Отечественная промышленность строительных материалов, до 2022 года и так находящаяся на подъеме, получила неожиданный подарок от зарубежных конкурентов, решивших «прикрыть лавочку» в нашей стране. То, что ранее не добили логистика и экономическая целесообразность, сделали санкции, и теперь из импортного на наших стройплощадках только узконишевые продукты и компоненты, которые еще пока не освоены. В ближайшие 2-3 года эра активного присутствия на рынке западных производителей подойдет к своему логическому завершению.
Зарубежные производители строительных материалов имеют богатую историю взаимовыгодных отношений. Например, итальянцы, трудившиеся в XV веке над строительством башен и стен Московского Кремля, построили один из первых на Руси кирпичных заводов. А технологию металлической кровли в только-только появившийся Петербург Петр I привез из Северной Европы. В полной мере европейцы развернулись на отечественном строительном рынке уже в веке XX, когда многие бренды, в первую очередь из стран соцблока, во многом строили свой бизнес на взаимоотношениях с Советским Союзом. Характерен пример финской Tikkurila, которая еще не будучи всемирно известным брендом, гнала на Восток целые железнодорожные составы с красками, стремясь хорошо заработать на мегастройках вроде Олимпийских игр в Москве, на возведении тысяч промышленных предприятий и миллионов квадратных метров жилья под лозунгом «Каждой советской семье — отдельную квартиру к 2000 году». Одним из первых экспортных рынков наша страна стала и для датской компании Grundfos, долгое время именно в нашей стране объемы продаж насосов были наиболее весомыми из всех экспортных направлений с учетом Европы и США.
После перестройки иностранцы получили возможность вкладываться в производства на территории нашей страны, и многие из них не преминули ею воспользоваться. Активно, например, развивался Knauf, который имел не только несколько производств, но и подразделение «КНАУФ Инжиниринг», занимающееся научными разработками и внедрением новых технологий. В 2021 году аналитический центр холдинга «ЕвроМедиа» провел исследование инвестиционной активности мировых брендов в постсоветский период. Выяснилось, что их вложения в российские активы составили миллиарды рублей. В числе лидеров оказались такие компании, как Danfoss, Saint-Gobain, Dyckerhoff, AGC Glass, ROCKWOOL, Guardian — они построили или купили заводы, привнесли на рынок бесценные технологии, обучили персонал и менеджмент западным стандартам производственной культуры, наладили логистику и сбыт. Для многих из этих брендов многолетняя история плодотворной работы в России закончится 2022 годом, по крайней мере на ближнесрочную перспективу. Изначально предполагалось, что многие производители, особенно из числа вросших корнями в виде заводов и производственных линий, постараются пересидеть санкционный шторм, чтобы продолжить работу в привычном формате. Лишь немногие сразу и категорично после событий февраля заявили, что не будут работать в России, хотя речь и шла о довольно заметных игроках. К примеру, еще весной объявил о завершении работы в России ирландский Kingspan, занимающий лидирующие позиции среди производителей сэндвич-панелей. Крупнейший производитель керамических стройматериалов из Австрии Wienerberger объявил о продаже активов и уходе с российского рынка. Еще одна потеря — уход Danfoss, который летом объявил о передаче своих активов в России и Белоруссии местному менеджменту. В ЕАЭС датчане производили шаровые краны, блочные тепловые пункты, пластинчатые теплообменники, радиаторные терморегуляторы, поквартирные распределительные шкафы системы отопления и другое энергосберегающее оборудование. Ушел и забрал с собой свои сухие строительные смеси немецкий Henkel, больше известный в России бытовой химией.

Из чего нам дом построить. В начале года на волне небольшой паники в строительном сообществе НОПСМ и СМПРО выпустили совместное аналитическое исследование, в котором отразили основные узкие места отечественной отрасли производства стройматериалов. По мнению аналитиков, в целом успехи в импортозамещении за последние 8 лет значительны, однако по целому ряду направлений сложностей не избежать. «Несмотря на то, что переход на импортозамещение у нас начался еще в 2014 году, по некоторым позициям строительных материалов мы по-прежнему сильно зависим от Запада. Да, по некоторым позициям доля импорта невелика. Например, доля ввоза цемента и минеральной изоляции составляет 2%, стекла — 6%, лакокрасочных материалов строительного назначения составляет 8% и т.д. Однако по некоторым позициям ситуация противоположная. Так, например, больше всего доля импортной продукции по фасадной клинкерной плитке — 97%, в сегменте саморезов и крепежей — 85%, герметиков и клея — 80%», — говорит исполнительный директор Ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов и строительной индустрии» Антон Солон. Главной же проблемой, особенно в контексте продолжающегося технического перевооружения стройкомплекса, обещали стать станки и оборудование. «Практически вся индустрия стройматериалов создана на западном оборудовании. Да, пока оно работает, и работает исправно, однако амортизация всегда берет свое, а строить по имеющимся чертежам российские компании пока не смогут. В итоге, по оценкам НОПСМ и наших партнеров из аналитического центра промышленности стройматериалов СМПРО, эта зависимость от оборудования у нас колоссальная — до 70-100%. И в случае, если не найти им замену, отрасль может столкнуться с дефицитом», — комментирует Антон Солон. По его словам, такие позиции, как, например, кирпич, плитка, сантехническая керамика, саморезы, керамогранит, герметики, газобетон, полностью производятся на импортном оборудовании. Чуть меньше, на 90%, зависит от иностранного оборудования строительная химия, на 70% — минеральная изоляция. Из-за рубежа поставляется почти вся фасадная клинкерная плитка, а также около 80% герметиков, клеев, фасадного крепежа и саморезов.
