«Пламя» на берегу Финского залива

«Пламя» на берегу Финского залива

«Лахта-Центр» стал новым символом Северной столицы

В 2018 году на берегу Финского залива выросло здание высотой в 462 метра — «Лахта-Центр». По сравнению с другими небоскребами планеты этот мегапроект считается одним из самых сложных и уникальных. Однако не все жители культурной столицы были рады появлению такого масштабного объекта: многих не устраивал тот факт, что здание столь немалого формата вторгалось в панорамы исторического центра. О том, насколько удалось интегрировать суперсовременный комплекс «Лахта-Центр» в городской скайлайн Санкт-Петербурга, мы поговорили с Филиппом Никандровым, руководителем творческого коллектива архитекторов проекта и главным архитектором компании «Горпроект», выступавшей в роли генерального проектировщика комплекса.


Филипп Валерьевич, Санкт-Петербург по праву считается одной из архитектурных жемчужин России. Здесь буквально на каждом шагу расположены памятники истории и культуры. При этом появляются и современные здания. Какими они должны быть, чтобы не нарушить архитектурную гармонию города? Как вы считаете, каково оптимальное соотношение небоскребов и зданий средней этажности в городах-миллионниках?

Универсального рецепта тут не существует. Каждый мегаполис имеет свои особенности градостроительной ткани, и в каждом конкретном случае необходимо учитывать не только сложившуюся историческую застройку, но и наличие природных компонентов среды (рельеф, структуру грунтов, сейсмику, водоемы, парковые зоны), каркас транспортной и инженерной инфраструктуры, близость аэропортов (схемы глиссад) и многие другие моменты.

Главными тут являются вопросы сомасштабности, а не контрастные столкновения старого и нового в квартальной застройке. Подобные контрасты между исторической архитектурой и ультрасовременными встройками могут быть нивелированы использованием похожих материалов и колористики, ритма и членений (шаг окон, высота этажей), задающих масштаб зданию. Диссонанс между исторической городской средой и небоскребами возникает в силу абсолютно разных масштабов, и этот диссонанс ослабляется только при значительном удалении новых башен от исторических высотных доминант. Это удаление может достигать нескольких километров. Например, расстояние от высотного кластера «Москва-Сити» до Кремля — около 4,5 км.

Для мегаполисов с сохранившимся историческим центром наиболее органичной моделью развития является схема кратера, в которой рост высоты зданий рядовой застройки увеличивается концентрически при удалении от центра. «Лахта-Центр» как новый деловой кластер — это градостроительный флагман агломерации на берегу лагуны Финского залива, опоясанной кольцевой автомагистралью (КАД), в орбите которой Большой Санкт-Петербург и будет развиваться в XXI веке. И комплекс «Газпрома» на берегу залива в геометрическом центре этой орбиты как новая общегородская доминанта формирует собою архитектурный символ современного Санкт-Петербурга XXI века.

«Лахта-Центр» уже стал одним из символов современного Петербурга. Этот объект можно назвать «самым-самым» по многим параметрам: высота и количество этажей, площадь внутренних помещений, расположение и даже количество мест, которые объект занимает в различных топах, например, топ-5 самых экологичных небоскребов мира. А вот чем объект уникален с точки зрения архитектуры и проектирования, причем не только в российской, но и в мировой практике?

Небоскреб «Лахта-Центр» очень сложен в техническом отношении. Он считается сложным даже по сравнению с другими меганебоскребами планеты: в проекте нет ни одного повторяющегося этажа, а фасадные оболочки реализованы с двоякой кривизной. И архитектурные, и технологические решения нашего здания во многом инновационные не только для России, но и для всего мира. «Лахта-Центр» стоит на берегу Финского залива — отсюда высокие ветровые нагрузки. У нас суровая зима, но при этом резкие перепады температур (морской климат). Более того, он расположен не просто на берегу, а на намывной территории, грунты достаточно слабые, грунтовые воды стоят высоко. Сложная геометрия, большая высота, значительные пролеты перекрытий и смелые выносы консолей также сформировали ряд вызовов, для которых было необходимо найти решения в процессе проектирования.

