Градостроительная политика области: вчера, сегодня, завтра

Градостроительная политика области: вчера, сегодня, завтра

Об областной градостроительной политике последних лет рассказал главный архитектор Ростовской области Александр Бояринов

С принятием в начале 2000-х ряда новых законов прежняя градостроительная документация — большинство генеральных планов городов и населенных пунктов области — устарела и потребовала корректировки, а зачастую — разработки новой. И сразу возник ряд проблем: в сжатые сроки разработать планировочную документацию для всей территории области, изыскать для этого немалые средства, а также специалистов-градостроителей, которые смогли бы с этой работой справиться.

Времени осталось немного: к 1 января 2010 года, завершив работу по генеральным планам городских округов и поселений, необходимо подготовить правила землепользования и застройки всех муниципальных образований…

Об областной градостроительной политике последних лет рассказал «Вестнику» замминистра территориального развития, архитектуры и градостроительства — главный архитектор Ростовской области Александр Бояринов.

— Ростовская область сегодня — среди передовых в стране в решении проблем градостроительства. В 2007 году впервые в российской практике в результате перехода от отраслевого, ведомственного принципа к принципу территориального планирования было создано новое структурное подразделение — министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области. Разработана правовая основа пространственного развития — областной закон «О градостроительной деятельности в Ростовской области». Законодательным собранием области принято решение подготовить и внести изменения в Устав Ростовской области, включив в него раздел о территориально-пространственном развитии донского края. Только за последние три года разработаны и приняты нормативы градостроительного проектирования на территории области, утверждена Схема территориального планирования Ростовской области…

Последние годы без градостроительной документации и правовых документов у нас творился беспорядок, от которого мы постепенно уходим, принимая пакеты нормативно-правовых документов градостроительной сферы деятельности. Необходимы и новые технические регламенты для градостроительной деятельности.

Раньше действовали СНиПы. В какой-то период их отменили, потому что на смену должны были прийти новые технические нормативы, но этого не произошло. В связи с этим начали происходить негативные процессы в строительстве, сразу стало понятно, что необходимо вернуть часть этих строительных документов. В те нормативы, которые не противоречили принятым изменениям в обществе, «вдохнули вторую жизнь», одновременно дали возможность субъектам Федерации разработать свою базу. И мы за этот период подготовили нормативы градостроительного проектирования, действующие на территории Ростовской области. При этом муниципальные образования имеют возможность дополнять основные нормативы (детализировать аспекты по плотности, транспорту и пр.), однако эти корректировки не должны противоречить областной документации.

— Утвержденный в апреле 2007-го генплан донской столицы стал первой ласточкой активно проводимой министерством градостроительной политики. Каковы областные итоги года? Расскажите, какая работа проводится сейчас, обозначьте перспективы.

— Все из ранее сказанного относится к итогам прожитого года. В 2007-м была утверждена схема территориального планирования Ростовской области, принятая одной из первых в России. Мы перешли к ее детализации — проектированию Юго-Западного района области (Ростовской агломерации), Западного района (Восточно-Донбасской агломерации) и Восточного района области (Волгодонской системы расселения), а также отдельных городов и территорий, дифференцированных на муниципальные образования: 12 городских округов, 18 городских поселений, 43 муниципальных района и 390 сельских поселений, каждое из которых должно иметь необходимый пакет планировочной документации.

В конце 2007 года завершена схема территориального планирования Ростовской агломерации — самого урбанизированного района области, расположенного эксцентрично по отношению ко всей ее территории, в юго-западной части. Она является моноцентрической: вокруг Ростова сформировалась и активно развивается функционально взаимосвязанная (трудовыми, бытовыми и производственными связями) группа городов — Аксай, Батайск, Азов, Новочеркасск и Таганрог. Ведется работа по разработке схем территориального планирования Западного и Восточного районов области.

— В какой мере область и ее города обеспечены генпланами и документами территориального планирования?

— Разработаны генеральные планы практически всех городских округов и большинства городских поселений области. Сегодня не все из них утверждены, но публичные слушания уже провели Батайск и Азов, Волгодонск и Новочеркасск. В первом квартале этого года пройдут публичные слушания генплана в Таганроге. Завершается работа над генпланом Аксая. Что касается других территорий и поселений, понятно, что одновременно разработать новую градостроительную документацию для всех 463 муниципальных образований области невозможно. Да и нет в этом острой необходимости, так как некоторые генеральные планы не исчерпали территории перспективного развития, не нарушают градостроительные нормы, что позволяет продлить их срок действия в части планировочных решений — у нас еще есть время до 1 января 2010 года.

Мы уже охватили все приоритетные территории: основное внимание в 2008–2009 годы, безусловно, сосредоточим на районных центрах и сельских поселениях. Разработка территориально-планировочной документации требует серьезного финансирования, готовности муниципальных структур подготовить техническое задание, провести торги и прочую организационную работу… Однако не все муниципальные образования имеют средства для выполнения всего пакета планировочных работ. У села нет такого бюджета, но нашелся выход: направить из фонда софинансирования средства на «градостроительные нужды».

В последние годы объем областного бюджетного финансирования для поддержки этого вида деятельности резко увеличился с 10 до 470 млн. рублей в год.

