Алексей Ересько: «Вопросы ЖКХ являются наиболее насущными для населения, ведь это та сфера, с которой мы сталкиваемся каждый день»

Алексей Ересько: «Вопросы ЖКХ являются наиболее насущными для населения, ведь это та сфера, с которой мы сталкиваемся каждый день»

Позитивные перемены, которые происходят в жилищно-коммунальном хозяйстве, — результат комплексной работы по модернизации сферы жизнеобеспечения на федеральном уровне и на местах. О том, по каким направлениям сегодня эта работа ведется особенно активно, мы спросили заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Алексея Ересько.

Алексей Васильевич, в 2020 году запущены пилотные проекты в рамках программы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры со степенью износа свыше 60%, однако в 2021 году было объявлено о том, что для продления программы необходимо дополнительное финансирование. Как ситуация обстоит сейчас? Ждет ли программу второй виток реализации?

В настоящий момент, согласно данным Росстата, из 939,79 тыс. км сетей около 400 тыс. км нуждается в замене, что составляет более 41%.

Как было озвучено на заседании Госсовета 21 июня 2022 года, потребности в модернизации систем ЖКХ составляют более 4,5 трлн рублей. Одномоментно направить на модернизацию указанный объем средств невозможно.

Правительством Российской Федерации формируется Программа модернизации коммунальной инфраструктуры на период 2023–2027 годы с целевым видением до 2030 года. Программа будет утверждена до конца 2022 года с началом реализации в 2023 году. Реализация указанной Программы планируется с учетом софинансирования из федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов (согласно Постановлению Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 и Распоряжению Правительства РФ от 27.08 2021 № 2364-р) и внебюджетных источников (20% от суммы средств федерального бюджета и консолидированного бюджета субъекта). Распределение средств федерального бюджета планируется между 84 субъектами Российской Федерации (без города Москвы и новых регионов, вошедших в состав РФ), исходя из протяженности сетей и численности населения в регионе.

На начало 2022 года по сравнению с 2018 годом число концессий, заключенных в сфере ЖКХ, выросло на 35%. При этом эксперты отмечают, что интерес к концессиям в ЖКХ со стороны частных инвесторов невелик из-за того, что не обеспечивается доходность возврата вложений. Какие меры поддержки частных инвесторов планируется использовать для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону? И как ситуация обстоит сегодня?

В связи с высокой социальной значимостью жилищно-коммунальная сфера требует особого внимания и государственной поддержки. При этом мы понимаем, что решить вопрос модернизации инфраструктуры исключительно бюджетными средствами не получится, поэтому серьезное внимание уделяется вопросам привлечения частных инвестиций.

Проведенный мониторинг передачи в концессию объектов ЖКХ государственных и муниципальных предприятий в период 2022 года показал, что на сегодняшний день заключено 2450 концессионных соглашений, 139 313 объектов ЖКХ в государственной и муниципальной собственности переданы по концессионным соглашениям, а 53 672 объекта планируется к передаче. Общий же объем инвестиций по заключенным концессионным соглашениям в 2022 году составил 742,8 млрд рублей (в том числе средства концессионера — 634,7 млрд рублей). В целом общий объем инвестиций по заключенным концессионным соглашениям увеличился на 5,15% (в том числе средства концессионера – на 3,38%) к 2021 году.

В планах Минстроя России продолжить работу, направленную на повышение привлекательности этого инструмента для инвесторов с одновременным усилением их ответственности за достижение плановых значений концессионных соглашений. Совместно с другими ФОИВами прорабатывается несколько инициатив. В первом чтении принят законопроект, определяющий опыт работы и квалификацию потенциального концессионера, устанавливающий залог на участие в конкурсе и запрет на участие в качестве концессионера для ГУП и МУП. Подготовлен законопроект по ускорению процесса государственной регистрации права собственности на имущество, включенное в состав объекта концессионного соглашения, и возможности участия концедента наряду с концессионером в софинансировании данных расходов. Согласован Минстроем законопроект группы вице-спикера И.А. Яровой по повышению прозрачности конкурсных процедур при выборе концессионера. По инициативе Минэнерго совместно с ФАС и Минэкономразвития прорабатывается законопроект по повышению пластичности концессий — возможности изменять по установленным параметрам условия договора в пределах сроков его реализации при согласии органа власти.


В прошлом году в прессе появлялись сообщения о том, что регионы стремятся расселять аварийное жилье досрочно. Получилось?

Мероприятия программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда действительно выполняются опережающими темпами. В полном объеме программу завершили 9 регионов России, еще 11 выполнили целевые показатели федерального проекта за счет собственных средств, а 66 регионов приняли решение об ускоренном завершении региональных программ. Напомню, что досрочное завершение действующей программы переселения граждан позволит регионам приступить к ликвидации аварийного жилья, признанного непригодным для проживания после 1 января 2017 года.

Можно с уверенностью сказать, что задача, поставленная Президентом РФ по расселению аварийного жилья, будет выполнена. На сегодняшний день уже переселены более 400 тыс. человек.

Нам важно сохранить динамику, чтобы направить ресурсы на ликвидацию аварийного жилья по новой программе, принятой правительством в августе. Она охватит многоквартирные дома, признанные непригодными для проживания с 2017 по 2022 год, и позволит переселить около 50 тыс. человек с почти 1 млн кв. метров.

