С принятием в начале 2000-х ряда новых законов прежняя градостроительная документация — большинство генеральных планов городов и населенных пунктов области — устарела и потребовала корректировки, а зачастую — разработки новой. И сразу возник ряд проблем: в сжатые сроки разработать планировочную документацию для всей территории области, изыскать для этого немалые средства, а также
Времени осталось немного: к 1 января 2010 года, завершив работу по генеральным планам городских округов и поселений, необходимо подготовить правила землепользования и застройки всех муниципальных образований…
Об областной градостроительной политике последних лет рассказал «Вестнику» замминистра территориального развития, архитектуры и градостроительства — главный архитектор Ростовской области Александр Бояринов.
— Ростовская область сегодня — среди передовых в стране в решении проблем градостроительства. В 2007 году впервые в российской практике в результате перехода от отраслевого, ведомственного принципа к принципу территориального планирования было создано новое структурное подразделение — министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области. Разработана правовая основа пространственного развития — областной закон «О градостроительной деятельности в Ростовской области». Законодательным собранием области принято решение подготовить и внести изменения в Устав Ростовской области, включив в него раздел
Раньше действовали СНиПы.
— Утвержденный в апреле
— Все из ранее сказанного относится к итогам прожитого года. В 2007-м была утверждена схема территориального планирования Ростовской области, принятая одной из первых в России. Мы перешли к ее детализации — проектированию
В конце 2007 года завершена схема территориального планирования Ростовской агломерации — самого урбанизированного района области, расположенного эксцентрично по отношению ко всей ее территории,
— В какой мере область и ее города обеспечены генпланами и документами территориального планирования?
— Разработаны генеральные планы практически всех городских округов и большинства городских поселений области. Сегодня не все из них утверждены, но публичные слушания уже провели Батайск и Азов, Волгодонск и Новочеркасск. В первом квартале этого года пройдут публичные слушания генплана в Таганроге. Завершается работа над генпланом Аксая. Что касается других территорий и поселений, понятно, что одновременно разработать новую градостроительную документацию для всех 463 муниципальных образований области невозможно. Да и нет в этом острой необходимости, так как некоторые генеральные планы не исчерпали территории перспективного развития, не нарушают градостроительные нормы, что позволяет продлить их срок действия в части планировочных решений — у нас еще есть время до 1 января 2010 года.
Мы уже охватили все приоритетные территории: основное внимание в 2008–2009 годы, безусловно, сосредоточим на районных центрах и сельских поселениях. Разработка
В последние годы объем областного бюджетного финансирования для поддержки этого вида деятельности резко увеличился с 10 до 470 млн. рублей в год.
Пошел вал работ, но возникла другая проблема: кому выполнять эти работы? Квалифицированных специалистов в области градостроительства сегодня практически не осталось. Специалист
— Кадровый вопрос решает и созданный в 2007 году Региональный институт
— Необходимость в появлении государственного проектного института была связана с тем, что почти все институты, ранее занимающиеся разработкой
Генплан, правила землепользования и застройки, проекты планировки, межевания, градостроительный план участка должны быть сведены в открытую информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, доступную каждому человеку, чтобы он в недельный срок мог получить сведения о любом участке со всеми его параметрами:
— Итак, схема терпланирования есть, генеральный план выполнен и утвержден. Но ведь это далеко не все…
— Да, схемы территориального планирования и генпланы — это только начало работы. Очень немногие города и поселения области имеют правила землепользования и застройки. Мы начали заниматься этим вопросом, ведь ПЗЗ — очередной и важнейший этап в подготовке пакета градостроительной документации, на их базе в муниципальных образованиях разрабатываются проекты планировки и межевания. Отсюда вытекает проблема организации и подготовки градостроительных планов участков — документов, которые объективно описывают возможности и требования участка под застройку. Если раньше мы имели
— Из этих «рабочих моментов» вытекает важный вопрос: кто и как работает в органах архитектуры муниципальных образований?
— Сегодня главный архитектор муниципального образования приравнен к заместителю главы администрации, он обладает серьезными полномочиями на ответственном участке работы — на эти органы возлагается координирующая роль, ведь во главе угла — рациональное использование территорий. На местные органы возложили много новых функций, и министерство сейчас занято подготовкой предложений по реорганизации органов управления развитием
Помимо ранее упоминаемого Центра переподготовки кадров в области архитектуры и градостроительства, мы организовывали курсы и семинары, которые проводили 2–3 раза в год, собирая управленцев и повышая их квалификацию. Такая подготовка успешно проходила для специалистов городских округов и поселений, и сегодня подобная работа проводится уже для специалистов 390 сельских муниципальных образований. Мы уделяем большое внимание проблемам территории области в целом, не забывая ни на секунду о проблемах муниципалитетов. В помощь муниципалитетам нами подготовлены различные пособия, среди которых
При разработке той или иной инвестиционной концепции мы руководствуемся приоритетным направлением развития территорий, которое включает актуализацию градостроительных решений жилищного строительства, производственных комплексов и рекреационных зон. С этих позиций нужно рассматривать территорию, определять вектор ее формирования, но только в том случае, когда территория полностью будет обеспечена градостроительной документацией, можно будет говорить о том, что система управления устойчивым