Пошел вал работ, но возникла другая проблема: кому выполнять эти работы? Квалифицированных специалистов в области градостроительства сегодня практически не осталось. Специалист архитектор-градостроитель готовится годами. Но в течение последних 15 лет эта профессия была не востребована, поскольку в период кризиса отсутствовал государственный заказ на этот вид деятельности, поэтому одним проектировщикам пришлось переквалифицироваться или вообще уйти из этой сферы, другие уже на пенсии. В этой связи по договоренности с ЮФУ в Институте архитектуры создан региональный центр переподготовки кадров по данной специализации. Будем готовить больше архитекторов градостроительного профиля по целевому набору, прежде всего из сельских районов области. Кстати, с нового учебного года мы впервые начнем обучать «специалистов-градостроителей».

— Кадровый вопрос решает и созданный в 2007 году Региональный институт территориально-градостроительного планирования…

— Необходимость в появлении государственного проектного института была связана с тем, что почти все институты, ранее занимающиеся разработкой территориально-планировочной документации, стали частными коммерческими организациями. Они нацелены в первую очередь на прибыль, выстраивая свои проектные приоритеты, в которых градостроительное проектирование (по проблемам кадрового обеспечения и финансовой выгоде) не оказывается на первом месте. Поэтому мы приняли решение создать государственное автономное учреждение — проектный институт градостроительства, в котором собрали как опытных специалистов, так и молодежь, чтобы было кому передавать опыт. В задачи института входит разработка градостроительной документации, инвестиционных градостроительных программ и проектов, информационно-аналитический мониторинг реализации градостроительной деятельности муниципальных образований.

Генплан, правила землепользования и застройки, проекты планировки, межевания, градостроительный план участка должны быть сведены в открытую информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, доступную каждому человеку, чтобы он в недельный срок мог получить сведения о любом участке со всеми его параметрами: функционально-планировочными, композиционными — и уже решать, как его использовать.

— Итак, схема терпланирования есть, генеральный план выполнен и утвержден. Но ведь это далеко не все…

— Да, схемы территориального планирования и генпланы — это только начало работы. Очень немногие города и поселения области имеют правила землепользования и застройки. Мы начали заниматься этим вопросом, ведь ПЗЗ — очередной и важнейший этап в подготовке пакета градостроительной документации, на их базе в муниципальных образованиях разрабатываются проекты планировки и межевания. Отсюда вытекает проблема организации и подготовки градостроительных планов участков — документов, которые объективно описывают возможности и требования участка под застройку. Если раньше мы имели архитектурно-планировочные задания, теперь все, вплоть до обеспеченности инфраструктурой — водой, газом, теплом, прописывается в градостроительном плане отмежеванного участка. Беда в том, что органы архитектуры оказались беспомощны в заполнении такого документа. Почему? Градостроительный кодекс обязал предоставить весь пакет этих документов сразу, но как можно без ПЗЗ, основываясь только на генплане, составить градостроительный план участка?

— Из этих «рабочих моментов» вытекает важный вопрос: кто и как работает в органах архитектуры муниципальных образований?

— Сегодня главный архитектор муниципального образования приравнен к заместителю главы администрации, он обладает серьезными полномочиями на ответственном участке работы — на эти органы возлагается координирующая роль, ведь во главе угла — рациональное использование территорий. На местные органы возложили много новых функций, и министерство сейчас занято подготовкой предложений по реорганизации органов управления развитием архитектурно-градостроительного комплекса муниципального образования. Эта задача требует от нас не только подготовки качественно новых структур, но и квалифицированных кадров. Ведь закон об архитектурной деятельности гласит, что должность главного архитектора может занимать только специалист, профессионально подготовленный по направлению «Архитектура».

Помимо ранее упоминаемого Центра переподготовки кадров в области архитектуры и градостроительства, мы организовывали курсы и семинары, которые проводили 2–3 раза в год, собирая управленцев и повышая их квалификацию. Такая подготовка успешно проходила для специалистов городских округов и поселений, и сегодня подобная работа проводится уже для специалистов 390 сельских муниципальных образований. Мы уделяем большое внимание проблемам территории области в целом, не забывая ни на секунду о проблемах муниципалитетов. В помощь муниципалитетам нами подготовлены различные пособия, среди которых учебно-методический комплекс — «Современные проблемы управления территориально-градостроительным развитием муниципальных образований» с дополнительной справочной информацией на компакт-диске, где доступно изложены сложные вопросы градостроительства, размещены нормативные документы. Подготовлены к изданию альбомы рекомендуемых к применению, прежде всего в поселениях СМО, архитектурных проектов объектов социальной сферы, а также элементов благоустройства.

При разработке той или иной инвестиционной концепции мы руководствуемся приоритетным направлением развития территорий, которое включает актуализацию градостроительных решений жилищного строительства, производственных комплексов и рекреационных зон. С этих позиций нужно рассматривать территорию, определять вектор ее формирования, но только в том случае, когда территория полностью будет обеспечена градостроительной документацией, можно будет говорить о том, что система управления устойчивым территориально-градостроительным развитием Ростовской области действительно эффективна. Только тогда будут созданы объективные основы формирования качественной архитектурной среды городов и сел донского края.

Логотип Вестник Строительство