Заливка фундамента «Лахта-Центра» попала в Книгу рекордов Гиннесса как мировой рекорд непрерывного бетонирования. Для здания разработали не только особую марку бетона, но и новые нормативы сталежелезобетонных конструкций: их использовали в несущих колоннах и в аутригерах — выносных опорах башни. Все узлы и конструкции просчитали с использованием BIM, параметрического моделирования и визуального программирования. Модели и мокапы испытывали в аэродинамической трубе, проверяя их устойчивость к ветровым нагрузкам.

Фасад башни «Лахта-Центра» — самый большой по площади холодогнутый витраж в мире. Грани фасада синхронно поворачиваются, изгибаясь плавной спиралью по всей высоте и образуя скульптурный фрактал. В технологии холодногнутого остекления закаленное плоское стекло в составе стеклопакета изгибают под нагрузкой без нагрева.

Двухниточные фасадные оболочки «Лахта-Центра» в комплексе с другими энергоэффективными архитектурными и инженерными решениями позволили петербургскому небоскребу получить экологический сертификат LEED Platinum — высшая оценка международного зеленого стандарта в строительстве. «Лахта-Центр» — единственное в России и Европе высотное здание выше 200 метров, получившее платину.

Суть в том, что фасад состоит из двух слоев — «ниток». В нашем случае на башне двухниточный фасад — интеллектуальный, а на зданиях у подножья башни — так называемый «пассивный», внутреннее остекление которого может иметь проемы, открываемые фрамуги. Внешний слой остекления, в свою очередь, обеспечивает зданию визуальную цельность и элегантность при взгляде снаружи, скрывая хаос открытых окон и также снижая давление ветра и нивелируя сквозняки. Между оболочками двух «ниток» — около метра буферного пространства, в котором можно свободно передвигаться, обслуживать и мыть остекление. В нижней части оно открыто, что обеспечивает пассивное проветривание и помогает избежать эффекта парника и перегрева. Благодаря воздушной прослойке и системе солнцезащиты «двойная нитка» фасада ощутимо сокращает теплопотери.

В башне применена активная система интеллектуального двухниточного фасада с двусветными буферными зонами, служащими как рекреационные пространства при офисах. Здесь расположены зимние сады, места для отдыха, можно проводить рабочие совещания. Клапаны автоматически управляемых фрамуг по углам буферных зон открываются при перегреве для естественного проветривания. Здесь прохладнее, что, в частности, комфортно для растений зимних садов: температура представляет собой нечто среднее между «внутри» и «снаружи», но при необходимости, к примеру для встреч или конференций, воздух можно подогревать.

«Лахта-Центр» — самый высокий небоскреб севера и самый северный среди первой двадцатки небоскребов мира. Никто не строил подобных зданий на такой широте и в таком влажном климате. Над обитаемой частью возвышается стометровый шпиль — большую часть года он окружен облаками, и, для того чтобы избежать образования наледи в холодное время года, на фасадах «Лахта-Центра» использованы пьезодатчики, которые применяются в авиастроении. При образовании льда на внешней поверхности стальных облицовок фасада автоматически включается их обогрев.

Устройства антиобледенения, так же как и динамическая архитектурная подсветка, интегрированы в систему облицовки рельсов уникальной системы обслуживания фасада, смонтированной снаружи параллельно фасаду на его гранях, повторяя их спиральную форму. Рельсовая система позволяет при помощи передвижных люлек мыть, ремонтировать и заменять стеклопакеты и элементы облицовки.

Практическое назначение комплекса, конечно, поражает многофункциональностью и тщательно продуманной инфраструктурой. А если посмотреть на «Лахта-Центр» с точки зрения его органичного вплетения в окружающую застройку города, то что можно сказать о нем? Чем вдохновлен этот проект и как вписывается в современный архитектурный облик Санкт-Петербурга?

