Метро будущего глазами детей

Метро будущего глазами детей

Столичная подземка: культурная парадигма через осмысление функциональности в архитектурном исполнении

Международный холдинг «ЕвроМедиа» продолжает публикацию проекта «Строители будущего»: о детях, реализующих интересные инициативы в сферах строительства, архитектуры, ЖКХ и экологии. Это материал о будущих архитекторах, которые уже сегодня, по мнению ведущих градостроителей, создают вполне реалистичные проекты, достойные воплощения как в Москве, так и в любом другом городе нашей страны.

По статистике человек проводит в метро полтора часа в день. Сегодня, попадая в подземелье, пассажир ненароком вовлекается в общественное пространство, которое должно заставлять мыслить и наполнять положительными эмоциями. Тематические и многофункциональные станции становятся трендом современного общества и нашли отражение в макетах будущих архитекторов в рамках проекта «Метро будущего».

Отправной темой для творчества учеников детской студии архитектуры и дизайна «ФА-САД» стало 90-летие Мосметростроя. Захар Колпаков, Алена Кирсанова и Лиза Уманская в рамках проекта «Метро будущего» разработали 3 авторских макета станций метро в разном стиле. Ребята учатся в архитектурном классе одной из московских школ. Им по 17 лет, и со своей будущей профессией они уже определились.

Строители будущего
Строители будущего

Круговорот метро

Захар Колпаков создал макет станции метро на базе модульного элемента круга. «Уникальность концепции проекта состоит в разработке отдельного сегмента круговой станции метро с возможностью компоновки в различных вариациях. Благодаря этой форме метро можно вписать в любую градостроительную ситуацию. Такая станция не только является транспортно-пересадочным узлом, но и включает в себя различные общественные пространства. Входы и выходы размещены по всему периметру. Это решает проблему рассредоточения пассажиропотоков. Станция является многофункциональной, т.к. используется пространство, где присутствуют как наземные вестибюли, так и подземные. Там могут располагаться парковки, кафе и рестораны, парки и выставочные пространства. Верхний и нижний ярусы связывают переходы, расположенные под небольшим уклоном, — таким образом решаются вопросы перемещения посетителей, в том числе маломобильных граждан.

Меня вдохновила на создание макета повседневная жизнь москвичей, часть которой проходит в подземке. Сам я являюсь пассажиром метро и в какой-то момент просто стал замечать неудобные вещи в его работе. Много думал над тем, что можно улучшить. Поэтому и родилась идея круговой станции. Затем, чтобы погрузиться с головой в тему работы метрополитена, я сначала прослушал лекцию о том, как оно устроено, начиная от длины состава и заканчивая тем, из чего и где можно строить станции, чтобы они смогли прослужить людям долго», — рассказывает Захар Колпаков.

Валерий Салихов, главный архитектор, член Союза архитекторов РФ, преподаватель, сооснователь студии «ФА-САД» отмечает: «Работа Захара Колпакова характеризуется формообразованием, основанным на концептуальном и конструктивном подходе. Его работе присущ минимализм и рационализм. Его сегментная станция в целом пытается решить задачу освоения общественных пространств с точки зрения функциональности и удобства для пассажиров, различной вариантности на базе модульных решений. Такой подход к многофункциональности павильонов станций практичен и верен. Предложенная концепция архитектурного решения может быть использована профессиональными архитекторами при разработке схемы павильонов метрополитена, и, скорее всего, в будущем именно в этом направлении будет двигаться развитие типологий метрополитена при проектировании транспортно-пересадочных узлов».

Строители будущего
Строители будущего

Музыка и архитектура

Алена Кирсанова разрабатывает станцию метро, посвященную великому русскому композитору Петру Чайковскому. «В Москве много станций, посвященных известным писателям, но нет ни одной станции, названной в честь композитора. Считаю, эту несправедливость нужно исправить», — считает юный архитектор.

«Я абсолютно согласна с высказыванием Шеллинга: «Архитектура — это застывшая музыка, музыка в пространстве». Оба искусства воспроизводят пространственные и временные пропорции. Например, ритм и акценты — общие черты в музыке и архитектуре. Вообще, архитектура — одно из самых долговечных и сильных средств выражения культуры и духовного богатства народа. Ее называют застывшей музыкой, потому что она тоже способна вызывать у человека глубокие чувства. Идея макета станции заключается в соединении музыкальной и архитектурной композиции.

Станция несет не только утилитарную функцию, но и культурную ценность. Каждый ее уголок пропитан музыкой: на платформе звучат симфонии Петра Чайковского, на стене — декоративное панно с изображением сцен из балетов с партитурами. Наверху ажурный легкий потолок. Колонны выполнены с изгибом, что визуально напоминает музыкальный инструмент лиру. Между ними расположена скамейка. Центр композиции — скрипичный ключ. Это стойка информации. На ней можно увидеть карту метро и кнопки вызова сотрудников. Люди спускаются по эскалатору, декорированному под клавиши фортепиано. Вдоль спуска на эскалаторах установлены светильники в виде тромбонов. Таким образом, все декоративные элементы на станции стилизованы под музыкальные инструменты или ноты», — говорит Алена.

