Чего не хватает России

Чего не хватает России

Спасти нельзя снести. Где здесь ставить запятую, сегодня решают три основных стейкхолдера: государство, частные инвесторы и общественность. Как можно догадаться, речь идет о сохранении культурного наследия.

Осознавая всю важность этого вопроса, редакция «Вестника» провела опрос представителей власти, бизнеса и общественности, чтобы найти самые яркие примеры грамотного и бережного отношения к историческим зданиям, заслуживающие тиражирования в масштабах всей страны. Ведь с опорой на позитивный опыт продуктивность решения вопросов ремонта или восстановления таких объектов возрастает в разы.
Анна Мамонова, исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капремонта МКД:
— Вопрос капитального ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, стоит достаточно остро как для региональных операторов, так и для жителей домов, ведь стоимость таких работ выше, да и проведены они должны быть компетентными специалистами в соответствии с деталями исторического облика самого здания. Тема неоднократно поднималась на экспертных площадках, но однозначного решения по ней еще не принято. Ассоциация придерживается позиции, что если дома-памятники остаются в региональной программе, то для их ремонта необходимо внедрять инструменты поддержки со стороны государства, в зависимости от категории историко-культурного значения объекта культурного наследия (муниципального, регионального или федерального значения).
Эта концепция также легла в основу законопроекта, подготовленного депутатами Госдумы двух профильных комитетов — по ЖКХ и жилищной политике и по культуре. В настоящее время инициатива находится на рассмотрении в профильных ведомствах. Альтернативный вариант — выделить многоквартирные дома — объекты культурного наследия в отдельную программу реставрации и определить для них иные источники финансирования. Вопрос непростой, но он требует решения. Самостоятельно система капремонта с такой финансовой нагрузкой не справится.
Если говорить о позитивных региональных практиках ремонта исторических домов, то можно выделить Калининградскую область. В этом регионе власти дополнительно субсидируют систему капитального ремонта. Благодаря этому с каждым годом темпы ремонта домов-ОКН увеличиваются. Кроме того, в субъекте очень внимательно подходят к сохранению деталей, представляющих историческую ценность. В этом году Фонд капитального ремонта совместно с местным колледжем информационных технологий и строительства запустил учебный модуль по реставрации исторических дверей. Уже в скором времени регион пополнится специалистами в такой узкой области. 
Еще один пример — в Самарской области, где осенью завершились работы по реставрации дома начала XX века. Многоквартирный дом — не только памятник архитектуры, но и истории. В нем располагался один из первых в России кинотеатров. У здания была высокая степень изношенности, многие элементы восстанавливали по оставшимся фрагментам в соответствии с архивными данными. Благодаря капитальному ремонту зданию вернули первозданный вид. 
Объекты культурного наследия — это составляющая туристической привлекательности региона. Очень часто такие дома расположены в центральных частях городов, на проходных улицах и туристических маршрутах. Но в силу дороговизны ремонта дома-памятники ремонтируются планово, в рамках региональных программ капитального ремонта. Что касается особенностей при проведении капремонта, то создается паспорт фасада, который фиксирует технологию и метод проведения ремонта. Соответственно, в этом документе четко указано, какие элементы конструкций и декора изменять нельзя. 
Артем Демидов, председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:
— Сегодня на фоне сокращающейся государственной поддержки темы сохранения памятников и культурного наследия наблюдается качественный рост гражданских инициатив. В последние годы благодаря активной позиции Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, возрастающим возможностям некоммерческих организаций и волонтеров государство стало охотнее откликаться на такого рода инициативы. Самое главное, в 2018 году в ФЗ N° 469 внесены изменения, предоставившие волонтерам официальную возможность принимать участие в отдельных видах работ по сохранению объектов культурного наследия. 
Далее в рамках нацпроекта «Культура» сформулирована программа поддержки добровольчества в сфере культурного наследия. Считаем это важным, потому что государство, помимо функций по охране и вложению средств в реставрацию памятников, берет на себя обязательства по выявлению и поддержке условий для развития гражданских инициатив. В этом направлении ведется большое количество работы, но наиболее ярким примером я бы назвал Школу волонтеров наследия. Очень важно, чтобы команды волонтеров, инициаторы различных проектов по сохранению памятников обладали для этого необходимыми компетенциями и знаниями. Для этого и работает наша школа. За 3 года обучение прошли более 3 тысяч человек. В 2020 году в ее проведении участвуют 10 регионов страны, и с каждым годом их число прирастает. Многие участники известного фестиваля «Том Сойер Фест» проходят теоретические и практические курсы на базе школы, всегда получаем от них хорошие отклики.
Следующим прорывом стало решение о выделении грантов по линии Российского фонда культуры на поддержку общественных инициатив по сохранению культурного наследия.
Разумеется, мы отмечаем и позитивное отношение региональных властей к участию общественности в деле сохранения культурного наследия. Так, большую поддержку получает региональное отделение ВООПИиК в Санкт-Петербурге. Здесь в безвозмездное пользование нам передали два объекта: дачу Крючкова в Репино и дачу Маяковского в Левашово. Ранее это были заброшенные, никому не нужные деревянные дома без собственников, практически приговоренные к исчезновению. В свое время мы утвердили их в качестве объектов культурного наследия, а далее получили согласие на их безвозмездное пользование. Сегодня там в постоянном режиме работают наши волонтеры. Также в Рязани нам передали в аренду на 49 лет дом Овсянникова. Такого рода примеров по стране масса, ведь у нас более 60 региональных отделений — от Калининградской области до Якутии. Власть осознает проблематику бесхозных объектов, начинает понимать, что их можно доверять не только инвесторам, но и общественным организациям.
Дальнейшие перспективы мы видим в появлении правовых условий для того, чтобы инициативная общественность, волонтеры и неравнодушные люди могли получать в пользование и даже в собственность заброшенные, нуждающиеся в помощи памятники. Это станет следующим очень важным шагом для общественных организаций, ведь мы сможем не только сохранять здания, но и взять на себя ответственность за их дальнейшую судьбу.


