Ускользающая красота, или Как упорядочить хаос

Ускользающая красота, или Как упорядочить хаос

С 2017 года на федеральном уровне начал реализовываться проект дизайн-кода городской среды

В одном из своих эссе Рем Колхас утверждал, что сегодня мы живем в «мусорном пространстве». По мнению архитектора, в таком пространстве нет никакого следования правилам и идее порядка, в нем не создается прекрасное и совершенное. Проект дизайн-кода городов всех накопившихся проблем, конечно, не решит. Но за счет регламентирования норм и правил по оформлению отдельных элементов или комплекса архитектурно-планировочных решений можно способствовать созданию стилистически единой, безопасной и комфортной среды. Опасаться потери разнообразия территорий при этом не стоит, дизайн-код айдентику не исключает, убеждены эксперты.

Хаос и порядок
Впервые о необходимости внедрять дизайн-коды в России не просто заговорили, но и приступили к воплощению в 2012 году. В Москве стартовал пилотный проект по организации размещения информационных конструкций (вывесок), концепцию разрабатывала «Студия Артемия Лебедева». Спустя год новые правила вступили в силу, и все вывески, размещенные на фасадах зданий в пределах Садового кольца, начали приводить в соответствие современным требованиям.
По этому поводу на свой странице Facebook арт-директор «Студия Артемия Лебедева» Эркен Кагаров, характеризовавший ситуацию с информационными конструкциями, сложившуюся с развитием рынка в стране, как полный хаос, написал: «Я считаю это очень важным шагом. Очень рад, что удалось поучаствовать консультациями в этом проекте Москомархитектуры».
По новым рекомендациям был определен максимальный размер вывесок для данной территории — ​0,5 м в высоту и 10 м в длину, на домах до 1952 года постройки можно использовать только отдельные объемные буквы с логотипами площадью не более 0,5 на 0,5 м и т. д. «В исторических центрах европейских и северо­американских городов вывески выполнены в виде отдельных букв и имеют сдержанную цветовую гамму и небольшие размеры, благодаря чему минимально воздействуют на городскую среду и не нарушают целостности восприятия архитектуры. (…) В связи с тем, что настоящая концепция разработана для зоны исторического наследия с ценной в архитектурном отношении застройкой, представляется необходимым размещение на фасадах, как правило, вывесок в виде отдельных букв», — ​сообщают специалисты дизайн-студии «Студия Артемия Лебедева» в пояснительной записке к своей архитектурно-художественной концепции.
Весной 2017 года внедрять новые правила оформления фасадов начали в Саратове в рамках приоритетного госпроекта по формированию комфортной среды, которые разработало КБ «Стрелка». Сегодня дизайн-код городской среды используется ​в Оренбурге, Воронеже, Екатеринбурге, Белгороде, Ижевске, Казани, Новосибирске, Санкт-Петербурге и ряде других муниципалитетов. «Сейчас города активно занимаются разработкой правил, которые смогут регулировать размещение вывесок и рекламы на улицах и фасадах зданий», — ​рассказывает Алена Жмурова, директор проектов КБ «Стрелка», компании, которая совместно с Фондом ЕИРЖС занималась разработкой федерального перечня стандартов по благоустройству городов России и жилищному строительству.
В попытке бороться с рекламно-информационным хаосом закономерны вопросы: а что смена вывесок даст горожанам, а также владельцам компаний, информационные конструкции которых предстоит демонтировать?

«Горожане рады, что теперь светящиеся ночью вывески, лайтбоксы наконец-то исчезнут», — ​отмечает заместитель начальника управления по градостроительству Департамента градостроительства и земельных отношений города Оренбурга Александр Тимофеев. А вот бизнес-сообщество обеспокоено, что новые правила повлекут дополнительные расходы. Однако, как отмечает Александр Тимофеев, в их городе многие предприниматели и юрлица уже начали жить по новым правилам. «Не дожидаясь предписаний, самостоятельно демонтируют несоответствующие вывески и рекламные объекты. Некоторые предприниматели малого и среднего бизнеса все-таки еще не до конца осознают новые правила, не могут быстро перестроиться, из-за этого реализация целей, поставленных перед дизайн-кодом, замедляется», — ​отмечает он. Для оказания содействия лицам, у которых до сих пор остаются какие-либо вопросы по положениям дизайн-кода, администрация города Оренбурга совместно с ТПП Оренбургской области разрабатывают методические рекомендации по вопросу внедрения дизайн-кода, а именно планируется в графической форме отобразить типичные нарушения при размещении рекламы и вывесок на фасадах. Эксперты подчеркивают: внедрение дизайн-кода не подразумевает «убийство» бизнеса и конкуренции, поскольку принятие дизайн-кода не означает установления строгих запретов, да и конкуренция должна заключаться не в размере вывесок, а в качестве предлагаемых товаров и услуг. В перспективе следование «коду» пойдет всему гражданскому сообществу на пользу, в том числе бизнесменам. Например, в Москве после принятия постановления «О размещении информационных конструкций», выполнение которого находится на контроле у объединенной административно-технической инспекции, предпринимателям не надо проходить сложную систему согласования.