«Тема музыкальной станции в макете станции метро Алены Кирсановой несет, помимо просветительской функции, еще и пропаганду искусства архитектуры как созидательной творческой деятельности. Тектоника является реальной интерпретацией и преобразованием конструкций видением Алены. Как инструменты оркестра в музыке, так и конструкции в архитектуре играют роль каркаса, позволяющего выразить замысел композитора и архитектора. Тема струн потолка, лирообразные опоры, нотное освещение, смысловое музыкальное сопровождение — создаваемое эмоциональное настроение станции несет гармонию, настраивает и уводит пассажиров в другую реальность», — комментирует данный проект Валерий Салихов.

Строители будущего
Строители будущего

Абстракция в пространстве

У Лизы Уманской свое видение развития метро. «Я разрабатываю серию станций метро в стиле абстракционизма. На это меня вдохновило творчество таких художников, как Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан. Каждая станция посвящена их творчеству. Макеты представляют собой транспортный узел, который объединен одной тематикой. ТПУ не только служит для пересадки пассажиров, но и несет культурно-образовательную функцию.

В настоящее время готов макет станции в стиле Пита Мондриана. Остальные макеты, посвященные творчеству Малевича и Кандинского, пока в работе.

Мондриан использует в своем творчестве только желтый, красный и синий цвета на белом фоне, а также геометрические фигуры — квадрат и прямоугольник. Это создает впечатление, что мы попали внутрь картины голландского художника. Словно из плоскости она вышла в пространство. В качестве скамеек здесь кубы. Это создает ритм на станции. И человек в шляпе, находящийся здесь, тоже несет свою функцию», — говорит Лиза.

«Безусловно, Кандинский, Мондриан и Малевич достойны того, чтобы им посвятили отдельные станции метрополитена, — согласен с видением ученицы Валерий Салихов, вспоминая «Красный квадрат» Малевича, который уже стал основой дизайна станции московского метрополитена «Нижние Мневники», открывшейся в этом году 1 апреля.

«Тема абстракционизма современна и неслучайно выбрана Лизой. Сам абстракционизм как течение в живописи близок к архитектуре, где основой для форм и образов является геометрия, свет, цвет. Макет Лизы, посвященный творчеству Мондриана, имеет четкую ассоциативную направленность со стилистикой и цветологией этого автора. Очевидно, образ будет узнаваемым. Белый фон с пиксельными, аппликационными цветовыми акцентами производит легкое ощущение и создает отсыл современному искусству к компьютерному пространству. По сути, простыми средствами достигается яркий эмоциональный контекст в современном метро. Мы словно оказываемся в закулисье в мастерской Мондриана. А может быть, в голове художника? Современное искусство ставит основной целью волновать зрителя. В работе Лизы содержится исторически сложившийся подход в дизайне метро как некоего города-сада или улицы в подземном пространстве. Образ, созданный ею, позволяет вдохновляться, находиться в метро как в музее и получать новые эмоции», — замечает главный архитектор проектов.

Инфографика
Инфографика

Наследники Шухова

За плечами этих талантливых ребят годы учебы в художественных школах, студии «ФА-САД», опыт в создании архитектурных композиций и непоколебимое желание связать свою жизнь с архитектурой. Это желание стало особенно сильным после участия в молодежном конкурсе «Наследники В. Шухова», ежегодно проводимом Московским архитектурным институтом. Ребятами созданы арт-объекты в человеческий рост, которые выставлялись в Аптекарском огороде (ботанический сад Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (подразделение биологического факультета) и ВДНХ.

«Мой арт-объект «Арка Шухова» стал победителем VII Молодежного конкурса «Наследники В. Шухова». После этого я начал дорабатывать проект, добавил теоретическую часть, макет дополнил презентацией. С ней участвовал в открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» в секции «Строительство, дизайн и архитектура». Благодаря участию в конференции я получил бесценный опыт создания и презентации проекта, который помог мне приобрести новые полезные навыки. В ходе работы над проектом я познакомился с интересными людьми совершенно разных профессий, но все они — настоящие профессионалы. Именно за счет таких конференций у меня есть возможность обменяться опытом с другими участниками, работы которых позволяют открыть много нового.

До этого на протяжении 3 лет я участвовал в конкурсе WorldSkills в компетенции «Промышленный дизайн». Дважды занимал вторые места. На конкурсе арт-объектов «Проекция разума» в рамках международного фестиваля искусств «Московские звезды» я тоже занял 2-е место. В международном конкурсе «Золотые кубы» стал победителем национального этапа», — делится Захар Колпаков.

