в Московской области.

В 2020 г. дан старт строительству скоростной автомагистрали Москва — Нижний Новгород — Казань длиной более 700 км. Она обеспечит безостановочное скоростное сообщение между четырьмя из восьми крупнейших агломераций РФ: Московской, Самарско-Тольяттинской, Нижегородской и Казанской.
«На перспективу в три-четыре года это самый масштабный дорожный проект России. Он имеет особое значение для всего евразийского пространства», — подчеркнул министр транспорта РФ Евгений Дитрих. С учетом особого значения трассы правительство ставит задачу ввести ее в эксплуатацию уже в 2024 г. Общий объем финансирования объекта превысит 650 млрд рублей. Непосредственно на строительстве будет создано более 30 тыс. рабочих мест, еще более 130 тыс. — в смежных отраслях: автомобилестроении, нефтехимии, электронике, транспорте, логистике, сфере услуг.
По оценкам экспертов, благодаря этой магистрали к 2050 г. рост ВРП достигнет 2,4 трлн рублей, внутренний грузопоток увеличится до 70 млн тонн в год. Экономия времени в пути на всем участке от Казани до Санкт-Петербурга составит 12 часов, а от Казани до Москвы можно будет доехать за 6,5 часа с разрешенной скоростью 130 км/час.

В совокупности в крупные транспортные проекты (реконструкцию аэропортов, модернизацию водных путей, строительство ледоколов), включенные в Общенациональный план и имеющие стратегическое значение для России, будет инвестировано за два года почти 2,07 трлн рублей.
Не считая огромных ассигнований на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», по информации заместителя министра транспорта — руководителя Росавтодора Андрея Костюка, до конца 2024 г. предстоит построить и отремонтировать почти 45 тыс. км региональных трасс и 30 тыс. км улиц. Несмотря на беспрецедентные объемы, субъекты тоже готовы ускориться и завершить работы на год раньше срока. Средства и возможности в Общенациональном плане для этого предусмотрены. Все дорожные фонды регионов предлагается сохранить и запретить их использование в иных целях, а подрядчикам могут выдать госсубсидии и госгарантии на досрочное исполнение контрактов.

«Как и у Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, у национального проекта «Безопасные и качественные дороги» есть макроэффекты, — полагает директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. — К примеру, для его исполнения до 2024 года планируется закупить 826 единиц отечественной дорожной спецтехники. Но главное, что работы в рамках нацпроекта распределены по всей стране и идут на региональном и местном уровнях вплоть до улиц, переходов, столбов в муниципалитетах. Это эффект изменений «прямо за окном», который очень важен в современных условиях». 

Этапы восстановления экономики в рамках Общенационального плана действий

Этап IСтадия адаптации

июнь — сентябрь 2020 г. Результат — прекращение падения экономики относительно низшей точки II квартала 2020 г. На конец этапа: квартальное изменение реальных денежных доходов населения, месячное изменение ВВП, индекса промышленного производства в обрабатывающей промышленности, оборота розничной торговли, оборота платных услуг не ниже 0% к предыдущему периоду со снятой сезонностью.

Этап IIСтадия восстановления

октябрь 2020 г. — июнь 2021 г. Результат — восстановительный рост экономики. На конец этапа: снижение уровня безработицы по сравнению с низшей точкой падения экономики, квартальные показатели ВВП, реальных денежных доходов населения достигли уровня не ниже 98% к 2019 г. (при условии полного снятия ограничений — 100-процентного уровня 2019 г.).

Этап IIIСтадия активного роста

июль — декабрь 2021 г. Результат — на конец этапа выход на устойчивые темпы экономического роста в соответствии с целевыми значениями Общенационального плана.

Задачи Общенационального плана действий
1. Рост реальных доходов граждан, восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса Рост реальной заработной платы на уровне не менее 2,5% в годовом исчислении, снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума ниже уровня 2019 г., рост розничного товарооборота на уровне не менее 3% в годовом исчислении, рост объема платных услуг населению на уровне не менее 2,5% в годовом исчислении.
2. Восстановление и развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства Восстановление численности занятых в МСП и индивидуальных предпринимателей на уровне I квартала 2020 г., темпы роста оборота МСП выше темпов роста экономики в целом.
3. Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата Рост инвестиций в основной капитал на уровне не менее 4,5% в годовом исчислении.
4. Ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда Ежегодный рост численности малых и средних высокотехнологических компаний на 10% в год.
5. Увеличение экспорта и развитие импортозамещения Рост несырьевого неэнергетического экспорта на уровне не менее 5% в годовом исчислении.
6. Восстановление работы отраслей, прямо или косвенно пострадавших от распространения коронавируса Рост индекса промышленного производства обрабатывающей промышленности на уровне не менее 3% в годовом исчислении.

Реализация крупных инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры в рамках Общенационального плана действий
Проект Ответственный исполнитель Стоимость, млрд руб. Окончание

Инфраструктурные проекты на железнодорожном транспорте

Увеличение провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей до 180 млн тонн в год Минтранс России 679,4 2024
Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна Минтранс России 195,3 2024
Развитие железнодорожной инфраструктуры в Центральном транспортном узле Минтранс России 520,4 2024

Инфраструктурные проекты в дорожном хозяйстве

Мероприятия по строительству, реконструкции и ремонту дорог в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Минтранс России 4 800,0 2024
Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе Центральной кольцевой автодороги Московской области А-113 Минтранс России 315,9 2021
Строительство автодороги вокруг г. Екатеринбурга Минтранс России 10,8 2022
Строительство мостового перехода через р. Зея в г. Благовещенске (Амурская область) Минтранс России 19,8 2023
Строительство обхода г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу в составе международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай Минтранс России 120,8 2023
Строительство Восточного выезда из г. Уфы на автодорогу федерального значения М-5 «Урал» Минтранс России 33,6 2023
Строительство автодороги «Обход г. Хабаровска км 13 — км 42» Минтранс России 47,3 2021
Строительство скоростной автодороги Москва — Нижний Новгород — Казань, входящей в состав международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай Минтранс России 610,2 2027
Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автодороги М-4 «Дон» от г. Москвы через г. Воронеж, г. Ростов-на-Дону, г. Краснодар до г. Новороссийска на участке км 1024 — км 1091. Подготовка территории строительства автодороги М-4 «Дон» на участке км 1036+823 — км 1072+321. Строительство автодороги М-4 «Дон» на участке км 1036+823 — км 1072+321 Минтранс России 90,8 2024
Строительство и реконструкция участков автодороги М-10 «Скандинавия» от г. Санкт-Петербурга через г. Выборг до границы с Финляндией. Реконструкция автодороги А-181 «Скандинавия» Санкт-Петербург — Выборг — граница с Финляндией на участке км 65+000 — км 100+000 в Ленинградской области Минтранс России 24,1 2024
Строительство и реконструкция участков автодороги Р-255 «Сибирь» Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Иркутск Минтранс России 45,3 2024

Инфраструктурные проекты на воздушном транспорте

Модернизация аэродромных комплексов, в том числе в Челябинске, Норильске, Саратове, Хабаровске, Якутске Минтранс России 23,4 2024

Инфраструктурные проекты на морском и речном транспорте

Строительство Багаевского гидроузла на реке Дон Минтранс России 21,9 2023
Создание и реконструкция объектов морской портовой инфраструктуры России Минтранс России 102,4 2024

Логотип Вестник Строительство