В 2021 году у регионов появилась новая возможность для развития инфраструктуры, получившая емкое и запоминающееся название «инфраструктурное меню». Почему меню? Дело в том, что в нем собрано несколько инструментов, которыми на свой выбор может воспользоваться участник проекта.
Всего инструментов шесть. Один из них — инфраструктурные облигации, которые позволяют инвесторам привлекать долгосрочное внебюджетное финансирование на строительство инфраструктуры по ставке 3–4% годовых на срок до 20 лет.
Второй инструмент — субсидирование процентной ставки на долгосрочное исполнение контрактов, которое предполагает кредитование подрядчиков по государственным (муниципальным) контрактам по льготной ставке не более 3% годовых с учетом комиссии за банковское сопровождение.
В «инфраструктурном меню» также — реструктуризация бюджетных кредитов в целях инфраструктурной поддержки реализации новых инвестиционных проектов и инфраструктурные кредиты ВЭБа на городскую инфраструктуру. Однако одними из самых популярных инструментов за прошедший год стали инфраструктурные бюджетные кредиты и займы Фонда ЖКХ за счет средств ФНБ.

Пользоваться наибольшим спросом
«Сегодня инфраструктурные бюджетные кредиты привлекли 83 региона РФ. Единственным сдерживающим фактором для оставшихся регионов является то, что кредитная нагрузка на указанные регионы выше предельно допустимой, предусмотренной бюджетным кодексом РФ. Соответственно, все регионы, которые могли привлечь инфраструктурные бюджетные кредиты, воспользовались этой возможностью, — рассказал замдиректора Фонда развития территорий Наиль Сайфуллин. — Данный инструмент интересен тем, что кредиты предоставляются на 15 лет, и стоимость привлечения указанных кредитов — 3%, что является беспрецедентно низкой ставкой за всю современную историю РФ привлечения финансовых ресурсов субъектами РФ. Кроме того, указанные средства могут быть направлены в целом на очень широкий спектр объектов инфраструктуры, начиная от линейных объектов теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения и заканчивая такими объектами, как поликлиники, роддома, школы, детские сады, дороги, мостовые переходы... То есть перечень тех объектов инфраструктуры, на которые регион может потратить деньги, он определяет практически самостоятельно. Еще один интересный момент состоит в том, что впервые за 30-летнюю историю России указанные средства можно получить у федеральных органов исполнительной власти еще до разработки ПСД и в том числе направить их на ее разработку».
По данным эксперта, общий объем средств ИБК в 2021–2025 годах составляет 1 трлн рублей. Эти средства планируется направить на реализацию 941 проекта, в числе которых 54,9% — объекты инженерно-коммунальной инфраструктуры: инженерные сети, ТБО, котельные, тепловые пункты, электроподстанции и т.д. Общая сумма, которая понадобится на их реализацию, — 295,9 млрд рублей.
В числе таких проектов — реконструкция очистных сооружений и строительство водовода в Краснодарском крае, проектирование и строительство в Республике Дагестан магистрального водовода Чиркей — Махачкала — Каспийск (планируемая мощность — 210 тыс. куб. метров в сутки, протяженность — 73 км), второй этап строительства канализационного коллектора № 62 в Ростовской области и другие.
На территории Астраханской области при помощи ИБК в 2022–2023 годах будет реализован первый этап проекта «Развитие Астраханской агломерации (проект развития водоснабжения и водоотведения МУП г. Астрахани «Астрводоканал» и жилищного строительства)». На его реализацию предусмотрено 2699,52 млн рублей.

«В рамках проекта запланировано выполнение комплекса мероприятий, направленных на формирование благоприятной среды для развития жилищного строительства, строительства объектов социальной сферы с одновременным обеспечением подвода к ним коммунальной инфраструктуры, — рассказал и.о. министра строительства и ЖКХ Астраханской области Сергей Трушкин. — Инфраструктурный бюджетный кредит привлекается для выполнения мероприятий по капитальному ремонту сетей водоснабжения и водоотведения МУП г. Астрахани «Астрводоканал» на 53 участках. Второй этап проект рассчитан на 2024–2025 годы с объемом финансирования 989,08 млн рублей».
Важной поддержкой инфраструктурные бюджетные кредиты служат и для Курганской области, где они помогают подготовить земельные участки под жилую застройку и комплексное развитие территорий в микрорайоне Заозерный. В 2022 году, например, здесь началось строительство дороги по ул. Елисеева в 16-м микрорайоне.
«Это самый отдаленный микрорайон, и нам необходимо решить проблему с транспортной доступностью для его жителей. Протяженность новой дороги составит 1,6 км, она поможет соединить 16-й мкр-н с соседним 7-м мкр-н, а также с автодорогой Курган — Шадринск, — отметила директор Департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области Ирина Саблукова. — Также от 7-го мкр-на будет построена дорога по ул. Фарафонова до ул. Мальцева. Благодаря протяженности 1,4 км она поможет соединить отдаленные микрорайоны в Заозерном с центром жилого массива».
Помимо строительства дорог в Заозерном, ведется технологическое присоединение к системам водоснабжения и водоотведения, к электрическим и тепловым сетям участка КРТ на озере Черное. Здесь планируется реализовать крупный проект комплексного развития территории.
«На нежилом участке у берега озера будут возведены мало- и среднеэтажные дома, благоустроены скверы как для жителей новых домов, так и для всех заозерцев. Базой для такого важного проекта КРТ является присоединение к инженерным сетям. Именно инфраструктурные бюджетные кредиты помогают в его реализации, — добавила Ирина Саблукова. — Помимо молодого макрорайона Заозерный, перемены коснутся и центра Кургана. Здесь планируется строительство участка дороги в 0,5 км по ул. Бурова-Петрова, который продолжится до ул. Куйбышева. Будет построена также дорога до ЖК «Солнце парк», что поможет соединить новый жилой комплекс с остальной дорожной сетью города. Строительство всех объектов планируется завершить уже в 2023 году. Работа в этом направлении продолжится и в последующие годы».

