Идут своей дорогой

Идут своей дорогой

Оборот крупнейших компаний отрасли — десятки миллиардов рублей

Главным драйвером развития дорожной отрасли вот уже четвертый год остается нацпроект «Безопасные качественные дороги». Правительство отмечает, что только за первые три года реализации нацпроекта удалось обновить почти 50 тыс. км автотрасс. Это не только привело к росту качества передвижения по дорогам страны и к заметному сокращению числа ДТП, но и значительно пополнило бюджеты дорожных компаний. 

Состояние дорожной сети в России долгое время было настоящей головной болью правительства и одним из главных поводов для многочисленных шуток в различных юмористических ток-шоу. Причем какое-то время не помогали даже сверхприбыли от продажи углеводородов, и если федеральную дорожную сеть еще кое-как удавалось держать в приемлемом состоянии, то региональные, межмуниципальные трассы находились в жалком виде вплоть до середины 2010-х. Поворотным моментом в этой истории стал 2016 год, когда президент Владимир Путин под впечатлением от поездки в один из городов-миллионников, отметил, что состояние дорог — это серьезная проблема и вызов для развития страны.

Уже в 2017-2018 годах Минтранс РФ начал реализацию приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги», главным результатом которого стало доведение доли отремонтированных дорог в 36 городских агломерациях с 38% до 62%. Полученный опыт был признан успешным, и нацпроект продлили сначала до 2024-го, а затем и до 2030 года. С момента старта в 2019 году по нацпроекту удалось отремонтировать более 48 тыс. км дорог.

Набрали скорость. Важно отметить: деньги деньгами, но объемы и скорость строительства и ремонта дорог также крайне важный фактор, влияющий как на состояние сети, так и на восприятие ее со стороны населения. И здесь дорожным строителям тоже есть чем гордиться. Если в первые годы реализации нацпроекта значительная часть бюджетов оставалась неосвоенной, а госзадание в значительной степени невыполненным, то, например, в 2021 году было освоено уже свыше 99% выделенных средств, что является отличным показателем как по сравнению с другими отраслями, так и с другими нацпроектами. По этому поводу дорожников даже похвалил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, выразив уверенность что с 2022 года показатель освоения средств будет очень близок к 100%. В августе вице-премьер, докладывая о промежуточных итогах реализации нацпроекта, отмечал, что выполнено около 60% запланированных на год объемов — уложено почти 75 млн кв. метров дорожного покрытия. «Дорожники идут с опережением графика, чтобы, если вмешается, например, погода, мы держались изначальных планов», — прокомментировал вице-премьер.

Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков сообщил, что в России в первом полугодии введено в эксплуатацию более 1,2 тыс. региональных объектов из плана 2022 года. Их общая протяженность составляет свыше 2,5 тыс. км.

На сайте Правительства РФ говорится, что всего в этом году по нацпроекту планируется привести в нормативное состояние более 16 тыс. км трасс и улично-дорожной сети городских агломераций. Если же вернуться к итогам 2021 года, то, как сообщила пресс-служба Росавтодора, после строительства и реконструкции были введены в эксплуатацию 19 объектов общей протяженностью 152,8 км (при целевом показателе 146,4 км), а также еще 45 объектов обустройства автодорог. Что касается ремонта и капремонта, то в общей сложности в 2021 году сданы в эксплуатацию 6066,9 км автодорог.

Отдельной строкой Росавтодор коснулся итогов работы в части улучшения ситуации с ДТП. Так, на подведомственных трассах было зафиксировано снижение общего количества ДТП на 0,3%, а раненых — на 0,1%. «Необходимо продолжать взаимодействие в рамках региональных комиссий по безопасности дорожного движения. Со всеми главами субъектов мы обсуждаем данную тему. Ни с кем нет недопонимания. Так что остается только «докручивать» имеющиеся наработки конкретными, точечными мероприятиями и методологическими действиями, которые и дальше будут приводить к снижению аварийности на дорогах», — резюмировал Роман Новиков.

