Развитие в турборежиме

Развитие в турборежиме

Триллионы рублей, освоенные в рамках нацпроектов за 15 лет, преобразили страну

В этом году исполнилось 15 лет с момента, когда в России началась реализация приоритетных национальных проектов. За это время в стране построены тысячи социально важных объектов — это детские сады, школы, больницы, поликлиники, спортивные комплексы. Стоимость крупнейших из них перевалила за миллиард, а их возведение стало настоящим событием для тех регионов, где они появились.

Общеэкономическая ситуация в России в середине 2000-х годов складывалась довольно благоприятно: хорошие цены на углеводороды, продуманная налоговая политика, резко выросшее внутреннее потребление и возрождающаяся после краха 90-х промышленность наполняли бюджет. Стало очевидно, что социальная инфраструктура, доставшаяся по большей части в наследство еще с советских времен, нуждается в кардинальном обновлении, а кое-где и в строительстве с нуля. При этом перед страной была поставлена масштабная задача — слезть с углеводородной иглы, диверсифицировать экономику, а никакого другого рецепта для этого, кроме масштабного инфраструктурного строительства, человечество за время своего существования не придумало. Вместе с тем задачи по развитию страны требовали более бережного подхода к главному ресурсу — людям, качество и продолжительность жизни которых должны были также серьезно вырасти. Важно, что нацпроекты стали прорывным явлением в части бюджетных трансфертов от столиц в регионы, одним из ключевых драйверов развития провинции. Сегодня нет ни одного субъекта, в котором не строилось бы крупных школ и больниц, мостов и дорог, спортивных и культурных центров, объектов благоустройства. Регионы, активно включившиеся в реализацию нацпроектов, получили многомиллиардные инвестиции в развитие инфраструктуры, социальной, культурной сфер. В частности, возглавляющая топы регионов по объему получаемых средств Республика Татарстан только в этом году в рамках федерального финансирования нацпроектов получит из госбюджета почти 31 млрд рублей.

Национальный размах. Стратегические программы и концепции развития в России начали разрабатывать еще в начале 2000-х, федеральные целевые программы, например, принимали в 2002 году. Однако главному вдохновителю преобразований этого времени — президенту РФ Владимиру Путину — требовался иной масштаб. В 2005 году он объявил о начале реализации приоритетных национальных проектов, целью которых стала концентрация денежных, административных и людских ресурсов для повышения качества жизни граждан.
1 января 2006 года в нашей стране началась реализация четырех нацпроектов: «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Образование» и «Развитие агропромышленного комплекса». В итоге первая пятилетка нацпроектов прошла довольно удачно и все ключевые целевые показатели были достигнуты и даже перевыполнены, что сподвигло правительство на их продление. В 2012 году в день своего очередного вступления в должность президента Владимир Путин озвучил так называемые майские указы, которые в целом обозначили основные стратегические направления развития страны до 2018-2020 гг. В частности, в документе был обозначен рост в 1,5 раза реальной заработной платы и производительности труда, создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, улучшение позиций в рейтинге Всемирного банка по ведению бизнеса, перевооружение армии, рост продолжительности жизни, увеличение инвестиций, рост производства продукции в высокотехнологичных и наукоемких отраслях и т.д. В начале 2014 года Министерство финансов РФ подсчитало, что исполнение указов обойдется более чем в 2 трлн рублей. С 2019 года началась новая пятилетка нацпроектов, всего их 12: «Демография», «Культура», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Повышение производительности труда и поддержка занятости», «Наука», «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт». На их реализацию из бюджета будет выделена, согласно предварительной информации, беспрецедентная сумма в 25,7 трлн рублей. Бюджет нацпроектов условно делится на три основных направления. На проекты в рамках программы «Человеческий капитал» ассигновано 5,7 трлн рублей, на программу «Комфортная среда для жизни» пойдет 9,9 трлн, а на «Экономический рост» израсходуют 10,1 трлн рублей. Три наиболее дорогостоящих национальных проекта — «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (6,3 трлн рублей), «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (4,7 трлн рублей) и «Экология» (4 трлн рублей). Меньше всего потратят на развитие малого предпринимательства (481,5 млрд рублей), культуру (113,5 млрд рублей) и на поддержку занятости (52,1 млрд рублей). Программа нацпроектов выстроена по принципу матрешки: в составе каждого из 13 нацпроектов есть ряд федеральных и еще более мелких региональных проектов (более 60% мероприятий по нацпроектам находятся в зоне ответственности субъектов Федерации). Впрочем, с учетом меняющейся конъюнктуры мировой экономики и роста бюджетных доходов бюджеты нацпроектов также изменяются. В частности, в сторону увеличения изменяются расходы на нацпроекты социальной направленности, такие как «Демография» и «Образование». Преимущественно в связи с непрекращающейся пандемией COVID-19 постоянно наращивается бюджет нацпроекта «Здравоохранение», а, например, нарастающее желание людей жить в более чистых городах и назревшая проблема мусора в больших агломерациях приводят к росту бюджета нацпроекта «Экология». Именно статьи здравоохранения, экологии, образования и демографии стали самыми быстрорастущими в 2020 году (соответственно, +97%, +67%, +47%, +44% от первоначально заложенных в смету средств).