Еще одна проблемная позиция — строительная химия и добавки. Европейцы не спешили передавать российским компаниям все секреты и тонкости своего производства, и в итоге, когда, казалось бы, завод по производству краски или герметика построен, но не может производить адекватного качества продукцию без какого-то реактива, добавки, химиката, который теперь оказался недоступен. «Например, в производстве цемента и товарного бетона основное сырье для производства цемента и бетонных смесей российское, но есть импортные химические добавки, в частности, для повышения прочности, водопонижения, улучшения подвижности, увеличения срока годности. По древесным плитам ситуация похожая: древесина своя, но есть импортные пропитки, адгезивные составы, финишные покрытия, меламин, слоистые пластики. Наблюдается в стройке и некоторая зависимость от импортного полимерного сырья, оно сейчас используется повсеместно», — отмечала в беседе с «Вестником» директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research Вера Никольская. Она подчеркнула, что подобных небольших палок в колеса со стороны наших недавних друзей и партнеров было поставлено немало, однако катастрофой это для отечественного стройкомплекса не стало. «В частности, значительная часть полимеров уже производится у нас в стране («Сибур», «Уралхимпласт» и др.), при необходимости это производство может быть увеличено. Постепенно развиваются производства по выпуску отечественных химических добавок для строительных материалов, например, в мае в Кингисеппе состоялся запуск нового производства полимеров поликарбоксилатов, открылась похожая линия в Новомосковске Тульской области. Строятся заводы по обогащению коалинов. Но этот процесс небыстрый, закладка подобных производств началась всего несколько лет назад», — говорит Вера Никольская.


На своем берегу. Один из самых больших рисков в случае полного замещения импортного материала или оборудования на отечественный заключается в том, что в доле отечественного материала может присутствовать сырье из-за рубежа, и это затрудняет само производство этого материала, объясняет директор департамента управления себестоимостью компании «ИНТЕКО» Александр Родивилов. «В таком случае либо полностью снимается линейка продукции с производства по причине отсутствия зарубежного сырья, либо не выдерживаются сроки изготовления продукции. Решением может стать поиск альтернативного сырья в дружественных странах или разработка собственных месторождений в России. Однако открытие нового месторождения — процесс небыстрый и финансово затратный», — говорит эксперт. В качестве примера Александр Родивилов приводит сантехнические изделия из фаянса (раковины, унитазы и др.), которые производятся в России и в производстве которых используется белая глина — каолин. Каолин добывается в Великобритании (Корнуолл), в Германии (в районе Дрездена), Чехословакии (окрестности Карловы Вары), США (штат Джорджия), на Украине. Все эти месторождения на сегодняшний момент недоступны для производителей из России, поэтому прорабатывается возможность добычи каолина на Урале и в Казахстане.
Еще один сегмент, который вынужден был существенно перестроиться из-за санкций, — строительство высококачественного и элитного жилья. Александр Родивилов отмечает, что строительная отрасль начала готовиться к импортозамещению еще в 2014 году. Наиболее защищенными в этом отношении являются проекты стандарт- и комфорт-классов, где доля импорта невысока и составляет менее 5%. С повышением класса зависимость от импорта возрастает. «Так, в себестоимости строительства объектов элитного класса импортные материалы занимают порядка 25%, причем больше половины от этого объема приходится на фасады и окна с витражами», — говорит Александр Родивилов. Он отметил, что и по этим направлениям есть различные возможности перехода на отечественные материалы. Например, вместо фасадного камня из Германии компания «ИНТЕКО» начала использовать в своем проекте «Врубеля, 4» натуральный камень, добываемый в Геналдонской долине в Северной Осетии. В целом переход на этот отечественный материал не привел к существенному удорожанию строительства, а главное, удалось нивелировать риски срыва поставок. Впрочем, часть иностранных материалов будет заместить сложно. По словам Александра Родивилова, сейчас девелоперы прорабатывают варианты закупки технического оборудования, в том числе лифтовых узлов, в Турции и Китае, а также логистику их поставок в РФ. «По своим параметрам они не уступают западным», — отметил он.