В лидерах
Среди регионов, которые воспользовались инструментом инфраструктурных бюджетных кредитов, уже наметились лидеры. По словам Наиля Сайфуллина, говорить об их лидерстве можно не в контексте количества поданных заявок, а в контексте того, что внутри одной поданной и одобренной заявки может быть до 30–50 объектов, на которые регион привлекает средства.
«В качестве примера можно привести Алтайский край. Заявка одна, а объектов более 25. Это и капитальный ремонт мостовых переходов, и строительство съездов к объектам, которые будут построены в рамках новых инвестиционных проектов частных инвесторов, и строительство одного из крупнейших в Сибири молочных и молокоперерабатывающих комплексов, — поделился эксперт. — То есть, говоря о регионах-лидерах, мы абстрагируемся от заявки и смотрим, насколько эффективно и целевым образом средства доходят до конечных исполнителей контрактов. В этом смысле к числу лидеров можно отнести Республику Татарстан, Забайкальский край, Республику Карелию, Амурскую, Кемеровскую и Магаданскую области. С одной стороны, это регионы с разным объемом доведенных до них средств инфраструктурных бюджетных кредитов, но, с другой стороны, все они к 1 ноября освоили уже практически 100% выделенных средств».

Займ с выгодой
Еще один популярный у регионов инструмент «инфраструктурного меню» — займы Фонда ЖКХ за счет средств ФНБ. Такой заем выдается на период не более 25 лет под 3% годовых на оплату и (или) возмещение ранее понесенных расходов на закупку оборудования и материалов в целях реализации проекта, строительно-монтажных работ, работ по инженерным изысканиям и подготовки проектной документации. Объем средств ФНБ при этом не превышает 80%.
Лимиты финансирования в размере 409,9 млн рублей, полученные за счет средств Фонда национального благосостояния, а также 102,5 млн рублей из средств бюджета города Астрахани будут направлены на ремонт 3 систем ливневой канализации по ул. Харковская, 28А и ул. Бурова, 2А и ул. К. Маркса, 3А в городе Астрахани.
«Реализация этих проектов поможет на 60% решить проблему износа насосных станций, построенных в 50-е годы прошлого века, сократит расходы на их эксплуатацию, снизит объем неочищенных стоков, сбрасываемых в водные объекты, повысит комфортность и качество городской среды и создаст благоприятные условия для проживания около 50 тыс. граждан», — резюмировал Сергей Трушкин.
В Оренбургской области одобрены заявки на получение займов для реализации 13 проектов модернизации в сферах тепло- и водоснабжения.

«Длинные» деньги фонда позволят нам модернизировать опорную коммунальную инфраструктуру в нескольких территориях региона: в Оренбурге, Бузулуке, Новотроицке, Орске, Кувандыкском городском округе. Общая стоимость проектов — 2,6 млрд рублей, из которых 2,1 млрд — средства Фонда национального благосостояния, а 526,4 млрд рублей — средства предприятий-заемщиков, — поделился заместитель председателя правительства Оренбургской области — министр строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области Александр Полухин. — Реализация данных проектов направлена на обеспечение надежного бесперебойного водоснабжения и теплоснабжения потребителей, снижение износа тепловых сетей и систем водоснабжения, технологических и фактических потерь при передаче тепловой энергии на реконструируемых участках, снижение величины потерь воды в системе водоснабжения и количества аварий на сетях тепло- и водоснабжения, а также сокращение удельных затрат электроэнергии».
В рамках этого в 2022–2023 годах в г. Орске реконструируют сети теплоснабжения протяженностью 2,4 км на участке от котельной № 7 до тепловой камеры на проспекте Орском и участках трубопроводов тепломагистрали «Соцгород», в г. Оренбурге реконструируют сети теплоснабжения протяженностью более 26500 м, а также сети водоснабжения протяженностью 1840 м с устройством распределительной гребенки, строительством камер и установкой запорной арматуры на насосной станции 2-го подъема. В Кувандыкском городском округе проведут капитальный ремонт магистрального водопровода от Сакмарского водозабора протяженностью 9768 м, в г. Бузулуке пройдет реконструкция основной городской котельной мощностью 162,82 МВт до 94 МВт, а в городе Новотроицке — реконструкция городских сетей водоснабжения протяженностью 3689 м, магистрального водовода от скважины № 13 правобережного водозабора до водовода «Южный» протяженностью 1511 м, капитальный ремонт участка водовода, расположенного по ул. Советской, 20 до насосной станции 2-го подъема протяженностью 2300 м, а также капитальный ремонт магистральной тепловой сети протяженностью 2890 м.