20 крупнейших социальных проектов, построенных в рамках реализации нацпроектов
Объект Нацпроект Ввод в эксплуатацию Регион Общая стоимость (млн рублей)
1 Строительство Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в г. Челябинске «Здоровье» 2010 Челябинская область 4200
2 Строительство Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в г. Хабаровске «Здоровье» 2010 Хабаровский край 3510
3 Строительство Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в г. Перми «Здоровье» 2012 Пермский край 3500
4 Строительство Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в г. Красноярске «Здоровье» 2010 Красноярский край 3400
5 Строительство Центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования в г. Барнауле «Здоровье» 2012 Алтайский край 3070
6 Строительство Центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования в г. Смоленске «Здоровье» 2012 Смоленская область 2730
7 Строительство Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в г. Калининграде «Здоровье» 2012 Калининградская область 2700
9 Строительство Центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования в г. Чебоксары «Здоровье» 2009 Чувашская Республика 2577
10 Строительство Федерального центра нейрохирургии в г. Новосибирске «Здоровье» 2012 Новосибирская область 2500
11 Строительство Центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования в г. Краснодаре «Здоровье» 2008 Краснодарский край 2250
12 Строительство Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в г. Пензе «Здоровье» 2008 Пензенская область 2200
13 Строительство Федерального центра нейрохирургии в г. Тюмени «Здоровье» 2011 Тюменская область 2125
14 Достройка и оборудование онкологического диспансера в г. Костроме «Здравоохранение» 2021 Костромская область 2070
15 Строительство лицея на 1220 мест в Пестречинском районе «Образование» 2020 Республика Татарстан 1223
16 Строительство Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии в г. Москве «Здоровье» 2011 Москва 1100
17 Строительство школы на 1340 мест в г. Ростове-на-Дону «Образование» 2019 Ростовская область 1045
18 Строительство общеобразовательной школы на 1100 мест в Динском районе «Образование» 2019 Краснодарский край 1030
19 Строительство общеобразовательной школы на 1100 мест в пос. Краснообск «Жилье и городская среда» 2021 Новосибирская область 986
20 Строительство лицея на 800 мест в г. Чистополе «Образование» 2020 Республика Татарстан 720
Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие объекты, которые построены и сданы в рамках реализации приоритетных нацпроектов. Основанием для ранжирования послужила сумма инвестиций в рублях. Информация для составления рейтинга предоставлена региональными органами исполнительной власти, а также взята с портала госзакупок, официальных сайтов правительств субъектов, проектных документов соответствующих объектов. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.