Один из ведущих отечественных производителей строительных материалов — «Технониколь» — в последние годы также значительно продвинулся в направлении импортозамещения, вытеснив иностранных конкурентов из таких перспективных ниш, как рулонные кровельные материалы, дренажные мембраны, полимерные мембраны для плоской кровли, теплоизоляционные материалы, композитная и битумная черепица. При этом менеджмент компании признает, что к моменту кардинального обострения санкционной войны производство все еще имело определенную зависимость от импорта. Уже в этом году «Технониколь» запустила производство основы для кровельных ПВХ-мембран на заводе «Лоджикруф» в Рязани. На предприятии введены в эксплуатацию две линии совокупной мощностью 16 млн кв. метров полиэфирной сетки в год. Запуск новых мощностей позволил компании выйти на полный цикл производства ПВХ-мембран и закрыть на начальном этапе до 80% собственных потребностей. «Основа для полиэфирной сетки — специальная полиэстеровая нить с низкой тепловой усадкой. Мы активно сейчас ищем возможности покупки такой нити в РФ. Однако у нас пока в основном производят нить, ориентированную на дорожное строительство. Надеемся, что в ближайшем будущем отечественная промышленность сможет обеспечить нас полиэфирной нитью более широкого ассортимента», — прокомментировал Евгений Спиряков, операционный директор направления «Полимерные мембраны и PIR» «Технониколь».
Замена будет. В Минпромторге РФ, который курирует промышленность стройматериалов, подчеркивают, что проблема импортозависимости активно решается: принят целый ряд мер, которые уже в ближайшее время помогут заменить импорт отечественной продукцией или поставками из дружественных стран. «Анализ текущей ситуации на рынке строительных ресурсов показал, что достижение крайне низкого уровня зависимости отрасли от импорта из недружественных стран — это вполне реализуемая задача. И она может и должна быть выполнена в ближайшие несколько лет посредством создания и увеличения отечественных производственных мощностей, развития науки и повышения квалификации специалистов», — подчеркнул заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко. Замминистра в ходе выступления в рамках программы обучающей стратегической сессии «Современные подходы к управлению государственным заказом в области строительства» рассказал, что уже действует механизм ускоренного вывода стройматериалов, изделий и конструкций на рынок за счет упрощения процедуры подтверждения пригодности их использования, а также установлена возможность внесения изменений в проектную документацию в целях импортозамещения. Кроме того, запущен «Каталог импортозамещения» — цифровой портал для быстрого подбора аналогов импортным строительным ресурсам.
Согласно данным, которые приводит НОСТРОЙ, по состоянию на первую декаду июля в каталоге значатся почти 1000 групп строительных материалов, он содержит более 944 позиций по сотне иностранных производителей, по большей части из них подобраны соответствующие аналоги (740 позиций). «Сегодня в предварительном рассмотрении поданных заявок принимает участие 21 эксперт — это представители строительных организаций и производителей стройматериалов. На рассмотрении у них находятся 44 заявки на дополнение каталога отечественными аналогами импортных материалов и 20 заявок на поиск альтернативной продукции», — делится данными НОСТРОЙ.
Во время недавней презентации каталога в прямом эфире проекта «Все о стройке» вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз констатировал, что пока хуже всего обстоят дела со строительной техникой, особенно с дорожной, где импортозависимость выше. «Что касается строительных материалов, то ими стройка укомплектована на 90-93%. Затруднения могут возникнуть при поиске аналогов для эксклюзивных дизайнерских решений — специфических декоративных материалов, деталей, освещения. Однако материалы для более стандартной отделки производятся как внутри страны, так и в других дружественных России странах. В целом же ни одна стройка из-за нехватки стройматериалов пока не остановилась, и процедура импортозамещения постепенно происходит», — резюмировал Антон Мороз.
Говоря о направлениях и мерах, прорабатываемых Минстроем совместно с Минпромторгом РФ и заинтересованными федеральными органами власти, институтами развития, ведущими отраслевыми компаниями и объединениями для снижения импортной зависимости рынка строительных материалов, Сергей Музыченко выделил следующие.
Для обеспечения бесперебойной работы отрасли часть более недоступной продукции будет поставляться через механизм параллельного импорта, а также через ввоз аналогов из дружественных стран. Но было отмечено, что это целесо-
образно только в перспективе ближайших 2-3 лет — времени, необходимого для замещения импорта посредством создания новых производств.
Еще одно важное направление импортозамещения — создание российского программного обеспечения для градостроительства и информационного моделирования.
Минстрой РФ создал список российского ПО. Оно должно помочь застройщикам в условиях, когда зарубежные
IT-контакты отказываются продлевать лицензии пользователям из России. Ожидается, что переход на отечественный софт займет от 3 до 5 лет. В 2022 году появятся первые доработки отечественного софта, а к 2023-2024 гг. — первые пилотные проекты.
Другие направления — это локализация производств с учетом возможности использования запатентованных технологий зарубежного изготовителя, расширение имеющихся производственных мощностей по строительным ресурсам с незначительной долей импорта и высоким уровнем компетенций у соответствующих организаций, проведение научно-исследовательских работ, направленных на достижение технологического суверенитета путем разработки новых материалов, оборудования, инструментов и технологий.