Дом томского мещанина Николая Александровича Брильянтова по Кирова, 27а, построенный в 1912 году, до восстановления.


Реконструкция здания по пр. Кирова, 27а (объект деревянного зодчества, относящийся к фоновой исторической застройке), может быть названа образцовой — аварийный, буквально расползающийся в разные стороны дом был восстановлен методом перебора с сохранением 70% аутентичных элементов.

Никита Кирсанов, председатель комитета по сохранению исторического наследия г. Томска департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска:
— Муниципальный проект «Дом за рубль» работает в Томске с сентября 2016 года, в его рамках инвесторам предлагается за свой счет и для себя отремонтировать старинные дома, а взамен получить льготу по арендной плате — как в отношении объекта, так и в отношении земельного участка, на котором он расположен. Срок действия договора аренды составляет 49 лет, при этом максимальный срок, который дается арендатору на восстановление здания, составляет пять лет. Льготы по аренде вводятся поэтапно, по мере выполнения этапов восстановления здания; при этом после завершения восстановительных работ и на весь оставшийся срок аренды арендная плата составляет 1 рубль за объект и 0,1% от рыночной стоимости аренды земельного участка (в переводе на томские цены — после выполнения условий по восстановлению здания арендатор платит 300-1000 рублей в год, будучи при этом избавленным от налога на недвижимость). Уникальность томского проекта состоит еще и в том, что льготы по аренде могут быть применены не только по отношению к объектам культурного наследия, но и по отношению в объектам фоновой исторической застройки, формирующей целостный исторической облик района. Перечень таких объектов, а также требования к их ремонту определены местным правовым актом, принятым городской думой (решение Думы города Томска от 4.02.2014 N° 944 «Об установлении особого правового режима в отношении объектов деревянного зодчества, находящихся в собственности муниципального образования «Город Томск»).
В настоящее время в рамках этого проекта передано в аренду 35 пустующих зданий (из них пять объектов культурного наследия и 30 объектов фоновой исторической застройки), то есть проект получил отклик у томского бизнеса. На сегодня пять объектов восстановлены, при этом реконструкция здания по пр. Кирова, 27а (объект деревянного зодчества, относящийся к фоновой исторической застройке), может быть названа образцовой — аварийный, буквально расползающийся в разные стороны дом был восстановлен методом перебора с сохранением 70% аутентичных элементов: бревен, оконных колод, элементов декора и половых плах. На 15 объектах ведутся ремонтно-восстановительные работы, еще на 15 готовится проектная документация.
Десять объектов выставлены на торги на право заключения договора аренды, кроме того, администрацией города Томска составлен перспективный план на пять лет, в который включены еще 42 объекта, с учетом планируемого расселения многоквартирных домов, обладающих исторической ценностью (основная часть домов, включаемых в проект «дом за рубль» — бывшие аварийные многоквартирные дома, выведенные из жилого фонда после расселения в установленном порядке).