Ультрасовременная архитектура комплекса «Лахта-Центра» стилистически находится в будущем, а не в прошлом, однако формообразование башни построено на архитектурных принципах, заложенных еще строителями древних пирамид: вся масса здания визуально устремлена вверх, концентрируясь в точке вершины. По этому принципу построены практически все исторические вертикальные доминанты Санкт-Петербурга — шпили и купола.

Силуэт 462-метровой башни как главного акцента и композиционного центра комплекса символизирует энергию пламени — символ и логотип «Газпрома». Пять крыльев башни поэтажно поворачиваются на 0,82 градуса относительно своих центров или примерно на 90 градусов по всей высоте, уменьшаясь в размере по мере восхождения к вершине, тем самым создавая силуэт шпиля, который по пропорциям и форме максимально комплементарен архитектуре исторического центра и воспринимается как еще один городской шпиль, стилистически не конкурирующий с существующими доминантами в самом историческом центре. Силуэтное решение небоскреба и является переходной формой от купола к шпилю с постепенным увеличением радиуса закругления от дуги в нижней части к прямой в верхней. Богатая пластика фасадов башни через органичную композицию объемов привносит элемент динамизма и движения, символизируя энергию и развитие.

Притом что высота небоскреба «Лахта-Центра» составляет 462 метра, обитаемые этажи находятся ниже отметки 370 метров, выше которой расположены конструкции шпиля, композиционно обеспечивающего объекту функцию городского ориентира в формировании морского фасада Санкт-Петербурга. В нашем случае офисная башня «Лахта-Центра», подобно маяку, встречает идущие в Петербург суда и круизные лайнеры. Комплекс уже стал новым символом современной Северной столицы, и именно в этом заключается главная эстетическая задача общегородской высотной доминанты крупнейшего города-порта России.

В 2020 году «Лахта-Центр» стал первым российским небоскребом, получившим мировую премию в области высотной архитектуры Emporis Skyscraper Award в номинации «Небоскреб года 2019». Благодаря чему объекту удалось добиться признания жюри международной премии? Какими еще высокими наградами может похвастать «Лахта-Центр»?

В ноябре 2020 года международный конкурс Emporis Skyscraper Award, один из самых известных в мире конкурсов в области высотной архитектуры, признал «Лахта-Центр» лучшим небоскребом мира за 2019 год. Экспертное жюри было вдохновлено необычными формами и фасадами высотной доминанты с учетом выдающихся показателей проекта по энергоэффективности. По совокупности примененных в проекте инновационных энергоэффективных решений объект заслуженно получил высшую категорию зеленой сертификации LEED Platinum, что делает его в национальном и международном масштабе лидером в части бережного отношения к окружающей среде.

Башня «Лахта-Центра» также победила в четырех номинациях CTBUH AWARDS — 2021 (главная международная премия в области уникального высотного строительства и урбанизма): «Лучшее здание высотой более 400 метров», «Лучшее высотное здание Европы», «Строительство высотных зданий» и «Фасады высотных зданий».

В 2020 году участники команды, возводившей «Лахта-Центр», стали лауреатами правительственной премии в области науки и техники за разработку и создание конструктивно-технологических решений и модели управления строительством уникального высотного объекта.

В 2019 году «Лахта-Центр» стал победителем CRE Awards в категории «Многофункциональный комплекс».

В том же 2019 году коллектив под руководством академика РААСН и главного конструктора компании ГОРПРОЕКТ Владимира Ильича Травуша награжден золотыми медалями РААСН за «Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы по созданию строительных конструкций высотного здания комплекса «Лахта-Центр».

В 2019 году «Лахта-Центр» стал победителем всероссийской экопремии Green Awards. В этом же году бюро ГОРПРОЕКТ было награждено золотым дипломом за проект «Лахта-Центр» в конкурсе «Алюминий в архитектуре» в рамках AlumForum — 2019.

Текст: Татьяна Набойченко

Фото предоставлены АО «ГОРПРОЕКТ»


Это проект Отраслевого журнала «Вестник» «О чём говорят здания»: об архитектурном наследии России. Проект создан при поддержке министерства строительства и ЖКХ РФ. 

Логотип Вестник Строительство