Повсеместная модернизация
Средства, полученные из Фонда национального благосостояния, в Калужской области направляются на реализацию проектов в сфере теплоснабжения и водоотведения. В сфере теплоснабжения реализуется проект модернизации теплоснабжающего комплекса г. Малоярославец. В нем предстоит модернизировать 9 из 12 котельных, которые практически полностью выработали свой ресурс, и около 2,6 км тепловых сетей с износом более 95%.
«Проект планируется реализовать на условиях концессии. Инвестор имеет опыт строительства новых теплоисточников и замены изношенных сетей. В той части проекта, на которую привлечены средства Фонда национального благосостояния, концессионер обязуется за 2 года, в 2022–2023 годах, построить и реконструировать 7 котельных общей мощностью 57 гигакалорий, а также привести в порядок все изношенные сети. Еще две котельные инвестор модернизирует в рамках инвестиционной программы без участия федеральных средств. Все работы будут завершены до 2026 года.
«В целом на реализацию проекта потребуется 598,4 млн рублей. Из них финансовая поддержка Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства составит 258,5 млн рублей. Калужская область направит в проект почти 300 млн рублей, а концессионер инвестирует в тепловой комплекс города 40 млн рублей, — рассказал министр Калужской области. — Новые объекты позволят сократить затраты на производство тепла, снизить потери ресурса в сетях, а главное — обеспечить потребителям стабильно комфортный температурный режим в осенне-зимний период. Эти изменения коснутся 18 тыс. человек, или 80% жителей Малоярославца. Не менее важно, что после модернизации теплоснабжающего комплекса появится резерв для подключения новых жилых домов и социальных объектов в той части города, где планируется комплексное освоение территорий».
В сфере водоотведения реализуется проект модернизации очистных сооружений канализации на территории сельского поселения «Поселок Детчино» Малоярославецкого района. Он предусматривает строительство новых очистных сооружений канализации (новой линии очистки с внедрением НДТ) на земельном участке размещения существующих очистных сооружений канализации 800 куб. м/сутки в 2022–2023 годах. Стоимость проекта — 379 805,73 тыс. рублей, из которых средства льготного займа — 266 555,26 тыс. рублей.
В настоящее время в регионе прорабатывают возможность получения дополнительного финансирования (льготных займов) на реализацию еще трех проектов модернизации очистных сооружений в с. Барятино, с. Хвастовичи и с. Калужская опытная сельскохозяйственная станция.
Фондом ЖКХ были одобрены и 14 заявок, поступивших от Кузбасса. Среди них такие проекты, как реконструкция участка тепловой сети от ТК-34 до ТК-37, которая подразумевает строительство тепловой сети протяженностью 858 п.м. и приведет к повышению надежности системы теплоснабжения и улучшению качества предоставляемых услуг, а также создаст возможности для подключения новых абонентов, и реконструкция котельной № 12 с заменой паровых котлов на водогрейные и реконструкция сетей для увеличения перспективной производительности котельной в целях дальнейшего развития города и уменьшения воздействия на окружающую среду.
«Кроме того, на выделенные средства мы реконструируем тепловые сети, входящие в концессионное соглашение для повышения надежности системы теплоснабжения г. Новокузнецка, и реконструируем тепловые сети для повышения надежности системы теплоснабжения г. Кемерово. Также в планах на ближайшее время — реализация двух этапов проекта «Реконструкция III теплосетевого комплекса». Реконструкция тепломагистрали на участке от ТК-188 через УТ-1 до ТК-7 (2Ду700 1203м) с увеличением диаметра до 2Ду800 и изменением существующей надземной прокладки на подземную, а еще реализация целого ряда других проектов, которые позволят улучшить инфраструктуру в нашем регионе, а значит, сделать лучше жизнь проживающих здесь людей», — подчеркнул министр жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса Олег Ивлев.
Текст: Юлия Серебрякова
Фото: архив Отраслевого журнала «Вестник», Изображение от vectorjuice на Freepik, сайт Росавтодора

Это проект Отраслевого журнала «Вестник» «Новая эра в ЖКХ»: о реформировании сферы жизнеобеспечения. Проект создан при поддержке Минстроя России и СРО АС «Стройконсолидация».