Эпоха больших строек. Приоритетные национальные проекты, без всякого преувеличения, стали важным явлением в жизни России, отмечал в одной из своих статей один из главных их вдохновителей и кураторов экс-премьер Дмитрий Медведев. В 2006 году в их реализацию включились не только институты федеральной, региональной, местной власти, но и значительная часть общества. «Масштаб и многогранность национальных проектов позволяют говорить о том, что сама их идея выходит далеко за рамки отдельных, пусть даже очень крупных государственных программ. Речь идет об изменениях, которые отражаются и будут отражаться на социально-экономической, психологической, общественной и в конечном счете политической сферах развития страны. Эти результаты являются никак не менее важными, чем достижение плановых отметок по всем приоритетам», — отмечал Дмитрий Медведев.

А один из лучших финансистов страны, глава банка ВТБ Андрей Костин сравнивал нацпроекты по своему экономическому и социальному эффекту с методами, которые обеспечили выход США из Великой депрессии 1930-х годов. Ведь главная цель нацпроектов — это комплексное развитие страны, а не отдельные результаты. «Мне нужно не «ура», мне нужно, чтобы страна развивалась поступательно, уверенно, ритмично и широким фронтом», — говорил Владимир Путин в интервью ТАСС в 2020 году.
Нацпроекты имеют и вполне осязаемый промежуточный итог — это тысячи важнейших объектов социальной и экономической инфраструктуры, построенные за 15 лет и находящиеся в стадии реализации прямо сейчас. Очевидно, что сметная стоимость строительства в 2006-м и 2021 году может отличаться в разы, однако из уже построенных и работающих объектов по стоимости выделяются объекты здравоохранения. Первые четыре позиции в рейтинге самых дорогих объектов, построенных в рамках нацпроектов, — это центры сердечно-сосудистой хирургии в Челябинске, Хабаровске, Перми и Красноярске. Это крайне дорогие объекты, однако их эффективность не подлежит сомнению. В частности, мэр Москвы Сергей Собянин говорил, что создание сети таких центров позволило снизить число смертей от инфарктов и инсультов втрое. Также значительное число позиций в топе занимают центры травматологии, ортопедии, эндопротезирования и нейрохирургии. Основная цель строительства таких центров — обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи для жителей регионов России. До старта нацпроектов крупные центры высоких медицинских технологий были сосредоточены в основном в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске, теперь же, после строительства целой сети подобных объектов, пациенты могут получить всю необходимую медпомощь, не выезжая за пределы региона или федерального округа.

Cамый дорогой медицинский объект, построенный в рамках нацпроектов, — Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в Челябинске — был спроектирован немецкими специалистами и оснащен современным медоборудованием лучших мировых брендов, позволяющим осуществлять диагностику и лечение пациентов в соответствии с международными стандартами. Центр построен по модульной технологии и состоит из 327 модульных блоков — это полностью готовые комнаты, включая операционные, перевязочные, процедурные, палаты для пациентов и кабинеты персонала с уже встроенными системами жизнеобеспечения, мебелью и подготовкой к монтажу медицинского оборудования. Целая логистическая операция была разработана для доставки этих модулей из Германии, где они преимущественно и производились, — сначала Балтийским морем (через Санкт-Петербург), далее по системе рек до Перми, а затем крупногабаритными автомобильными трейлерами уже до Челябинска. Нашлось в числе крупнейших социальных объектов место и мегашколам, которые строились не только в городах-миллионниках, но и в небольших поселках.
Стоит отметить, что уже через 2-3 года топ-20 крупнейших объектов по стоимости может полностью обновиться, к примеру, сметная стоимость строящейся мегашколы в Нижегородской области («Школа 800» на 4,5 тыс. учебных мест) превышает 6,2 млрд рублей. И это далеко не самый дорогой проект в рамках реализуемых ныне приоритетных нацпроектов.