Приглушите шум
Тема дизайн-кода городской среды для России относительно новая. Видимо поэтому сейчас больше говорится об информационных конструкциях, хотя понятие дизайн-кода намного шире. В европейской практике тема начала набирать популярность в 90-е годы. «Начало заложено в Берлине. Там в рамках проектирования дизайн-кода для застройки территорий даже сформировался так называемый берлинский стиль, — ​рассказывает архитектор, преподаватель кафедры градостроительства КГАСУ Мария Латыпова. — ​В нашей стране наиболее активно и комплексно это направление развивается в Москве и Санкт-Петербурге. И то, что тема дизайн-кода поднята на федеральном уровне, очень важно. В будущем, уверена, тема дизайн-кода выйдет и за пределы, так скажем, вывесок, и за пределы центра городов. Ведь дизайн-код затрагивает очень много важных тем и задач. Особенно показательно это на примере Северной столицы — ​Мекки туризма с огромным количеством памятников архитектуры, истории и культурного наследия. Там ведется работа по разработке дизайн-кода для городского центра, для своего рода «срединной части» и для периферийной зоны. И через дизайн-код как раз можно понять, как при формировании комфортной среды сохранить исторически самобытный центр с его духом места, как сформировать грамотный переход от него к новым территориям застройки, к спальным районам, для которых также важна комфортная среда, у которых также должна быть своя айдентика».
А этого без дизайн-кода, уверено большинство экспертов, добиться сложно. Ведь в мировой практике дизайн-код подразумевает регламентацию не только оформления и размещения элементов уличной среды, внешний вид временных объектов, но и устанавливает нормативы по пропорциям архитектурных зданий и элементов, применению отделочных материалов и многое другое.
«Дизайн-код — ​это правила и рекомендации, с помощью которых можно сформировать стилистически единую, комфортную и безопасную городскую среду. Его внедрение способно сделать образ города и страны в целом более привлекательным. Сегодня в большинстве российских городов беспорядочные элементы оформления закрывают фасады зданий, архитектурные памятники, создают «визуальный шум». У людей нет желания задерживаться на улицах с избыточной и хаотичной рекламой. У кафе с ресторанами падает поток посетителей. Бизнес теряет клиентов, а город — ​качественную городскую среду и жителей, которые уезжают в более привлекательные города и даже страны. Благодаря дизайн-коду удастся снизить «визуальный шум» в городе, повысить его инвестиционную привлекательность, что даст бизнесу возможность и желание развиваться. А жителям города станет комфортнее находиться в такой среде», — ​убеждена Алена Жмурова. При этом мгновенных преобразований ожидать не стоит. «Перекодировка» городов — ​процесс, который займет не один год. Ведь концепция такого кода включает в себя множество деталей, которые трудно назвать мелочами — ​все они влияют в итоге на качество жизни и восприятие города.