 

В альманахе Отраслевого журнала «Вестник» было опубликовано открытое письмо, в котором поднималась сложная, но важная тема — банкротство водоканалов. В следующем номере она была продолжена: на площадке издания выступили эксперты, которые поделились своим взглядом на проблему и пути ее решения. Эксперты, высказавшиеся по теме банкротства водоканалов, в числе прочего отметили, что, для того чтобы справиться с данной проблемой, необходимо в первую очередь обратить внимание на вопрос тарифного регулирования и найти способ сделать так, чтобы оно покрывало все издержки водоканалов. Согласны ли вы, что это поможет решить проблему? Какие пути решения проблемы вы считаете наиболее эффективными?

На эту тему ведется несколько дискуссий. Следует отметить, что тарифный ресурс сильно ограничен, поэтому здесь необходимо сочетание элементов для максимальной синергии.

Первое — это, безусловно, государственная поддержка, льготные системы кредитования в рамках «инфраструктурного меню», которые позволяют привлечь деньги по льготным ставкам.

Второе — проработка вопроса о сохранении субсидий, особенно в малых и средних городах, это то, о чем многократно говорил президент. Где окупить проекты довольно сложно, требуется сохранить возможность предоставления беспроцентных субсидий для регионов.

Третье — использовать возможность привлечения частного капитала для увеличения стоимости проекта. Для этого нужно повысить привлекательность условий концессии, дать возможность пересматривать долгосрочные параметры регулирования в период действия концессионного соглашения. Самое главное, мы считаем, что все эти мероприятия необходимо выполнять в рамках первоначально согласованной тарифной модели, то есть речи о каком-то резком повышении тарифов здесь не идет. Речь идет о перераспределении денежных потоков в период действия концессии с целью достижения окупаемости и возможности переносить мероприятия по объективным причинам.


Какие главные изменения, произошедшие в сфере ЖКХ в 2022 году, вы можете выделить?

Мы занимались обеспечением комплексного подхода к проектам развития и модернизации инфраструктуры в стране. На выходе программа должна дать повышение эффективности производства коммунальных ресурсов, снижение потерь, определить поиск оптимальных комбинаций источников инвестиций.

Мы постоянно проводим работу по совершенствованию законодательства для повышения качества жизни россиян, ведь вопросы ЖКХ являются наиболее насущными для населения. Это та сфера, с которой мы сталкиваемся каждый день. Например, для повышения эффективности предоставления коммунальных услуг уточнен порядок начисления платы за отопление для помещений в многоквартирных домах, которые не оборудованы отопительными приборами, а также порядок начисления платы за отопление в случае подключения к централизованным сетям теплоснабжения и при самостоятельном производстве тепла с использованием общего имущества в МКД. Установлен порядок проведения перерасчета за некачественную коммунальную услугу для домов, которые заключили «прямые» договоры.

Также под постоянным контролем находится подготовка и прохождение осенне-зимнего периода. В течение года проводится регулярный мониторинг запасов топлива, состояния кредиторской, дебиторской задолженности предприятий, проверяется готовность к работе систем приема и разгрузки топлива, наличия на объектах аварийных бригад и запаса оборудования, обеспечение готовности оборудования теплоснабжающих организаций и по объектам жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в разрезе регионов и муниципальных образований. При этом в целях повышения оперативности контроля мы совместно с Фондом ЖКХ продолжаем развивать нашу ведомственную Систему мониторинга аварий и происшествий МКА ЖКХ.

Также Минстрой России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти активно участвует в работе Правительства РФ по выработке решений для укрепления устойчивости экономики, поддержки граждан, стройотрасли и жилищно-коммунального хозяйства. В антикризисный план Правительства РФ входит около 100 мероприятий, которые направлены на поддержку жилищного строительства, обеспечение своевременного исполнения основных программ. Достаточно много документов уже принято и работают.

Внесены существенные изменения в 44-й Федеральный закон в части возможности изменения существенных условий контрактов, осуществления закупки у единственного поставщика и их авансирования. Утвержден ряд важных актов, среди которых, например, Постановление Правительства РФ № 680, которое устанавливает возможность изменения существенных условий контрактов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства при возникновении независящих от сторон обстоятельств.


А какие основные задачи по развитию отрасли стоят на следующий год?

Как я уже упомянул ранее, в следующем году комплексная программа модернизации ЖКХ станет одной из ключевых мер инфраструктурного развития субъектов. Безусловно, будут применяться наилучшие доступные технологии при проектировании объектов инфраструктуры, энергоэффективные технологии при строительстве, а также планируется максимальная цифровизация объектов после сдачи их в эксплуатацию.

Кроме того, мы продолжим работу по совершенствованию нормативной базы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также законодательства в бюджетировании, концессионных соглашениях и государственном регулировании тарифов. Все это, мы уверены, будет способствовать тому, что ЖКХ и дальше будет меняться в лучшую сторону.

Текст: Анжела Дружинина

Фото: пресс-служба Минстроя, Freepik

Это проект Отраслевого журнала «Вестник» «Новая эра в ЖКХ»: о реформировании сферы жизнеобеспечения. Проект создан при поддержке Минстроя России.

Логотип Вестник Строительство