Андрей Кочетков, основатель Всероссийского фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест»:
— Фестиваль восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» придуман и запущен в Самаре в 2015-м. На следующий год к нему присоединились Казань и Бузулук. В 2017-м фестиваль проходил в 11 городах и селах, к 2020-му — уже в 54. Суть его в том, что волонтеры приводят старые здания в порядок, возвращая их в городскую среду обновленными. На данный момент нашими силами приведено в порядок 109 домов, причем больше всего из них — в Самаре и Казани.
Главным преимуществом фестиваля можно считать его простоту. Формат нашего мероприятия дает волонтерам инструменты, которые достаточно легко использовать. Если ты готов тратить время и силы, то мы рады предоставить технологии и решения. Кроме того, для запуска фестиваля необязательно наличие статуса юридического лица. Это может сделать НКО или даже группа инициативных граждан.
Глобальная идея фестиваля в том, чтобы запустить так называемый эффект домино. Наша конечная цель — не покрасить или отремонтировать фасад какого-либо здания, а сделать так, чтобы объект помог сохранять и развивать территорию. За 5 лет проведения фестиваля мы пришли к тому, что вектор внимания необходимо смещать от зданий к людям. Насильно мил не будешь. И как бы прекрасна ни была архитектура дома, если им владеют или его используют люди, которым это не нужно, то смысла в нашей работе нет. 
Поэтому в числе ярких примеров я бы обозначил двухэтажный деревянный дом в Казани, в котором жил известный в свое время ученый-зоолог Иммануил Пельцам. В 2018 году волонтеры «Том Сойер Феста» помогли его жильцам обновить облик старинной постройки. И после этого один из собственников осознал ценность дома, провел ремонт квартиры в старинном стиле, отреставрировал мебель, подчеркнул атмосферу деталями. Теперь это жилой музей, куда можно прийти на экскурсию. Простое и даже некачественное жилье превратилось в объект туристической инфраструктуры, а катализатором этого стал фестиваль.
Павел Мазин, главный архитектор бюро «Проект-М» (г. Уфа):
— В нашем городе вопросы сохранения культурного наследия в большей степени зависят от позиции властей и от оперативности их действий, нежели чем от недостатка инвесторов. Заинтересованных лиц, готовых вкладывать свои деньги в восстановление исторических зданий, у нас достаточно.
К сожалению, многие перспективные объекты сегодня по тем или иным причинам продолжают находиться в бесхозном, разрушающемся состоянии. Например, из-за незавершенных судебных разбирательств, неопределенности планов дальнейшего развития территорий дома могут быть не освобождены от прав третьих лиц и так далее. 
Конечно, есть территории и населенные пункты с другими экономическими возможностями, где у бизнеса нет инвестиционного потенциала реализовывать такие проекты. Но в Уфе они есть. Проблема в том, что их нам активно не предлагают. 
У команды бюро «Проект-М» давно зрело желание поработать с объектом культурного наследия. Нам это важно, мы считали и считаем, что реализация такого проекта экономически оправдана. Долго ждали, когда на торгах появится интересный объект, но это происходит редко — всего по одному-два объекта в год. И когда на торги выставили здание хлебопекарни по улице Красина, построенное в начале 1900-х годов, поняли, что пришло время осуществить задуманное. 
В 2019 году наше бюро взяло это разрушенное здание у города в аренду по программе «аренда за рубль». Мы включили его в реестр выявленных объектов культурного наследия, чтобы обезопасить в будущем от сноса, разработали проектно-сметную документацию, прошли экспертизу, привлекли к работам строительную компанию, у которой есть лицензия на осуществление такой деятельности. На реставрацию здания мы в целом потратили 9 млн рублей. Практически полностью заменили крышу, перекрытия, окна, установили декоративные элементы, озеленили территорию, восстановили вывеску на здании — надпись на ней теперь такая: «Образцовая хлебопекарня Николая Даниловича Егоршина купца I гильдии 1905 г.». Обновили осыпающуюся кирпичную кладку разрушенного здания, причем нашли для этого старый кирпич тех годов и необходимых размеров. Специально приобрели камнерезный станок, чтобы фигурно его вырезать.
Также мы провели канализацию и установили отопительную систему. Подключение к сетям, кстати, можно назвать самой сложной частью реставрации: согласование этих процессов с ресурсоснабжающими организациями заняло у нас около 9 месяцев. 
На данный момент мы на стадии сдачи объекта государственным органам. Когда завершим этот этап, передадим здание в субаренду под хлебопекарню, чтобы восстановить его целевое историческое назначение. 
Конечно, некоторые считают, что такого рода реконструкция невыгодна финансово, но я думаю, что идею всегда можно превратить в бизнес, внеся еще и вклад в сохранение культурного наследия города, что в данном вопросе можно считать первостепенным. 
Логотип Вестник Строительство