Алена Кирсанова также рассказывает об участии в различных профильных конкурсах и фестивалях. Например, в рамках международного фестиваля архитектуры и дизайна «Зодчество» ребята получают награды наряду с профессиональными архитекторами. «В рамках этого фестиваля мы получили дипломы Союза архитекторов РФ в номинации «Лучший архитектурный проект, макет, коллаж из творческих работ». А мой арт-объект «Крылья Шухова» также стал победителем VII Молодежного конкурса «Наследники В. Шухова» и получил приз зрительских симпатий. На протяжении нескольких лет мы участвовали и побеждали в международном фестивале «Московские звезды». А также участвовали в организации детского архитектурного фестиваля «АРХ-ИДЕЯ» совместно с Международным архитектурным фондом им. Якова Чернихова», — рассказывает Алена.

«Создание макета можно условно разделить на 4 этапа: разработка идеи, сбор информации, создание различных плоскостных работ, создание самого макета и его корректировка. Сосредоточиться на такой скрупулезной работе помогает огромный интерес к делу, увлеченность процессом, эмоции от итогового результата», — восклицает Захар Колпаков.

При этом на разработку макетов у ребят уходит разное количество времени. «На макет станции метро, посвященной Чайковскому, у меня ушло 2 месяца. Необходимо подробно изучить тему, особенности задания, посетить выставки, связанные с проектом, пообщаться с профессионалами. Далее мы придумываем эскизы, показываем их преподавателю, коллективно выбираем лучший, затем прорабатываем материалы, масштаб, цвета. И только после этого начинается сам процесс созидания, — говорит Алена Кирсанова и добавляет: — Музыка является неотъемлемой частью большинства людей. Я люблю смотреть балет и с удовольствием посещаю театр. Пересмотрела все балеты Чайковского. Поэтому с выбором композитора у меня не возникло вопроса. Связь между архитектурой и музыкой существует на тонком и неуловимом эмоциональном интуитивном уровне, который не объяснишь словами… Поэтому я могу сидеть часами и не замечать течения времени при разработке макета».

Лиза Уманская отметила, что на создание макета станции метро в стиле абстракционизма ушло около месяца. «В рамках подготовительной работы я пересмотрела большое количество картин Мондриана. Сосредоточиться на творчестве помогает безудержное стремление стать архитектором, выделиться из толпы, сделать себя. Я очень горжусь тем, что в 17 лет нашла дело своей жизни», — говорит она.

Захар Колпаков вторит ей: «Я нисколько не сомневаюсь в правильном выборе будущей профессии. Меня впечатляет возможность менять мир вокруг себя, улучшать его для окружающих; возможность творчески подходить к самой работе, постоянное общение и обучение, связанное с совершенствованием своих навыков».

Согласна с товарищами и Алена Кирсанова: «Я не могу жить без творчества. Архитектура — наиболее многогранная область искусства, объединяющая в себе все другие области. Настоящий архитектор — он и скульптор, и дизайнер, и конструктор, и просто художник. Мне все это нравится, и поэтому я хочу связать свою жизнь с любимым делом».

Дорога в большое будущее

Деятельность родителей Захара, Алены и Лизы абсолютно не связана с архитектурой. Но именно они являются для ребят главными критиками и помощниками. Об этом говорят и сами ребята, и их родители.

«Ни один из проектов не был бы мною реализован без участия родителей. Ведь сразу возникает столько бытовых проблем: закупить стройматериалы, транспортировать арт-объект на выставку в целости и сохранности. Тем более создание любого макета требует не только физических сил, но и моральных. Искренне поддержать, найти нужные слова для бодрости духа и неисчерпаемой энергии могут только родители», — говорит Захар.

«Родители меня всячески подбадривают. Папа помогает с решением конструктивных задач. Рекомендует как лучше. Мама выступает в роли главного критика. И конечно, их поддержка для меня очень важна. Ни один проект не обходится без их участия», — отмечает Алена Кирсанова.

Валентина Уманская, мама Лизы, отмечает огромную роль учителей в профессии. «В студии «ФА-САД» работают потрясающие специалисты, учителя с большой буквы. У нас не архитектурная семья, и мы не связаны со строительством, но когда в 6-м классе случайно попали во вновь образующийся класс с архитектурным направлением, где преподавали Инна Альбертовна Салихова, Арина Львовна Кузьмина и Екатерина Дмитриевна Цукахара, жизнь моего ребенка перевернулась. В студии работают глубоко увлеченные педагоги и, можно сказать, фанаты своего дела с большим уважением и любовью к детям, с огромным стремлением передать свой опыт, научить, развить способности и, главное, дать им самим раскрыться. Моя дочь является победителем многих олимпиад по изобразительному искусству, научно-практической конференции «Инженеры будущего» в 2020 году, трижды становилась призером Молодежного конкурса «Наследники Шухова».

В 2022 году для Захара Колпакова, Алены Кирсановой и Лизы Уманской прозвенит последний школьный звонок и распахнутся двери вузов. Куда поступать, они уже все определились — Московский архитектурный институт, к поступлению в который они готовились больше пяти лет.

Фото: архив героев.

Это проект Отраслевого журнала «Вестник» «Строители будущего». Расскажите о наших героях друзьям, поделитесь текстом в своих социальных сетях.

Логотип Вестник Строительство