История и современность
В России есть примеры территорий, где в структуру дизайн-кода включено несколько решений и элементов. «Самый яркий по степени охвата тем и элементов на сегодня — ​наукоград Сколково. В структуру его дизайн-кода вошли как общие принципы формирования комфортной городской среды, архитектурно-планировочные решения, система зонирования, так и требования к рекламному, событийному оформлению, арт-объектам, даже к применяемым покрытиям, материалам и колористике. Конечно, внедрять такой комплексный подход в Сколково было проще, поскольку он прорабатывался еще на этапе проектирования города. В уже построенных городах так полномасштабно осуществить работу будет сложнее. Но все же возможно», — ​отмечает Мария Латыпова.
Дизайн-код для Калининграда включает четыре книги. Его разработкой занимается КБ «Стрелка». «Под правила дизайн-кода в Калининграде попадают размещение и внешний вид вывесок, рекламы, НТО — ​киоски и павильоны, а также ярмарки выходного дня. Такой комплексный подход поможет городу восстановить качественную городскую среду и свое уникальное наследие», — ​комментирует Алена Жмурова.
В большинстве городов дизайн по новым правилам разрабатывается на основе уже действующих в других городах России. Опасаться при этом, что все территории будут решены «как под копирку», не стоит. Ижевск, например, взял за основу саратовский дизайн-код, но адаптировал его под свои градостроительные особенности. Важно, что в регламенте указан не один стандарт, а для шести видов типовых застроек. В Оренбурге при внедрении дизайн-кода на центральной улице города также за основу был взят пилотный проект Саратова.
«Проспект Кирова в Саратове во многом имеет сходство с оренбургской улицей Советской. По праву ее можно назвать историческим центром города, где каждый дом представляет собой исторический интерес и ценность, где сосредоточено множество достопримечательностей, исторических зданий, учебных заведений, музеев, театров. Улица является пешеходной зоной, излюбленным местом горожан для прогулок, важным центром общественной жизни и досуга жителей города. Также в расчет бралась практика города Москвы, где в рамках проекта «Моя улица» фасады были очищены от пестрых полотен. Работа ведется, принимая в расчет комплексный характер данной работы, мы не ожидаем мгновенных результатов, но и затягивать реализацию установленных требований не планируем. Устранение «визуального мусора» даст мгновенный положительный эффект: позволит стимулировать горожан на прогулку, вернет городу жизнь, создав пространство, приятное для пребывания», — ​не сомневается Александр Тимофеев.
Несколько лет назад на своей странице в Facebook Эркен Кагаров написал: «Большой проблемой для всей страны является то, что дизайн не считают частью культуры. Опера. Балет. Симфоническая музыка, архитектура и литература — ​да, кино, цирк, народные промыслы вроде бы тоже поддерживаются. Дизайн, который во многом формирует современный мир, — ​нет». Хочется верить, что проект дизайн-кода городской среды позволит всем нам изменить свое отношение не только к дизайну, но в целом к территориям, на которых мы живем. Стать более ответственными и культурными.
8 основных проблем взаимодействия вывески и фасада здания
  • Невнимание к архитектуре. При дизайне вывески необходимо учитывать особенности архитектуры фасада, на котором вывеска будет установлена. Вывески должны вписываться в городскую среду и взаимодействовать, а не конкурировать с ней.
  • «Бесчеловечный» размер. Идеально, когда размеры вывесок сопоставимы с человеческим ростом.
  • Неуместное использование декоративных панелей. Фасады исторических зданий нельзя закрывать декоративными панелями.
  • Неуместные типы вывесок. В центральной части города и на исторических фасадах наиболее уместны вывески из отдельных объемных букв и знаков. Худшая разновидность вывески — прямоугольный лайтбокс.
  • Глухие витрины. Витрины должны быть открытыми и сообщать о товарах и услугах. Заклеенные витрины выглядят недружелюбно и создают впечатление заброшенности.
  • Многочисленные вывески на ограниченной площади. Хаотично расположенные разномастные указатели и таблички у подъездов и в арках создают «визуальный шум»
  • и портят внешний вид фасадов.
  • Самостоятельные надстройки. Козырьки и другие самостоятельные надстройки редко бывают красивыми, так как не были запланированы архитектором.
  • Отсутствие ухода. Владельцам заведений необходимо следить за чистотой вывесок.
Из архитектурно-художественной концепции размещения информационных конструкций (вывесок) на улицах Б. Дмитровка, Петровка, Кузнецкий Мост, Рождественка, Тверская, 1-я Тверская-Ямская, Б. Садовая, Воздвиженка, Новый Арбат и в Столешниковом и Камергерском переулках г. Москвы, разработанной дизайн-студией «Студия Артемия Лебедева»

Мировые практики
Лондон — один из первых в мире городов, где стали внедрять полномасштабный дизайн-код. Причиной тому послужил пожар 1666 года, после которого Кристофер Рено разработал генеральный план столицы. Согласно ему строить можно лишь из камня и кирпича. Определена и высота новых зданий в зависимости от удаленности от центра и так, чтобы прилегающие здания к кафедральному собору святого Павла не превышали его по высоте. А, например, 150 страниц современного справочника «Улицы: руководство» посвящено стандартам в проектировании, принципам благоустройства и элементам средового дизайна: ставка делается в первую очередь на удобство и комфорт пешеходов и местных жителей, а не на автовладельцев.

В Нью-Йорке застройка более 100 лет регламентируется в соответствии с едиными правилами: определены параметры карнизов, крыш, первых этажей, отделки и, конечно, козырьков и навесов кафе и ресторанов и т. п.

Дизайн-код Берлина стал формироваться после падения «стены», в 90-е гг. XX столетия. Под регламент попадают и вывески (выполнены из отдельных букв без подложки и располагаются только между первым и вторым этажами), и элементы навигации, в том числе тротуаров: можно использовать для одного объекта до пяти видов плитки разной фактуры. А велодорожки от автомобильной зоны отделяют лишь нарисованной на асфальте линией.

В 2007 году в Сан-Паулу под запрет попала вся наружная реклама города — от билбордов до магазинных вывесок. Сегодня часть из них планируют вернуть, речь идет о расположении 32 цифровых конструкций на кольцевой дороге города, главной транспортной артерии.

Вашингтонский дизайн-код, пожалуй, самый детально проработанный, он упорядочивает визуальный облик каждого квартала. В нем прописано не только оформление фасадов, информационных конструкций и витрин, но даже размеры уличных урн, городских скамеек и прочих объектов.
Логотип Вестник Строительство