Миллиарды из асфальта. Одними из главных бенефициаров развернувшегося в стране масштабного дорожного строительства стали крупнейшие подрядчики, заработки которых изменились пропорционально бюджетам, которые государство вкладывает в отрасль. Согласно данным аналитического центра холдинга «ЕвроМедиа», лидером отрасли уже много лет остается ПАО «Мостотрест», которое в 2020 году было реорганизовано в АО «Дороги и мосты». Компании после значительных проблем последних лет удалось сохранить не только весь топ-менеджмент, но и основной портфель заказов. Так, АО «Дороги и мосты» возводит такие крупные объекты, как участок основного хода Юго-Восточной хорды в Москве (со съездами на Третье транспортное кольцо (ТТК), Рязанский проспект и Нижегородскую улицу), первый этап обхода Набережных Челнов и Нижнекамска, объездную дорогу вокруг Твери по трассе М-11. Анализ тендерной документации показывает, что АО «Дороги и мосты» достаточно часто является единственным участником крупных конкурсов, что будет определять лидерство компании и в дальнейшем. Пожалуй, единственная компания, которая в ближайшее время может бросить вызов лидеру, — «Трансстроймеханизация», которая также выполняет значительные объемы работ на дорожном рынке. В частности, в сентябре она стала единственным участником конкурса на проектирование и строительство 8-го этапа трассы М-12 протяженностью 66 км за 123,2 млрд руб., получив самый крупный по стоимости контракт на строительство участков трассы М-12 (Москва — Нижний Новгород — Казань) из уже разыгранных. В числе строящихся сейчас объектов на сайте компании указаны такие крупные участки, как «8-й этап км 663 — км 729 с мостовым переходом через р. Волгу (Республика Татарстан)», «Строительство и реконструкция автодороги А-289 Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк — автомобильная дорога А-290 Новороссийск — Керчь (1-й этап)», «Строительство обхода г. Боброва в Воронежской области», «Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1036 — км 1072 в Ростовской области (обход Аксая)». Разбавляет московскую компанию в топ-3 крупнейших дорожных компаний страны «ВАД», чья деятельность в основном сосредоточена в северо-западной части страны, а с недавних пор и в Крыму. Как сообщили в пресс-службе «ВАД», общая протяженность введенных в эксплуатацию вологодскими дорожниками в 2021 году автодорог составила 948,5 км. Среди крупнейших объектов — участок с 116 по 224 км (Владимирская область) трассы М-12, участок автодороги Симферополь — Евпатория — Мирный в Республике Крым (от села Скворцово до пересечения с региональной дорогой Евпатория — порт Мирный вблизи села Уютное с обходом озера Сасык-Сиваш), первый этап строительства Северного обхода г. Калининграда, капитальный ремонт участка трассы А-119 Вологда — Медвежьегорск — автодорога Р-21 «Кола» с 6,1 по 14,8 км, участки автодороги А-181 «Скандинавия» с 65 по 80 км и с 80 по 134 км.

20 крупнейших автодорожных компаний России

Место Название компании№№ Регион Выручка, млрд рублей
1 АО «Дороги и мосты» Москва 119,9
2 ООО «Трансстроймеханизация» Москва 93,6
3 АО «ВАД» Вологодская область 81,7
4 АО «Дорожно-строительная компания «Автобан» Москва 76,4
5 АО «ПО «Возрождение» Санкт-Петербург 24,4
6 ООО «НПС Аксай» Москва 22,8
7 АО «Донаэродорстрой» Москва 19,6
8 АО «Ханты-Мансийскдорстрой» ХМАО-Югра 18,7
9 ООО «Дорожная строительная компания» Тверская область 18,6
10 ООО «ИБТ» Москва 15,7
11 ООО «Концессионная строительная компания N°3» Москва 14,8
12 АО «Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие» Тюменская область 14,7
13 АО «Ямалтрансстрой» ЯНАО 14,6
14 АО «Центрдорстрой» Москва 13,8
15 ООО «Технострой» Санкт-Петербург 13,7
16 ООО «Концессионная строительная компания N°1» Москва 12,4
17 ООО «Региональная концессионная компания» Хабаровский край 12
18 ООО «РСК» Москва 11,5
19 ООО «Строительная компания «Орион Плюс» Ленинградская область 11
20 ООО «Магистраль Северной столицы» Санкт-Петербург 10,8

Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие в России организации, специализирующиеся на строительстве, ремонте и обслуживании автомобильных дорог и автодорожной инфраструктуры. Основанием для ранжирования послужил объем выручки в рублях по итогам 2021 года. Информация для рейтинга предоставлена самими компаниями, а также взята из официальных годовых отчетов, сайтов и системы анализа финансовой информации СБИС.
Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.

Логотип Вестник Строительство