 20 регионов по объему средств, полученных в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда»

Регион Получатель Объем средств полученных в рамках нацпроекта (рубли)
1 Республика Татарстан Министерство финансов Республики Татарстан 6 405 720 735
2 Белгородская область Департамент строительства и транспорта Белгородской области, департамент ЖКХ Белгородской области 5 865 936 989
3 Свердловская область Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области, министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области 5 692 427 200
4 Московская область Министерство благоустройства Московской области 5 084 245 200
5 Иркутская область Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области 4 425 520 972
6 Краснодарский край Министерство топливно-энергетического комплекса и ЖКХ Краснодарского края, департамент строительства Краснодарского края 4 115 663 200
7 Чеченская Республика Министерство строительcтва и ЖКХ Чеченской Республики 4 060 421 500
8 Новосибирская область Министерство строительства Новосибирской области, министерство ЖКХ и энергетики Новосибирской области 3 237 476 562
9 Карачаево-Черкесская Республика Министерство строительства и ЖКХ Карачаево-Черкесской Республики 3 158 861 800
10 Самарская область Министерство строительства Самарской области, министерство энергетики и ЖКХ Самарской области 3 110 649 600
11 Воронежская область Департамент строительной политики Воронежской области, департамент ЖКХ и энергетики Воронежской области 3 036 460 300
12 Ленинградская область Комитет по строительству Ленинградской области, комитет по ЖКХ Ленинградской области 2 956 072 800
13 Ярославская область Департамент ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, департамент строительства Ярославской области 2 781 150 245
14 Республика Башкортостан Министерство ЖКХ Республики Башкортостан, Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 2 292 425 300
15 Ставропольский край Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, министерство строительства и архитектуры Ставропольского края 2 147 050 160
16 Ростовская область Министерство ЖКХ Ростовской области, министерство транспорта Ростовской области 2 031 712 677
17 Республика Дагестан Министерство строительства и ЖКХ Республики Дагестан 2 013 288 100
18 Пензенская область Управление ЖКХ и гражданской защиты населения Пензенской области, министерство строительства и дорожного хозяйства Пензенской области 1 941 868 240
19 Калужская область Министерство строительства и ЖКХ Калужской области 1 738 271 638
20 Челябинская область Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области 1 717 844 600

20 регионов по объему средств, полученных в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Регион Получатель Объем средств полученных в рамках нацпроекта (рубли)
1 Республика Татарстан Министерство финансов Республики Татарстан 7 994 000 465
2 Свердловская область Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области 6 756 000 000
3 Самарская область Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области 6 651 323 599
4 Краснодарский край Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края 5 649 927 491
5 Амурская область Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области 5 590 000 450
6 Новосибирская область Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области 4 930 153 225
7 Ростовская область Министерство транспорта Ростовской области 4 817 130 972
8 Челябинская область Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области 4 682 530 000
9 Калужская область Министерство дорожного хозяйства Калужской области 4 554 449 569
10 Белгородская область Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области 4 540 000 000
11 Республика Башкортостан Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 4 307 541 821
12 Нижегородская область Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области 3 996 600 000
13 Иркутская область Министерство строительства и дорожного хозяйства Иркутской области 3 745 894 660
14 Пермский край Министерство транспорта Пермского края 3 624 860 200
15 Саратовская область Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области 3 508 000 000
16 Красноярский край Министерство транспорта Красноярского края 3 501 525 420
17 Кемеровская область Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса 3 441 867 445
18 Алтайский край Министерство транспорта Алтайского края 3 264 000 000
19 Волгоградская область Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области 3 256 156 518
20 Тюменская область Главное управление строительства Тюменской области 3 220 000 000
Как мы считали. В рейтинг вошли регионы России, получившие наибольший объем федеральных средств в рамках контрактов и субсидий по нацпроектам «Жилье и городская среда» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Основание для ранжирования — общая сумма по соответствующему нацпроекту в рублях с момента начала реализации (с 2018 года) по 1-е полугодие 2021 года. Информация для составления рейтинга была предоставлена правительствами регионов, а также взята из системы «Госрасходы». Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.
Логотип Вестник Строительство